Найти тему

Старообрядческие молельни в Романово-Борисоглебске

Старообрядческие молельни в Романово-Борисоглебске.

Современный город Тутаев, в прошлом Романово-борисоглебск, являясь одним из исторических городов России, во многом сохранил памятники культовой и гражданской архитектуры. При этом следует отметить, что сохранность исторической среды Романовской стороны значительно выше, чем Борисоглебской стороны. На Романовской стороне сохранилось порядка 50-ти каменных жилых двухэтажных зданий, датированных XVIII– началом XX веков, в основном – купеческие и мещанские особняки. Большая часть жителей города, в том числе и владельцы каменных особняков, были старообрядцами. Старообрядческая культура повлияла на все стороны жизни города, в том числе и на архитектуру гражданских зданий. Во многих домах были устроены домовые старообрядческие молельни, не все они находились внутри зданий, под домовые молельни возводились также пристройки к зданию, которые отличались богатством и своеобразием архитектурных украшений. К сожалению, в настоящее время нами выявлены исторические особняки, где располагались молельни, только на Романовской стороне города. Это не значит, что на Борисоглебской стороне домовых молелен не существовало, очевидно, они были, но в силу каких-то причин до нашего времени сведений о них не сохранилось.

Вместе с домовыми молельнями, которые принадлежали отдельным купеческим семьям, в Романове-Борисоглебске имелись общественные молельни. Общественных молелен было две. Первая - поповская на Борисоглебской стороне, которая находилась в доме вдовы мещанки Екатерины Николаевны Горбуновой недалеко от Воскресенского собора. Другая молельня - беспоповская на Романовской стороне находилась в доме старой девы мещанки Екатерины Тимофеевны Сапожниковой недалеко от Крестовоздвиженского собора. Обе молельни иногда называли часовнями.

Место нахождения обеих общественных молелен в источнике указаны поверхностно, неконкретно.[1] Взглянув на план города Борисоглебска 1910 года, находим 26 квартал, где жила мещанка Е.Н. Горбунова. На плане видим в квартале ряд деревянных домов на набережной Волги. Молельня Горбуновой явно находилась в этом ряду деревянных зданий. В настоящее время этот квартал занят корпусами льнокомбината «Тульма» в рамках улиц Набережная Волги, улица Комсомольская и улица Ярославская.

Молельня мещанки Е.Т. Сапожниковой находилась в 7 квартале Романовской стороны города. На плане города Романов-Борисоглебска 1851 года 7-й квартал располагается напротив Крестовоздвиженского собора в рамках улиц Ярославская (Ушакова), Городская (Гражданская), Новинская (Ленина) и с четвёртой стороны овраг с Леонтьевским ручьём (речка Медведка). На плане 7-го квартала размещены границы частных земельных участков, их 23. На каждом участке имеются изображения жилых и нежилых строений. Каменные дома окрашены красным цветом. Жилые деревянные окрашены жёлтым. При изучении 7-го квартала обращают на себя внимание большой земельный участок № 2 с садом и большим деревянным жилым домом, и именно он по нашему мнению находился в собственности мещанки Сапожниковой.

На первый взгляд здесь имеется противоречие: молельня общественная, а дом, в котором она содержалась – частный. На самом деле нет никакого противоречия: по российским законам того времени старообрядческие общины не имели права собственности на культовые объекты (церкви, часовни), имели запрет на возведение таких элементов архитектуры как купола, звонницы с колоколами, кресты. Поэтому если мы употребляем выражения «молельня Горбуновой, молельня Сапожниковой», то понимаем их не буквально, а условно. С введением единоверия значительная часть местных старообрядцев стала единоверцами.

В 1854 году горбуновская молельня на средства городского головы купца Игнатия Андреевича Юрина была перестроена в деревянную Никифоровскую единоверческую церковь. Над деревянным зданием молельни была возведена алтарная часть, колокольня и над крышей поставлен купол с крестом. Из упразднённой молельни Сапожниковой в храм были торжественно принесены 90 икон. В связи с тем, что Никифоровская церковь ежегодно во время весенних разливов заливалась так, что образа плавали в воде, в 1872 году она была упразднена, а иконы перемещены в каменную единоверческую Михайло-Архангельскую церковь, которая была передана единоверцам в 1855 году.

