Как обрести счастье (ч.1 и ч.2)

Чтобы это понять, необходимо разобраться с несчастьем.

Чтобы это понять, необходимо разобраться с несчастьем. ЧАСТЬ 1 На Новый год принято желать друг другу счастья. Все люди стремятся к счастью.

ЧАСТЬ 1

На Новый год принято желать друг другу счастья. Все люди стремятся к счастью. Я тоже желаю всем моим друзьям, родственникам, близким людям, моим ученикам, коллегам и всем людям - счастья.

Но для того, чтобы обрести счастье, необходимо разобраться с несчастьем. Счастье – это отсутствие несчастье. Причём, маленькое счастьице – это временное прекращение страдания. А большое счастье – это полное, окончательное и бесповоротное прекращение страдания.

Для того, чтобы страдание прекратить навсегда, необходимо разобраться со страданием. Понять его природу и причины его происхождения.

Поэтому, первый текст 2023 года я хочу посвятить страданию.

Синонимами страдания являются такие состояния, как тревога, несчастье, стресс, отчаяние.

В числе определений страдания есть и такие: «союз с нелюбимым» и «разлука с любимым».

Под любимым или нелюбимым имеется ввиду не какой – то конкретный человек (хотя, зачастую, это человек), но также это может быть вещь, состояние или мысль.

ЧАСТЬ 2

Различают 3 вида страдания, которые соответствуют 3-м видам ощущений (неприятному, приятному и нейтральному).

1) Дукха - дукхата. Страдание как таковое. Простое или прямое страдание. Досада неприятного чувства. Это фактическое чувство физического или психического дискомфорта. Непосредственное болезненное ощущение. Это неприятное физическое чувство (кайика дукха ведана) или неприятное ментальное чувство (четасика дукха ведана), физическая или ментальная боль. Араханты, то есть полностью просветлённые, пробудившиеся люди, могут испытывать первую боль и не могут – вторую.

2) Випаринама – дукхата. Страдание, связанное с приятным чувством. Страдание перемен или страдание изменчивости. Неотъемлемая неприятность перемен. Это приятное чувство, которое неизбежно закончится. Ведь, любое приятное ощущение – непостоянно. Тот факт, что оно закончится, вызывает досаду. Кроме того, у любого приятного чувства, каким бы приятным оно не было, есть такое качество, как не совершенность. Никакое приятное чувство не является идеальным, не удовлетворяет полностью, что тоже вызывает досаду. Никакой сансарический объект (то есть, никакой временный, непостоянный предмет) не может удовлетворить ненасытную жажду удовольствий непросветлённого ума.

3) Санкхара (санкхата) – дукхата. Это страдание, являющееся врождённой характеристикой, качеством или природой всех обусловленных явлений и вещей. Это страдание формаций (образований) или страдание обусловленности. Все составные объекты подвержены распаду и потому, являются неудовлетворительными. Неотъемлемая неприятность образований (формаций). Это страдание, которое связано со всеми чувствами (приятным, неприятным и нейтральным), но в большей мере является страданием нейтрального чувства, потому что нейтральное чувство не содержит первые 2 вида страданий. Дукха санкхата – это страдание, изначально присущее всем обусловленным, составным феноменам, предметам, объектам и субъектам. Настолько связаны составные вещи и боль, что сказано «Нет боли, помимо совокупностей» (натти кхандасама дукха).

Продолжение следует.

С уважением, Александр Санкин