Всех подписчиков и читателей с Новым Годом!
В связи с этим возникает немаловажный и интересный вопрос, что можно посмотреть в новогодние праздники, особенно если обычная "подборка" на Новый год кажется уже слишком заезженной. Поэтому рубрику "Культовое кино" решил начать в этом году с отличного фильма, который у нас имеет ограниченную известность, однако, в ряде стран приобрел по-настоящему культовый статус. Речь о прекрасном комедийном фэнтези "Фокус-покус", которое выпустила студия "Дисней", находившаяся на тот момент на очередном большом подъеме после грандиозного успеха своих мультипликационных лент вроде "Русалочки" или ""Красавицы и чудовища".
Самое интересное, что снятый без особых проблем фильм долго шел от реализации идеи до конечной постановки, и заняло это почти 10 лет. Саму сюжетную завязку будущей картины придумал продюсер Дэвид Киршнер после того, как они с дочкой, сидя ночью, увидели странного черного кота, который их куда-то пытался отвести. За одну ночь он набросал сюжет и пригласил Мика Гарриса для написания первого варианта сценария. Началась история производства картины еще в 1984 году.
Изначально главными героями были дети, и картина была гораздо мрачнее, чем итоговая версия. Изначально, школьники начальных классов случайно расколдовывали 3 ведьм, которые их начинали активно преследовать. По всем вводным это был мистический хоррор, хотя и с элементами черного юмора. Причем, такая концепция возникла под влиянием успеха "Полтергейста" (1982), а изначально роль главной ведьмы Уинифред писалась под Клорис Личмен. Но "что-то пошло не так" почти сразу: сначала студия Стивена Спилберга отказалась от продюсирования проекта, затем Личмен, прочитав сценарий, сочла для себя неприемлемым участие в подобном. Начался "производственный ад" с многочисленными переписываниями и правками.
Ленту смогли запустить в производство только в начале 90-х, когда наконец-то удалось заинтересовать Бетт Мидлер ролью главной антагонистки, хотя и вновь переписать под ее требования. От исходного варианта мало что осталось, кроме, пожалуй, самой концепции. Фильм смягчили под семейную аудиторию, главных героев сделали чуть постарше, а сам фильм кажется скорее образцом кэмповой классики, чем в какой-либо мере хоррором. Кэмп вообще интересное направление: оно усиливает гротск и условность происходящего, причем, в достаточно комедийной манере. Учитывая, что одно время это был излюбленный жанр, в котором снималась Мидлер, то становится окончательно понятно, кто так повлиял на итоговый результат.
Сюжетная завязка повествует о 3 ведьмах, которые в Салеме похищали детей и похищали их жизненную энергию, но вышла незадача: брат одной из похищенных девочек поднял тревогу. Хотя ему не удалось спасти сестру, а его самого обратили в черного кота, злодеек схватили и предали суду. Но перед повешением Винифред, главная из 3 сестер, успевает проговорить заклятие, согласно которому, они смогут вернуться к жизни, если в ночь на Хеллоуин наивная душа зажжет черную свечу в их доме.
Спустя 300 лет подобное происходит, когда главный герой, недавно переехавший вместе с сестрой в Салем, вместе с новой подругой решают посетить дом ведьм, и, словно насмехаясь надо зловещей легендой, шутки ради зажигает ту самую свечу. 3 сестры воскресают: у них есть фора, но ограниченная - за 1 ночь им надо собрать все детские души, только так они смогут возродиться в мире полностью, а не успеют - с приходом рассвета вновь исчезнут. Однако, не учли ведьмы одного: под заклятие попал тот самый мальчик, обращенный в черного кота, который также обречен в новом обличии жить вечно.