Каковы были основания для упразднения двух старообрядческих молелен и изъятия собственности? На первый взгляд эти действия властей незаконны. Молельни хоть и были общественными, но старообрядческие общины по закону не имели права на общественную собственность. Та и другая молельни юридически являлись собственностью их содержательниц. Имеется предположение, которое всё объясняет. Е.Н. Горбунова и Е.Т. Сапожникова умерли в 1853-1854 годах, не оставив ни завещания, ни близких родственников, претендующих на наследство. В этом случае выморочная собственность законно переходит к романов-борисоглебской городской думе. Дума, как орган городского выборного управления могла приобретать собственность и ею распоряжаться. Городским головой городской думы в то время был Игнатий Андреевич Юрин. В истории Романово-Борисоглебска это был единственный купец, который исполнял обязанности городского головы такое длительное время: с небольшими перерывами 27 лет с 1827 по 1862 год.[2]

В течение нескольких лет нами были собраны письменные источники и устные сведения о существовавших старообрядческих домовых молельнях Романовской стороны. Следует признать, что сведения о домовых купеческих и молельнях, находящихся в Романове-Борисоглебске, скудны и отрывочны.

В настоящем исследовании обобщены находящиеся в письменных источниках упоминания о домовых молельнях, выявлены сохранившиеся дома, в которых они находились. На Романовской стороне в XIX веке существовали домовые молельни:

Купцов Трутневых. Находилась в доме на ул. Красноармейская 61.

Купцов Новиковых находилась в доме на ул. Крестовоздвиженская 57/9.

Купцов Дегтярёвых находилась в доме на ул. Ленина 80/33.

Купца Василия Евстигнеевича Рябкова в доме на ул. Волжская Набережная 25/1.

Купца Ионы Кириковича Вагина в доме на ул. Толбухина 92.

Купца Егора Андреевича Сущева в доме на ул. Ленина 52.

Купца Герасима Никитича Соловьёва в пристройке к дому на ул. Ушакова 90.

Купца Фёдора Семёновича Разсолова в доме 67 на ул. Ленина.

Купцов Шумиловых во флигеле возле дома 92, ныне д. 94 на ул. Ленина.

Купца Александра Алексеевича Неопиханова в доме 11/13 на ул. Ленина.

Купца Ивана Александровича Бабушкина в доме 74/12 на ул. Ушакова.

Перечисленные молельни размещались в основном в каменных зданиях.

Ряд деревянных зданий, в которых находились домовые старообрядческие молельни, не сохранился: Это старообрядческий скит с молельной в доме купца Скорнякова, молельни мещан Василия Фёдоровича Давыдова и Сергея Тихоновича Тугунова, купцов Ефима Андреевича Масленникова (имел дом в 14 квартале, в 1851 г. выбыл в Санкт-Петербург) и Фомы Васильевича Разсолова.

В настоящее время лучше других сохранилась старообрядческая домовая молельня в доме купцов Трутневых (ул. Крестовоздвиженская, д. 61). Молельня Трутневых по нашему мнению сначала находилась в двухэтажной пристройке к дому Трутневых, помещения которых в настоящее время занимает библиотека имени Ф.Н. Слепушкина, а в 1880-х годах, когда в доме расположилась воинская казарма, молельня была переведена на антресоли. О времени пребывания молельни в пристройке напоминает ниша под икону с тайником на неоштукатуренной стене со стороны двора.

Нами собраны сведения о многих представителях купеческого рода Трутневых. Александр Иванович Трутнев (1777 – 1848) – один из самых богатых граждан Романов – Борисоглебска. Купец 1-й гильдии, сын романовского купца 2-й гильдии Ивана Никифоровича Трутнева (1748 – 1806), которому принадлежали два завода: кирпичный и кожевенный, а также два двухэтажных каменных дома. Александр Иванович Трутнев после смерти отца - Ивана Никифоровича с братьями Михаилом и Ионой унаследовали капитал по 2-й купеческой гильдии. В 1823 году от братьев отделился Михаил Иванович Трутнев (1767 – 1828), объявив капитал в 2005 рублей по той же 2-й гильдии. В результате раздела капитала и недвижимой собственности ему достался кожевенный завод и каменный двухэтажный дом на набережной Волги в 14 квартале Романовской стороны. Михаил Иванович первым из рода Трутневых с 1824 по 1826 год был городским головой Романово – Борисоглебска. Братья Александр и Иона Трутневы после отделения старшего брата стали владельцами огромного двухэтажного каменного дома, выходящего фасадом на романовскую Торговую площадь. В документе 1828 года это строение упоминается на Торговой площади рядом с домом купцов Новиковых. «По выданному плану у вычисленного Новикова в длину показано сорок (саженей) и потому 4 сажени из оных общественной земли оказалось застроенной частным домом купецких детей Трутневых». Также братья имели «общую торговлю» и общий капитал. Это положение продолжало сохраняться и тогда, когда Иона Иванович Трутнев уехал жить в Петербург, приезжая в Романов – Борисоглебск изредка «по коммерческим делам».

