Найти в Дзене
Владимир Гаранкин

БЕЛЬГИЯ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОКТЯБРЬ 2018. Часть 3. Брюгге, Гент

Озеро Любви (Minnewater). Фото автора
Озеро Любви (Minnewater). Фото автора

Побывать в Бельгии и не заехать в Брюгге было бы большой ошибкой, которую я не мог допустить. Я отправился туда по утру, но уже на вокзале мне пришлось столкнуться с неприятными обстоятельствами, которые я не мог предвидеть.

Начну с того, что на центральном железнодорожном вокзале я обнаружил очень странное информационное табло. С одной стороны, висит информация о тех поездах, которые уже ушли полчаса назад, с другой – я вообще не нашел поездов на Брюгге. Расписание на щитах в печатном виде на этаже, где находятся кассы, отсутствовало как таковое. Пришлось идти в службу информации, чтобы выяснять, что к чему. Оказалось, что мне надо смотреть те поезда, которые идут на Остенде. Они останавливаются в Брюгге, но почему Брюгге (все-таки крупный город по местным меркам и туристическая Мекка в одном лице!) не был указан как остановочный пункт на табло, я так и не понял. К тому же оказалось, что все поезда отправляются с опозданием, и мой поезд опаздывал на 18 минут. Убивая время, я спустился на этаж ниже, где обнаружил те самые щиты с расписанием, которое я безуспешно искал рядом с кассами. Впрочем, удивление мое на этом не закончилось. На щитах было вывешено расписание на субботу и воскресенье, а где расписание на будни? Нашел я и его, но оно почему-то находилось в стороне. Где логика и удобства для пассажиров? Да, это не Швейцария!

Пороховая башня (Poertoren) (1397–1398). С 1477 использовалась как пороховая башня. Высота – 18 метров, ширина – 8 метров, толщина стен – 1,3 метра. Фото автора
Пороховая башня (Poertoren) (1397–1398). С 1477 использовалась как пороховая башня. Высота – 18 метров, ширина – 8 метров, толщина стен – 1,3 метра. Фото автора
Замок делла Фэль (Kastel della Faille) на восточном берегу озера Любви (1883). Неоготика. Фото автора
Замок делла Фэль (Kastel della Faille) на восточном берегу озера Любви (1883). Неоготика. Фото автора
Знакомство с Брюгге начинается отсюда. Фото автора
Знакомство с Брюгге начинается отсюда. Фото автора
Похоже, что лебеди привыкли к туристам. Фото автора
Похоже, что лебеди привыкли к туристам. Фото автора
Мост к бегинажу. Фото автора
Мост к бегинажу. Фото автора
На территории бегинажа. Фото автора
На территории бегинажа. Фото автора

В Брюгге было тепло, но хмуро, и в течение дня погода менялась несколько раз. На озере Любви все так же плавали горделивые лебеди, на берегу, под еще не сбросившими листву деревьями, по-прежнему стояли фиакры, и даже толпы туристов были такими же внушительными, как и несколько лет назад.

Лебеди в Брюгге пользуются вниманием и уважением. Фото автора
Лебеди в Брюгге пользуются вниманием и уважением. Фото автора
Одна на четверых. Фото автора
Одна на четверых. Фото автора

И еще Брюгге называют Северной Венецией, впрочем, точно такое же название закрепилось за голландским Амстердамом и нашим Питером.

Соседство камня и воды. Фото автора
Соседство камня и воды. Фото автора
Дом на канале. Фото автора
Дом на канале. Фото автора

Я обошел город по уже знакомым маршрутам. Заглянул на Рыночную площадь (Grote Markt) – исторический центр города со времен Средневековья, где располагались мэрия, суд, почта, торговые ряды и сторожевая башня Белфорт (Belfort). Любо-дорого посмотреть на аккуратные раскрашенные в яркие цвета домики с треугольными крышами в стиле фламандской готики, обступившие площадь с северной стороны.

История башни Белфорт восходит к середине XI века. 83 метра, 366 ступенек. Брабантская готика. Фото автора
История башни Белфорт восходит к середине XI века. 83 метра, 366 ступенек. Брабантская готика. Фото автора
Вид на башню Белфорт со стороны улицы. Фото автора
Вид на башню Белфорт со стороны улицы. Фото автора

На востоке обосновалось неоготическое здание правительства провинции Западная Фландрия (Provinciaal Paleis). Раньше здесь были склады. Здание серого цвета с арками на двух этажах – дом губернатора провинции, а строение из красного кирпича – городской почтамт. Слева расположился дом Краненбурга, названный так по имени своего хозяина (Jacques van Craenenburg). Здесь с 5 по 27 февраля 1488 года содержался под стражей император священной Римской империи Максимилиан I, которого восставшие горожане захватили в плен. Они боялись, что он восстановит опекунство над своим сыном Филиппом, рожденным в браке с Марией Бургундской, и назначит себя регентом. Вполне возможно, что из окон дома император наблюдал за казнью некоторых своих сторонников.

