Всегда и везде он был выдающимся…
Генерал С.В.Денисов о Каледине
В бурной и многопластовой истории донского казачества и России есть выдающиеся личности, которые вызывают искреннее уважение, поклонение и восторг у одних людей и активное неприятие - у других. Таким был и остается генерал русской императорской армии, донской войсковой атаман и Георгиевский кавалер Алексей Максимович Каледин – человек, бесспорно, талантливый, выдающийся, честный, но сложной, противоречивой и трагической судьбы…
Он родился в год отмены крепостного права в России, 12 октября 1861 года (ст. ст.), на хуторе Каледин станицы Усть-Хоперской Усть-Медведицкого округа Земли Войска Донского (с 1870 года – Область Войска Донского). Интересно отметить такую деталь: через год после рождения Каледина на пост донского Наказного атамана был назначен генерал П.Х. Граббе (1787-1875), внук которого М.Н. Граббе станет последним донским Наказным атаманом, и на этом посту, но уже в качестве свободно избранного войскового атамана, его сменит Алексей Каледин.
Его дед, майор русской императорской армии Василий Максимович Каледин, храбро сражался в казачьем корпуса «вихорь – атамана» Матвея Платова против французов в период многолетней борьбы с Наполеоном в 1812-1814 годах, потеряв в этих боях ногу.
Отец будущего генерала и атамана, Максим Васильевич Каледин, «полковник времен Севастопольской обороны» (по другим данным – войсковой старшина, то есть подполковник), сумел передать сыну любовь к родному краю, к военному делу, которому сам посвятил всю свою многотрудную жизнь.
Мать Алексея Каледина была простой казачкой и горячо любила своего сына, холя малютку и напевая ему казачьи колыбельные песни. «Вот то зерно, из которого вырос облик белого вождя и атамана», - отметил один из биографов Каледина. (Белая Россия. Альбом № 1. Составитель генерал С.В.Денисов. Нью-Йорк, 1937. С. 68).
Интересно отметить, что в число родственников Каледина входил Федор Подтелков, доводившийся ему сватом. В январе 1918 года он предстанет перед атаманом непримиримым и беспощадным врагом – большевиком. (// «Донское слово» (Ростов-на-Дону). Апрель 1992 года)
У Каледина имелся родной брат Василий, в годы Первой мировой войны командовавший 12-м Донским казачьим полком. (Семанов С. К Истории «Тихого Дона». В кн.: Михаил Шолохов. Тихий Дон. М.,1980. Т.1. С.743). К февралю 1917 года он уже имел чин генерал-майора.(Гущин А. Три момента (Из встреч с А.М.Калединым). - // «Донская волна». 1918. 18 июня. С.2). В период атаманства своего брата Василий жил у него на квартире, но активной политической и военной роли не играл. Дальнейшая его судьба неизвестна, вероятно, погиб в огне Гражданской войны. Были у Каледина еще сестра Анна и брат Мелетий, о которых мало что известно.(Генерал А.М. Каледин. Фронтовые письма. Составитель С.П. Чибисова. Ростов-на-Дону, 2021. С.16).
Успешно окончив Усть-Медведицкую гимназию, среди известных выпускников которой были, писатели Федор Крюков (1870-1920)* и Александр Серафимович (Попов)(1863-1949),** а также знаменитый командующий 2-й Конной армии красных Филипп Миронов (1871-1921),*** Каледин, не без влияния отца, выбрал военную стезю и поступил в Воронежский кадетский корпус имени Великого князя Михаила Павловича. Произошло это в 1872 году.
Восемь лет прошли в напряженном труде, и в 1880 году новоиспеченный вице-унтер Алексей Каледин рапортовал своему родителю об окончании корпуса. На семейном совете было решено, что Алексей продолжит учебу во 2-м Константиновском артиллерийском училище. Так оно и произошло. «…Будучи кадетом и юнкером, - говорится в одной из биографий Алексея Максимовича, - Каледин отличался строгим взглядом на жизнь и большой серьезностью… Однако его серьезность нисколько не мешала сыскать ему множество друзей, искренне уважающих его».