С 1806 по 1825 года братья Александр и Иона Трутневы были купцами 2-й гильдии, а с 1825 года – 1-й гильдии.

В 1826 году они обратились с прошением в Петербург об открытии торгового дома под названием «Александр и Иона братья Трутневы». В соответствии с необходимыми требованиями в прошении была указана сумма общего движимого и недвижимого имущества 50000 рублей. По условиям договора братья Трутневы обязались открыть торговлю не только отечественными, но иноземными товарами. Как удалось выяснить, они большей частью торговали вином. В Романов – Борисоглебске в центре города в 9 квартале у Трутневых имелся ренсковый погреб. Ренсковыми именовались виноградные вина, привозимые из Европы, поэтому винный склад с импортными винами назывался ренсковым погребом. Кроме того бочками вина была заставлена арендуемая в городе Ярославле каменная палатка (склад). Торговали они и зерном.

В 1834 году братьям Александру и Ионе Ивановичам Трутневым были присвоены звания потомственных почётных граждан города Романово-Борисоглебска.

В 1839 году Александра Ивановича Трутнева избирают городским головой. На этой почётной должности он пребывал с января 1839 г. по декабрь 1841 г. Правление его не ознаменовано какими-либо значительными событиями.

О составе семьи А. И. Трутнева известно, что жену его от второго брака звали Александра Петровна, она была моложе мужа на 23 года. Сыновья: Иван, Пётр, Александр и Вениамин; дочери: Авдотья и Ольга. Из сыновей Александра Ивановича Трутнева только Иван и Пётр Александровичи в 70-х годах XIX века принадлежали к купеческому сословию. Причём старший сын - Иван Александрович Трутнев, купец 1-й гильдии с 1869 г. по 1879 г. был городским головой города Романово-Борисоглебска. Таким образом, в двух поколениях династии Трутневых были три городских головы и три купца 1-й гильдии.

Хотя Трутневы посещали храмы, венчались и крестились по православному обряду, в действительности они были старообрядцами. По свидетельству Ивана Сергеевича Аксакова, в 1849 году проводившего ревизию хозяйственной деятельности городской думы города Романов - Борисоглебска, древние храмы содержались на средства местных купцов-старообрядцев.

Не удивительно, что купец Александр Иванович Трутнев в 1832 году пожертвовал 3500 рублей на ремонтные работы в Крестовоздвиженском соборе. Как сказано в источнике - «по устроению благовидности собора». Александр Иванович Трутнев умер в 1848 году в возрасте 71 -го года.

Свидетельство, что в доме Александра Трутнева, который находился на Воздвиженской улице (Крестовоздвиженская 61), существовала домовая старообрядческая молельня, оставил известный историк, писатель и коллекционер Евгений Николаевич Опочинин. В своей статье «Русские коллекционеры и уцелевшие остатки старины из наблюдений и воспоминаний» он писал: «Моленную Трутневых я застал уже в полном упадке: лучшие иконы из неё и все до одной книги были уже распроданы обедневшими владельцами. Не знаю, впрочем, бедность ли заставила их прибегнуть к этой распродаже. Когда я приехал к Трутневым, я застал их в не совсем опрятной квартире нижнего этажа их огромного каменного дома, занятого жильцами. В квартире двух стариков братьев я увидал целый садок всевозможных птиц… Воздух здесь был ужасный, и я был рад, когда мы пошли в моленную, которая помещалась в самом верху.