Трое под одной крышей. Слева направо: исторический музей (неоготика, 1910–1914,  провинциальный суд, (1887–1992, 1914–1921), почта (1887–1891). Фото автора
Трое под одной крышей. Слева направо: исторический музей (неоготика, 1910–1914, провинциальный суд, (1887–1992, 1914–1921), почта (1887–1891). Фото автора

Между тем многочисленные открытые кафе по периметру уже заполнили посетители, что неудивительно – близилось время обеда, и все отчетливее и громче со всех сторон слышалась разноязычная речь.

Памятник Яну Брейделю и Питеру де Конинку, народным героям, оказавшим сопротивление французскому королю аж в 1302 году. Фото автора
Памятник Яну Брейделю и Питеру де Конинку, народным героям, оказавшим сопротивление французскому королю аж в 1302 году. Фото автора
Один из четырех всадников Апокалипсиса. Фото автора
Один из четырех всадников Апокалипсиса. Фото автора

По соседству с Grote Markt расположилась главная городская административная площадь Бург (Burg), одна из самых старых на территории Бенилюкса (XIV–XV века). Ее визитные карточки – городская ратуша и старая канцелярия.

Городская ратуша (поздняя готика, 1376–1421) и старая канцелярия слева от нее (ранний ренессанс, 1534–1537). Фото автора
Городская ратуша (поздняя готика, 1376–1421) и старая канцелярия слева от нее (ранний ренессанс, 1534–1537). Фото автора
Поехали! Фото автора
Поехали! Фото автора

К западу от Рыночной площади, на Steenstraat, находится собор Святого Сальватора (Sint-Salvatorskathedraal), который получил статус кафедрального в XIX веке. Первая церковь была возведена на этом месте в IX веке. Понятное дело, что в силу ряда причин одна постройка здесь сменяла другую. Основа современного собора в готическом стиле была заложена в 1250–1350 годы.

Часть кафедрального собора Святого Сальватора. Фото автора
Часть кафедрального собора Святого Сальватора. Фото автора
Безлюдная улица ведет к кафедральному собору Святого Сальватора. Фото автора
Безлюдная улица ведет к кафедральному собору Святого Сальватора. Фото автора

В двухстах метрах от него располагается церковь Богоматери (Onze-Lieve-Vrouwekerk) – еще одна готическая конструкция XII–XIII веков. Она является одной из самых высоких (122,3 м) кирпичных (не путать с каменными) церквей в Европе. Здесь можно увидеть скульптуру Микеланджело «Мадонна с младенцем», которую заказал папа римский Пий III (в миру Франческо Пикколомини) для своей часовни в Сиене. В ту пору (1503 год) Микеланджело было 26 лет. Скульптура высотой 128 см с необыкновенной отточенностью и одновременно плавностью линий сделана из каррарского мрамора в стиле ренессанса. Она была пожертвована Брюгге в 1514 году местным купцом Яном ван Мускруном (Jan van Moeskroen). Стоит сказать и о том, что здесь рядом со своим отцом Карлом Смелым, последним Герцогом Бургундии из династии Валуа, похоронена упомянутая ранее Мария Бургундская.

Церковь Богоматери. 1. Фото автора
Церковь Богоматери. 1. Фото автора
Церковь Богоматери. 2. Фото автора
Церковь Богоматери. 2. Фото автора
Церковь Богоматери. 3. Фото автора
Церковь Богоматери. 3. Фото автора
Церковь Богоматери. 4. Фото автора
Церковь Богоматери. 4. Фото автора

Я возвращаюсь на двор позади церкви. Несколько часов назад здесь было не протолкнуться, а сейчас нет ни души. Отсюда открывается интересный вид на саму церковь, и сейчас ничто и никто не мешает мне полюбоваться горбатым мостом Святого Бонифация через узкий канал Баккерсрей (Bakkersrei) – еще одним атрибутом, который делает для меня Брюгге городом из сказки.

Мост Святого Бонифация. 1. Фото автора
Мост Святого Бонифация. 1. Фото автора
Мост Святого Бонифация. 2. Фото автора
Мост Святого Бонифация. 2. Фото автора
Один из самых известных видов на город. Фото автора
Один из самых известных видов на город. Фото автора
Брюгге – настоящая туристическая Мекка. Фото автора
Брюгге – настоящая туристическая Мекка. Фото автора
Вот и погода наладилась! Фото автора
Вот и погода наладилась! Фото автора
На мосту. Фото автора.
На мосту. Фото автора.
Время обеда. Фото автора
Время обеда. Фото автора

Похоже, нашествие туристов на город подошло к своему концу, и Брюгге не спеша возвращается к своему нормальному ритму. На улицах людей значительно меньше. Одни уже покинули город, другие облюбовали многочисленные кафе и пивные. Я выхожу к миниатюрному скверу на улице Walplein, где находится немного гротескная скульптурная группа «Зевс, Леда, Прометей и Пегас посещают Брюгге» Джефа Клерхаута (Jef Claerhout), обосновавшаяся здесь в 1982 году, и далее мимо бегинажа направляюсь вдоль озера Любви к вокзалу.

