Морозко — самый нарядный в мире дедушка. Белая атласная шуба с вышивкой, оторочкой из мутона и распашными рукавами. Под шубой голубой кафтан с богатыми узорными аппликациями. Коричневые бархатные рукавицы отделаны этническим северным орнаментом.
Бутафоры снабдили его волшебный посох навершием, декорированным под ледяной.
Деды Морозы в советских фильмах одевались по старинке: в роскошную шубу крытую шелком или парчой, белого, голубого или красного цвета. Шапка-боярка обязательно с широкой белой оторочкой из мутона и с высокой стоячей тульей-колпаком. Обувались Деды Морозы в расписные валенки, в которые заправлялись штаны-шаровары. На руках носили бархатные рукавицы, под шубами - длинные шелковые подпоясанные рубахи.
Зимнюю натуру для фильма "Морозко" режиссер Александр Роу заприметил на Кольском полуострове, в окрестностях города Оленегорска.
Страдания на тридцатиградусном морозе запомнились Инне Чуриковой, сыгравшей мачехину дочку Марфушечку. Сказочному Иванушке — актеру Эдуарду Изотову — пришлось бегать по заполярным снегам в легких штанах и рубахе. Георгий Милляр вдохновенно играл Бабу-Ягу, защищенный от мороза лишь ветхими лохмотьями.
Роль Морозко режиссер сразу отдал статному, с густым внушительным голосом Александру Хвыле. После чего актер стал главным Дедом Морозом Советского Союза — выступал на Кремлевских новогодних елках.
Настеньку должна была сыграть Надежда Румянцева, но Роу отдал роль 15-летней балерине Наталье Седых. Эту трогательную девочку с тонким голоском пришлось обучать актерскому мастерству в процессе съемок.
Съемочная группа привезла в Оленегорск целый зоопарк: медведицу, кошек, собак, птиц... с которыми управлялся опытный дрессировщик. Для сказочной тройки с ипподрома взяли красивых белых коней.
Избушку на курьих ножках — деревянный дом подвижной конструкции, управляемой рычагами — построили на лесной опушке. Статисты, набранные из местных жителей, изображали ожившие пни и в своих объемистых костюмах из поролона весили немало. Эдуарду Изотову пришлось изрядко потрудиться, чтобы молодецки выбрасывать их за порог избушки.
Морозкины самоходные сани двигал мощный грузовик, к которому они крепились длинным металлическим тросом.
Многие "волшебные" трюки выполнялись методом обратной съемки — излюбленным спецэффектом Роу.
Ну а летние сцены снимали в Подмосковье, под Звенигородом. Режиссер признавал только натурные пейзажи, так что живописные березки и ели, лесные полянки и овраги — не декорационные, а самые настоящие.
Морозное чудо
"Морозко" прямо с производственных колес попал на Венецианский кинофестиваль 1965 года, где отхватил Главный приз "Золотой Лев Святого Марка" в категории фильмов для детей. На показ картины собрались русские эмигранты, которые со слезами благодарили Александра Роу: "Спасибо за белые березки, за русскую зиму!"
"Морозко" полюбился детям Чехословакии, и до сих пор ни одно Рождество не проходит без показа по телевизору этой советской киносказки.
Ставьте ♡ делитесь мнением и подписывайтесь на канал!
С уважением, Наталья