В «иконостасе» было уже много пустых мест, но, несмотря на то, что всё лучшее, видимо, было выбрано, я нашёл в укромном уголке древний Деисус в прекрасных складках с финифтяными венчиками». По рассказам стариков Трутневых, моленная, собранная их «родителями», считалась одной из первых по богатству и древности икон. Книг при ней, печатных и рукописных, было до 1000.» [3]

Автор, следуя подсказке Е.Н. Опочинина, в 2011 году поднялся «на самый

верх» в доме купцов Трутневых и на антресолях под кровлей обнаружил молельню. Она представляет собой три проходные комнаты, оштукатуренные известковым раствором. На стене молельни до сих пор висит грубо сделанная вешалка для одежды, приколоченная коваными гвоздями. Наличие вешалки объясняется старообрядческой традицией переодеваться в народную одежду: женщины в рубашку и в сарафан, на голову – платок, застёгнутый под подбородком булавкой. Мужчины – кафтан, штаны, заправленные в сапоги. Предположительно старики, которых навестил Е.Н.Опочинин – сыновья Александра Ивановича Трутнева Пётр и Вениамин. Александр умер раньше.

В той же статье Е.Н. Опочинина упоминается ещё одна домовая молельня в Романово-Борисоглебске. Коллекционер утверждал, что во второй половине XIX века в городе была продана коллекция старопечатных книг и рукописей из молельни купцов Новиковых «за большие деньги». В этой коллекции находилось Евангелие «со скрепой по листам, сделанного собственноручно царём Михаилом Фёдоровичем». Другими словами, эта книга принадлежала царю Михаилу Романову, и на ней имелась запись, возможно, запись дарственная с личной подписью государя». Можно предположить, что молельня купцов Новиковых находилась в сохранившемся каменном двухэтажном доме, находящемся по соседству с домом Трутневых. Дом этот известен жителям города как здание почтового отделения ул. Крестовоздвиженская дом № 57/9.

Дом был построен сыновьями купеческой вдовы Филисаты Петровны Новиковой Андреем и Василием Сергеевичами Новиковыми в 1825 году. Василий был старше Андрея на год. У Василия с женой Пелагеей Степановной была дочь Анна. У Андрея Сергеевича был сын Михаил, который рано умер, не дав потомства. Рано умер и Андрей. Таким образом, эта ветвь рода Новиковых по мужской линии пресеклась. В конце девятнадцатого века купчиха 3-й гильдии вдова Пелагея Степеновна Новикова умерла от старости, была «не напутствована по расколу», а Анна Васильевна Новикова стала единственным владельцем каменного дома. Но, выйдя замуж за купца Ивана Разоренова, Анна стала жить у мужа в двухэтажном каменном доме в 26 квартале. Отчий дом был продан, поэтому и прекратила существование домовая старообрядческая молельня купцов Новиковых, коллекция которой, как упоминалось в статье Е.Н. Опочинина, была продана «за большие деньги». В каком помещении в доме находилась молельня, осталось неизвестным.

Молельня купцов Дегтярёвых, принадлежащих купеческим братьям Абраму, Дмитрию, Асафу и Африкану Егоровичам Дегтярёвым, представляет собой пристройку к двухэтажному каменному особняку, который выходит окнами на улицу Казанская. Дом был выстроен в первой трети XIX века их бабушкой Агрофеной Ивановной Дегтярёвой на земле, купленной у солдатки Екатерины Шумиловой. Братья Дегтярёвы занимались торговлей в лавках. В конце XIXвека владельцами остались только два брата Дмитрий и Африкан Егоровичи, у которых в собственности имелся галантерейный магазин, а у Африкана ещё и лавка в рядах. У Африкана Егоровича было трое детей от первого брака с Евдокией Петровной – Григорий, Николай и Павел, и трое от второго брака с Зинаидой Павловной – Елизавета, Ольга и Владимир. У Дмитрия Егоровича было трое сыновей – Александр, Герман и Владимир. На кладбище церкви Троицкая – на Погосте сохранилась могильная плита захоронения Александра Дмитриевича Дегтярёва, умершего в 1916 году.

Павел Дмитриевич Дегтярёв после революции работал разнорабочим на фабрике «Тульма», в 1929 и 1933 годах подвергался аресту «за антисоветскую деятельность», был женат, имел троих детей.[4]

Молельня в верхней части украшена закомарами – элементами церковной архитектуры. Это намёк на культовую принадлежность пристройки. Вход в молельню осуществлялся по деревянной лестнице с улицы и вёл на второй этаж. В доме случился пожар, жильцов выселили, здание стало разрушаться. Окна смотрят пустыми проёмами, крыша протекает.