«Зевс, Леда, Прометей и Пегас посещают Брюгге». Фото автора
«Зевс, Леда, Прометей и Пегас посещают Брюгге». Фото автора

Брюгге – город романтики. Спокойный и умиротворенный (быть может, немного страдающий от многочисленных туристов), очень чистый и ухоженный по самым строгим критериям, с красивыми, как будто игрушечными, домами из белого и чаще красного кирпича, окна и подоконники которых украшены яркими цветами, где-то строгой, а где-то яркой и веселой архитектурой и, конечно, каналами. Он поднимает настроение, а если его нет, то просто создает его. Он помогает видеть прекрасное и радоваться жизни. Таким я вижу этот город, который для меня лично куда больше ассоциируется с Голландией, чем с Бельгией.

Какая сказка без шарманщика?! Фото автора
Какая сказка без шарманщика?! Фото автора
Осенний мотив. Фото автора
Осенний мотив. Фото автора
Сюр. Фото автора
Сюр. Фото автора
У входа в сувенирный магазин. Фото автора
У входа в сувенирный магазин. Фото автора
Не пропустите зеленый! Фото автора
Не пропустите зеленый! Фото автора
Зонтик из кружева? Фото автора
Зонтик из кружева? Фото автора
Привет! Фото автора
Привет! Фото автора
 И бельгийский шоколад на десерт к посещению Брюгге! Фото автора
И бельгийский шоколад на десерт к посещению Брюгге! Фото автора

Уже в поезде я осознал необдуманность своего решения посетить два города за один день. Тот вариант, который меня ни разу не подводил в Швейцарии, в Бельгии не сработал. Все-таки, в отличие от Швейцарии, я недостаточно хорошо ориентируюсь в Бельгии, к тому же октябрь – не май или июнь, когда световой день намного длиннее. Но в Гент я все-таки заскочил.

С этим городом у меня связаны не самые радостные воспоминания. За те два часа, которые я провел в городе в 2007 году, я попал под дождь и лишился кошелька. Вот и сейчас, похоже, мой визит окажется по большей части холостым.

Город уже погружался в сумерки. От вокзала до центра идти 2,5 км, которые я, следуя своему правилу, преодолел пешком по длинной и не очень широкой улице. К сожалению, рассказать о том, что я видел на пути своего выдвижения к площади Святого Бафона (Sint-Baafsplein), я не смогу, так как уже стемнело. Город, несмотря на свои небольшие размеры, показался мне в большей степени урбанистическим и европейским, хотя, возможно, на мое представление о нем сказалось время суток.

Несмотря на поздний час, собор я все-таки признал. Вернее сказать, вспомнил. В памяти всплыли даже какие-то элементы его интерьера. Конечно же, он был закрыт. Странным показалось и то, что практически все магазины были тоже закрыты, а сувенирные лавки в округе можно было пересчитать по пальцам (в отличие от Брюсселя и Брюгге). Мне нужно было купить в подарок пивной бокал из Гента, и, на мое счастье, я нашел-таки заведение, в котором отыскал нужную мне вещицу. Узнал я и сувенирный ларек на соборной площади, в котором меня оставили без кошелька.

Вид на собор Святого Бафона. Фото из открытых источников в Интернете
Вид на собор Святого Бафона. Фото из открытых источников в Интернете

Сам собор Святого Бафона (Sint-Baafskathedraal) высотой 89 метров является старейшим из всех фламандских церквей. Его строительство было завершено 7 июня 1569 года, и он являет собой добротный экземпляр брабантской готики, которая занимала ведущие позиции в Европе в XIV–XV веках. Даже в сумерках с помощью подсветки можно было отчетливо разглядеть строгие формы и очертания собора. Мне не составило труда перенестись во времени и представить себя в Средневековье.

Прямо за собором находится городская колокольня (Belfort van Gent) – еще одно грандиозное 91-метровое сооружение XIV века, на строительство которой ушло 38 лет. Крышу колокольни венчает фигура позолоченного дракона, а из четырех статуй рыцарей, стоявших по углам, сохранилась лишь одна. Украшают башню позолоченные часы, изготовленные в 1670 году, и обслуживают по ее прямому назначению 52 колокола.

Гент. Поздний вечер. Фото из открытых источников в Интернете
Гент. Поздний вечер. Фото из открытых источников в Интернете

Я побродил по близлежащим улицам. Немного странным было видеть то, что с наступлением темноты Гент погрузился в тишину и спокойствие, тогда как в Брюсселе в этот час жизнь продолжала бить ключом. Даже людей на улицах в центре города было гораздо меньше, чем в столице. Я сел в подошедший трамвай, который и доставил меня на вокзал Gent-Sint-Pieters.

Через час я был в гостинице. Мой шестой день пребывания в Бельгии подошел к концу.

Статья и содержащийся в ней материал (текст и фотографии) носят исключительно познавательный характер. Автор не использовал, не использует и не будет использовать их ни в рекламных, ни в коммерческих целях (монетизация не активирована).

# Бельгия # Брюгге # Гент # страны мира # путешествия # рассказы #