Учитывая, что атмосфера в фильме нагнетается постепенно, кажется, что это будет все же хоррор, особенно когда 3 ведьмы (а кроме Винифред это чаровница Сара и клоунесса Мэри) начинают очень настойчиво и пугающе преследовать главных героев, однако, в какой-то момент начинают проступать элементы кэмпового юмора, апогея достигающие в сцене вечеринки, где главным антагонисткам так "заходит" зловещая версия хита Фрэнка Синатры I put a spell on you ("Я тебя околдую"), что они устраивают целое музыкальное шоу. После чего фильм заслуженно становится отличной фэнтези-картиной в стиле старого доброго Диснея, попутно высеивая различные сценарные клише (чего стоит только одна из героинь, оседлавшая пылесос вместо метлы - "перешла на новый уровень"). Да и не чурается здоровой иронии (чего стоит только костюм матери главного героя, явно высмеивающий эксперименты Мадонны в начале 90-х).
Конечно, Бетт Мидлер здесь великолепна: она показывает все свои сильные стороны, за которые ее полюбили зрители. Ее Винифред - это зловещая, но и одновременно забавная героиня, которая может и напугать, и песню спеть. Видно, что актриса с огромным удовольствием исполняет свою роль, не зря Мидлер не раз говорила, что съемки были самыми забавными в ее жизни). Роли сестер исполняют Сара Джессика Паркер (откровенно высмеивающая своим образом нарочитую сексуальность и будто предвидя свой образ из "Секса в большом городе"), а также комедийная актриса Кэти Наджими, которая своими кривляниями и ужимками вполне может составить конкуренцию молодому Джиму Керри.
Важно отметить, что в фильме бывшего героини Мидлер, воскресшего из мертвых по ее желанию, играет Даг Джонс - тот самый актер, что исполнил большинство ролей современных монстров различного калибра (в том числе во всех лентах Гильермо Дель Торо, начиная с "Лабиринта Фавна"). А сестру главного героя исполняет Тора Берч, та самая юная актриса, которую, как и Маколея Калкина, можно было видеть в ряде фильмов, но чья карьера по мере взросления сходила на нет (хотя она эффектно завершилась "Красотой по-американски" и "Призрачным миром").
Самое интересное, что фильм мог бы оказаться еще необычнее, если бы главную роль смог сыграть Леонардо Ди Каприо. Но на тот момент наложились съемки "Что гложет Гилберта Грейпа", на который юный актер и сделал ставку (судя по его первой "оскаровской" номинации, совершенно не зря). А роль Кэти Наджими должна была изначально сыграть подруга Мадонны Рози О Доннел.
К постановке привлекли известного хореографа Майкла Джексона Кенни Ортегу, который в Голливуде пользовался заслуженной репутацией и стал вообще нарасхват после успеха "Грязных танцев", где также отвечал за всю хореографию.
Лента вышла в прокат в июле 1993 года и собрала достаточно неплохо, полностью окупившись, хотя отзывы критики оказались не самыми располагающими. Однако, похвастаться высокой прибылью фильм не мог, поэтому вопрос о продолжении завис на долгое время. После выхода на видео и DVD, фильм обрел новую жизнь, а многочисленные показы на праздники сделали этот фильм культовым в США и ряде европейских стран.
Дисней только спустя почти 29 лет сподобился и выпустил продолжение, про которое будет отдельная история в разделе "трэш-обзор" (достаточно сказать, что продюсеры побоялись его пускать в кинотеатры и сразу запустили на стриминге).
Что же касается оригинала - это отличная диснеевская сказка из времен, "когда трава была зеленее". Тут не грузят инклюзивностью, социальными проблемами и прочим. Это волшебная история, которая вполне может составить конкуренцию самым известным представителям жанра. А некая условность и кэмповый юмор превращают ленту в универсальный аттракцион, который будет интересен представителям всех возрастов.
Также про культовое кино рекомендую статью про вышедшую в тот же год картину "Елена в ящике":
Кроме того, прошу обратить внимание на статью про попытки Анны Николь Смит закрепиться в Голливуде:
Всем спасибо за внимание!
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.