Молельня в каменном двухэтажном доме купца Василия Евстигнеевича Рябкова представляет собой пристройку с парадным входом, которая отличается богатым декором. Василий Евстифеевич (в другом источнике Евстигнеевич) являлся гласным романово-борисоглебской управы, занимался продажей сырых кож. Ему принадлежала лавка в торговом ряду и лесной двор (склад брёвен). Позже он стал владельцем кирпичного завода. В доме Рябкова находился питейный дом. Он был женат на Олимпиаде Алексеевне Неопихановой, в браке родились два мальчика и две девочки.

Следующим владельцем этого дома с молельной стал купец 2 гильдии Артемий Галактионович Шушкин, который в 1888 году перешёл из мещан в купечество. Он занимался торговлей, имел торговое заведение 2-го разряда, очевидно, лавку, а также трактир в доме Кулёва. Жена – Мария Авксентьевна умерла в 1909 году. На кладбище церкви Троицкая – на-Погосте сохранился надгробный памятник М.А. Шушкиной.

Молельня купца Ионы Кириковича Вагина в отличие всех других молелен находилась в одноэтажном каменном доме. Дом находится вблизи от старообрядческой церкви Тихона Амафунского. Если внимательно посмотреть на дом, то можно догадаться, в какой части здания находилась молельня. На чердаке. Несоразмерно объёмный фронтон – особенность памятника. Следует заметить, что здание не входит в перечень охраняемых объектов истории и культуры.

Мещанин, а с 1849 года купец Иона Кирикович Вагин был женат на Татьяне Григорьевне Алехтуровой. У них был сын Иван и дочь Ольга. Вагины имели торговую лавку в каменном гостином ряду совместно с Надеждой Флягиной. Лавка досталась в наследство от деда Татьяны - Григория Алехтурова. Купец Вагин служил гласным городской думы. Вагин утверждал, что для «ведения коммерческих дел» не нанимал ни одного работника.

Молельня купца Ивана Григорьевича Шумилова своим расположением значительно отличается от других тем, что располагается в отдельном одноэтажном каменном флигеле, который находится рядом с купеческим особняком. Двухэтажный каменный дом Шумиловых – один из старейших каменных домов Романовской стороны, он построен в XVIII веке. Шумилов приобрёл его, а также ещё два каменных дома «с деревянными при них службами, надворными постройками и землёю» во второй половине XIX века. Имеется предположение, что молельня, как и дом, сначала принадлежали предыдущему владельцу купцу Петру Афанасьевичу Горбунову. Купец первой гильдии, владелец крупнейшей не только в Романово-Борисолебске но и в губернии полотняной фабрики, городской голова Борисоглебска, Романова, а затем и Романов-Борисоглебска, П.И. Горбунов оставил заметный след в истории и культуре города.[5]

Иван Григорьевич – сын купца 3-й гильдии Григория Алексеевича Шумилова и Александры Максимовны Струшковой занимался торговлей кожей и мехами. Имел лавку в гостином дворе. Служил ратманом городского магистрата.

Молельня купца Егора Андреевича Сущева находилась в двухэтажном каменном доме в помещении с отдельным входом на первом этаже. В настоящее время это жилая квартира, на одной из стен в которой сохранилась ниша под икону. Сведений в отношении купца Сущева крайне мало. Известно, что он объявил капитал в 8000 рублей в 1845 году. Потом, уже в начале XXвека на средства Петербургского купца Хлобыстина в доме Сущева открылась богадельня. В годы I мировой войны здесь находился госпиталь для раненых воинов.

По свидетельству местных жителей старообрядческая домовая молельня находилась в одноэтажной пристройке к каменному двухэтажному дому, который принадлежал купцу Герасиму Никитичу Соловьёву – наставнику федосеевского согласия в Романово-Борисоглебске. Пристройка одноэтажная, с тремя окнами по фасаду, с мезонином, украшена архитектурными декоративными элементами. Герасиму Никитичу принадлежали водочный завод, оптовый склад, а также магазин и ренсковый погреб в собственном доме. Изначально дом принадлежал Герасиму Никитичу пополам с братом Василием Никитичем с женой Анной Константиновной, но они были бездетны. Василий Никитич Соловьев руководил федосеевцами г. Романово-Борисоглебска и сел: Заболотья, Слизнева и Петропавловского на Быковских горах.[6]У купца Герасима Никитича Соловьёва были дети Павел и Артамон. Артамону Герасимовичу Соловьёву, в которого была влюблена провинциальная барышня Мария Васильевна Серова, посвящены многие страницы её дневника. Дневник был опубликован поэтом и краеведом Виктором Анатольевичем Осиповым.