Завершив учебу в Константиновском училище, Алексей Каледин поступил в Михайловское артиллерийское училище, откуда был выпущен с первым офицерским чином хорунжего в Забайкальскую казачью бригаду, дислоцировавшуюся в городе Чита. Службу в батарее Каледин совмещал с усиленной подготовкой к поступлению в Николаевскую Академию Генерального штаба, престижнейшее для каждого русского офицера учебное заведение. В 1885 году, успешно сдав нелегкие экзамены, Алексей Максимович стал слушателем Академии Генштаба. И снова потянулись годы напряженной учебы, ибо чтобы освоить сверхтрудный курс Академии, помимо таланта требовался еще и каждодневный упорный труд… У Каледина имелось и то, и другое… «Он везде и всегда был выдающимся, - писал об Алексее Максимовиче командующий Донской армией генерал-лейтенант С.В. Денисов.- Его нравственный облик всю жизнь был примером для окружающих. Он обладал исключительным моральным авторитетом. Всегда задумчивый и серьезный. Редкая его улыбка была праздником для близких и окружающих». (Белая Россия. Альбом № 1. С.68)
По первому разряду окончив Академию Генерального штаба, Каледин был оставлен служить при ней – честь, которой удостаивались только наиболее талантливые офицеры. Однако Алексею Максимовичу хотелось испытать себя на службе вне столицы, в войсках, и вскоре он получил назначение в Варшавский военный округ, «который в те дни выделялся своей подготовкой».
Искренняя любовь к родному краю, желание послужить Дону-батюшке потянули его на родину… В 1895 году в чине подполковника Каледин перевелся в Новочеркасск, став помощником начальника Войскового штаба. В этой должности он прослужил пять лет, создав «на Дону калединскую эпоху порядка». (// «Станичный вестник». Апрель 1990 года. С.3).
Потом были три года службы на Кавказе в качестве начальника Резервной пехотной бригады, после чего, уже будучи полковником, Каледин снова вернулся на берега родного Дона.
На это раз он получил назначение на должность начальника Новочеркасского казачьего училища. Это было старейшее военное училище Дона. Основанное в 1869 году, оно первоначально называлось “Новочеркасским урядничьим училищем” и готовило будущих казачьих офицеров. Год спустя его переименовали в Новочеркасское казачье юнкерское училище. С 1910 года оно называлось Новочеркасским казачьим училищем. В училище принимали казаков с 6-ти классным образованием, которые проходили класс подготовительный и специальный и выпускались с чином хорунжего. Деньги на содержание училища отпускало областное правление Войска Донского. В таком качестве его и принял Каледин.
Всю свою энергию, упорство и знания новый начальник училища направил на совершенствование учебного процесса и расширение числа юнкеров. Уже через год после его назначения количество юнкеров училища со ста двадцати увеличилось до ста восьмидесяти человек. «При нем впервые училище стало выпускать знающих, исполнительных, с инициативой и сознанием своего долга офицеров, - говорится в одной из биографий Каледина.- Эти офицеры впоследствии водили казачьи лавы в Восточной Пруссии, Галиции и Карпатах».(«Станичный вестник». Сентябрь 1991 года. С.8).
В 1907 году Каледин стал генерал-майором и получил назначение на должность заместителя начальника Донского Войскового штаба. Наказным атаманом на Дону в это время был генерал-лейтенант Александр Васильевич Самсонов. Боевой офицер, он с отличием участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 годов и в войне с японцами в 1904-1905 годах.* У Каледина с Самсоновым сложились добрые деловые отношения…
Знавший Каледина в эту пору, известный политический и общественный деятель Дона, депутат 2-й Государственной Думы России Андрей Петровский,** вспоминал: «Еще молодой тогда, он был так же спокоен, так же сосредоточенно молчалив. И так же прост в обращении – тою простотою, которая свойственна крупному и искреннему человеку, никогда не игравшему роли».(Петровский А. Из воспоминаний о А.М.Каледине. // «Донская волна». 1918. 18 июня. С.4). К этой поре относится женитьба Алексея Максимовича на Марии Петровне, швейцарке по происхождению, бывшей до этого замужем за богатым юристом. Несмотря на то, что у Калединых не было детей, союз этот оказался на редкость прочным. (Петровский А. Из воспоминаний о А.М.Каледине. // «Донская волна». 1918. 18 июня. С.4).
В 1910 году Алексей Максимович покинул тихий провинциальный Новочеркасск, получив назначение на должность командира 2-й бригады 11-й кавалерийской дивизии. Через два года он стал начальником 12-й кавалерийской дивизии. Знавший Каледина в эти годы Антон Иванович Деникин отзывался о нем, как о человеке «знающем, честном, угрюмом, настойчивом, быть может, упрямом». (// «Станичный вестник». Апрель 1990 года. С.4.).
Во главе этой дивизии Каледин и встретил начало «Великой войны», грянувшей в знойные июльские дни 1914 года.
Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России