Молельня купца Фёдора Семёновича Разсолова – наставника романовских старообрядцев беглопоповского согласия находилась в принадлежащем ему деревянном двухэтажном доме на улице Ленина. Представителями рода Разсоловых на протяжении нескольких поколений поддерживались традиции старообрядчества. Андрей Иванович Разсолов был романовским иконописцем, а иконописцы из Романова, как известно, были все старообрядцами. Его сын Ипполит Андреевич был расколоучителем поповского толка. Мещанин Фома Васильевич Разсолов содержал в своём доме старообрядческую молельню. Также содержал поповскую молельню купец Фёдор Семёнович Разсолов. Ему принадлежали кирпичный и валеный заводы, магазин обуви и кожевенная мастерская. Купец Фёдор Семёнович вместе с братом Гаврилой Семёновичем пожертвовали средства на строительство в 1914 году старообрядческой церкви Тихона Амафунского. Братья Разсоловы в числе других подписали прошение о разрешении построить в Романово-Борисоглебске старообрядческий храм.

На кладбище церкви Троицкая-на-Погосте сохранились две надгробные плиты из семейного некрополя Разсоловых: под одной погребён Гаврила Семёнович Разсолов, умерший в 1911 году в возрасте 56 лет. Под другой плитой похоронена Ольга Александровна Разсолова, умершая в 1927 году в возрасте 27 лет. Фёдор Семёнович пережил брата, до самого закрытия старообрядческой Тихоновской церкви в 1936 году он являлся председателем совета общины храма.[7]

«В доме купца Неопиханова находятся поморская богодельная моленная, известная больше под именем богадельни», - утверждает источник.[8] Молельня в доме мещан братьев Неопихановых Александра и Владимира Алексеевичей (Александр был старшим) находилась в каменном двухэтажном доме на улице Александровской (Ленина). Дом достался им по наследству от родителей Алексея Феопемптовича и Марии Давидовны (в девичестве Крыловой). Предполагается, что молельня находилась на втором этаже дома. Вполне возможно в той квартире, что в настоящее время выгорела. Необходимо дом этот сохранить. В исповедных ведомостях семья Неопихановых записывалась с пометкой «не были за расколом». На городском Покровском кладбище автором была найдена могильная плита, под которой в 1873 году был похоронен Алексей Феопемптович Неопиханов.

По свидетельству местных жителей домовая старообрядческая молельня находилась в доме купца Ивана Александровича Бабушкина. Это одно из немногих жилых зданий города, которое признано памятником федерального значения. В настоящее время здесь располагается Дом культуры левобережной стороны города. Молельня находилась на втором этаже в комнате, которая в настоящее время служит костюмерной. В костюмерную ведёт отдельная лестница. Изолированность от жилых комнат – отличительный признак молельни. Иван Александрович – внук купца Григория Семёновича Бабушкина, сын Ивана Григорьевича Бабушкина который вместе с братом Ермилом Григорьевичем имел родовой деревянный дом во 2-м квартале. Три поколения купцов Бабушкиных занимались продажей зерна. Купец И.Г. Бабушкин был не первым, скорее последним владельцем каменного двухэтажного дома, который во всех письменных источниках носит его имя. В 1865 году здание было одноэтажным и представляло собой ряд торговых лавок. Второй этаж только строился. Принадлежало это строение купчихе Александре Петровне Трутневой. Архивный документ – «Ведомости по оценке недвижимых имуществ города Романов-Борисоглебска 1865 г.» гласит: «Каменный дом, нижний этаж занят погребом и винным складом, верхний не отстроен и при нём другой каменный двухэтажный с надворной постройкой. Почётная гражданка Александра Трутнева. Доходность имущества, отдаваемого внаём – 500 рублей. [9]

К роду Бабушкиных из Романово-Борисоглебска относился Фёдор Петрович Бабушкин (1762 – 3 июля 1842) Последний киновиарх Выговского общежительства. Известный Поморский деятель. Родился в Романове. В ранние годы уехал на Выг, где был избран киновиархом. Один из первых поморских библиографов, автор многочисленных сочинений. Он был составителем каталога рукописей Выгорецкой обители, автором десятка посланий "К местным пастырям и благочестивым мужам о назидании Церкви", а также "Описания всех в России просиявших чудесами мужей и жен" – самых полных русских святцев в то время. Его перу принадлежит и "Устав богослужения" для Лексинского женского монастыря. После репрессий 1830-х гг. на Выге, уезжает в Санкт-Петербург. Фёдор Петрович Бабушкин поддерживал связи с родственниками из Романова: известны его письма к отцу и сестре. Бабушкины принадлежали к поморскому согласию.

Иван Александрович Бабушкин – торговец мукой, владелец двух торговых лавок и 2/3 каменного амбара графини Строгановой в 9 квартале. Одна лавка находилась в принадлежащем ему доме, вторая – в деревянных торговых рядах. В обеих лавках велась торговля чаем, сахаром, мукой и рыбой. Иван Александрович служил гласным городской думы, служил старостой единоверческой Спасо-Архангельской церкви, на свои средства построил каменную ограду храма. Был женат на Ираиде Ивановне Солениковой. Ираида Ивановна имела в своей собственности каменный двухэтажный дом (Ленина 74/12). У Бабушкиных было 6 детей: Ольга, Евдокия, Павла, Анна, Андриан, Николай. Потомки И.А. Бабушкина живут в Ярославле.

Многое в понимании явления старообрядческих домовых и общественных молелен открывают свидетельства очевидцев из прошлого. «Имея своих особых руководителей, - как утверждает неизвестный романовский священник, живший в конце XIX века, - местные старообрядцы имеют и свои особые места для молитвенных собраний, куда они ходят в воскресенье и праздничные дни для слушания дневных служб, и окрутники, даже литургии. В большинстве случаев старообрядцы на общественную молитву собираются в дома влиятельных и зажиточных раскольников или же в дома и кельи своих руководителей, в специально для этой цели предназначенной комнате или же в обыкновенной жилой избе. Старообрядческое молитвенное помещение по своему виду ничем почти не отличается от обыкновенных крестьянских изб, кроме того что оно бывает обширнее и просторнее их и впереди всегда устанавляется большими образами старообрядческие письма, т.е. с изображением Христа Спасителя и святых, благословляющих и молитвенных рук двуперстно. Старинных молелен нет вовсе, - большая часть их возникла во второй половине настоящего столетия».[10]

Большое количество молелен в Романово-Борисоглебске объясняется тем, что преобладающая часть купечества относилась к старообрядцам. Священники – настоятели приходов обязаны были предоставлять сведения о количестве старообрядцев, их разделение на толки, наличии молелен, имена руководителей общин. Но эти сведения в некоторых случаях либо приходили намеренно искажёнными, либо не поступали вовсе. «Кроме явных открытых раскольников, - утверждалось в докладе «Раскол в Романов-Боросиглебском уезде», - есть не мало лиц, расположенных или склонных к расколу, которые приходскими священниками не включаются в число раскольников, но считаются православными, хотя в действительности многие из них давно уже покончили всякие сношения с Православной церковью и Православным духовенством: в храм Божий такие лица совсем не ходят, или, если и ходят, то очень редко и к таинствам исповеди и Св. Причастия вовсе не приступают; они ждут только удобного случая или старости, чтобы формальным образом и навсегда присоединиться к обществу старообрядцев того или другого согласия».[11]

В своём исследовании мы не претендуем на полноту информации. Внимательно посмотрев на сохранившиеся каменные дома, можно обнаружить пристройки к ним, которые вполне могут быть неизвестными домовыми молельнями.

Источники и литература

1.ГАЯО. Ф. 502. Оп. 1. Д. 56.

2. ГАЯО. Ф. 512. Оп. 1. Д. 8.

3.ГАЯО. Ф. 100. Оп.8. Д. 2088.

4. ГАЯО. Ф. 502. Оп.3. Д. 46.

5. ГАЯО. Ф. 502. Оп. 1. Д. 755.

6. ГАЯО. Ф. 502. Оп. 1. Д. 36.

7. ГАЯО. Ф. 502. Оп.1. Д.5.

8. ГАЯО. Ф 519. Оп.1. Д. 5.

9. ГАЯО. Ф. 519. Оп.1. Д. 357.

10. ГАЯО. Ф. 512. Оп.1 Д. 665.

11. Единоверие в Романо-Борисоглебске. (Краткие исторические сведения). /Ярославские епархиальные ведомости № 20 от 14 мая 1883 г. Ч. неофиц.

12. Иконы «романовских писем»: Тайны и открытия забытой традиции Ярославской земли; «Свод русской иконописи» / Авт. – сост. И. Л. Хохлова; науч. ред. И. Л. Бусева-Давыдова.- М.; Рыбинск, 2011. – 264 с., 155 цв. ил.

13. Котова «Положенный на меня чин надлежащим образом и по совести своей исправлять…» (Городские головы г. Романов – Борисоглебска Ярославской губернии. 1822 – 1918 г. г.) / Ярославская старина. 2006. - № 6. С. 122 – 133.

14. Кошелев С.С. Романов – Борисоглебск. Дома и усадьбы. – М.: Романовский посад, 2010. – 144 с.: илл.

15. Кошелев С.С. Храмы Романова-Борисоглебска. М.: Романов-Борисоглебск, Тутаев) : (б.и.), 2006. -136 с.

16. Опочинин Е.Н. Русские коллекционеры и уцелевшие остатки старины из наблюдений и воспоминаний. / Наше наследие, 1990. - № 4. – С. 115.

17. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы "Этнографического бюро"князя В.Н. Тенишева. Том 2. Ярославская губерния. Часть 2. Даниловский, Любимский, Романово-Борисоглебский, Ростовский и Ярославский уезды. Раскол в Романово-Борисоглебском у. Ярославской губ. Петербург, 1898 г.- Эл. ресурс:

http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=448&hl=%20раскол%20%20романов-борисоглебском%20%20уезде&st=70

18. Список объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Тутаевского муниципального района. - Департамент культуры Ярославской области.

19. Список лиц, имеющих право на выборах гласных Романово-Борисоглебской Думы на 4-х летие 1914 – 1917 г.г. – Архив Тутаевской библиотеки им. Ф. Н. Слепушкина.

20. Селицкий Д.А. Династия Романов-Борисоглебских купцов Трутневых. – XIV Тихомировские краеведческие чтения. Материалы научной конференции Ярославль, 22 – 23 октября 2013 года. - Ярославль, 2014. - 341 с.

21. Селицкий Д.А. Романовские иконописцы и заказчики икон «романовских писем». – XV Золотарёвские чтения. Материалы научной конференции (6 ноября 2014 г.) – Рыбинск, 2014. - 335 с.

22. Селицкий Д.А. Романово-борисоглебский купец Пётр Афанасьевич Горбунов. VII Романово-борисоглебские историко-краеведческие чтения памяти святого князя Романа Угличского. Сборник. Тутаев (Романов-Борисоглебск), 2020. – 111 с.

[1] Единоверие в Романо-Борисоглебске (Краткие исторические сведения). / Ярославские епархиальные ведомости. № 20 от 14 мая 1883 г. Ч. неофиц. С. 153, 154.

[2] Котова «Положенный на меня чин надлежащим образом и по совести своей исправлять…» (Городские головы г. Романов – Борисоглебска Ярославской губернии. 1822 – 1918 г.г.) / Ярославская старина. 2006. - № 6.- С. 124.

[3] Опочинин Е.Н. Русские коллекционеры и уцелевшие остатки старины из наблюдений и воспоминаний. // Наше наследие, 1990. - № 4. – С. 115

[4] ГАЯО Ф. Р-3698. Оп. 2. Д. С-825.

[5] Селицкий Д.А. Романово-борисоглебский купец Пётр Афанасьевич Горбунов. VII Романово-борисоглебские историко-краеведческие чтения памяти святого князя Романа Углического. Сборник. Тутаев (Романов-борисоглебск), 2020.

[6] Раскол в Романово-Борисоглебском у. Ярославской губ. http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=448&hl=%20раскол%20%20романов-борисоглебском%20%20уезде&st=70

[7] Ленский В. Страницы истории старообрядчества в Романов-Борисоглебске. / Романов-Борисоглебская старина, №1 2006 г.

[8] http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=448&hl=%20раскол%20%20романов-борисоглебском%20%20уезде&st=70

[9] ГАЯО. Ф. 502. Оп. 3. Д. 46. Л. 114.

[10] http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=448&hl=%20раскол%20%20романов-борисоглебском%20%20уезде&st=70

[11] Там же.