К II веку Рим стал походить на монархию со всеми её плюсами и минусами. Её недостатками можно считать то, что грамотность отца не гарантирует грамотность сына (пусть даже, чаще римляне пользовались процедурой усыновления), а именно монархи издавна передавали свою власть именно так. Таким образом и образовывались династии. Какие-то из них можно назвать удачными, какие-то к таким можно отнести лишь с переменным успехом. Но сейчас пойдёт серия статей про правящий род, что уверено стоит на своей ступени пьедестала - Антонины. А в этой публикацию вы увидите рассказ про первого его представителя - Нерву, а также его преемника Траяна, при котором Рим обрёл необычайные размеры.
Содержание
1) Династия Антонинов
2) Нерва
3) Траян
3.1) Внешняя политика
4) Итоги
Династия Антонинов
II век н.э. называют золотым веком Римской империи. Здесь для этого постаралась правящая династия Антонинов (96-192 гг.). Её представители представляли различные типы очень достойных императоров, оттого Рим в её период процветал. Эта семья состояла из провинциальной знати. В её время Сенат наполнился не италийцами, что окончательно похоронило даже схожести с прежней республикой. Представителей старой знати практически не существовало. Новая же аристократия с размахом пользовалась своими огромными возможностями, не распространяющимися лишь на земли цезаря.
В это время провинции вмещали в себя больше людей, чем на всём Апеннинском полуострове. В связи с этим вместе со старым разделением людей на своих и иностранцев (перегинов), появляются низшие (плебс) и основа власти - почтенные (всадники и сенаторы, а также декурионы в провинциальных частях государства независимо от гражданства). Плебеи потеряли де-факто свои прежние гражданские привилегии и встали на уровень с провинциалами. Через много лет, в 212 г. римский император Каракалла даст всем свободным гражданство, однако, это решение мало что поменяет, ведь гражданство уже не будет стоить столько, сколько стоило раньше.
Нерва
Первым императором новой династии стал Марк Кокцей Нерва - престарелый сенатор. Бразды правления он принял в возрасте 66 лет и до этого уже успел поработать консулом при Веспасиане и Домициане. Смерть последнего дала шанс сенаторам воспользоваться этим фактом и сделать всё, чтобы власть получил человек, способный представлять их интересы. Для них он был прекрасным кандидатом. Он являлся нобилем с отличным образованием и опытом юриста. Ещё при Нероне он имел знаки преторского достоинства.
Он пытался проводить идеалы свободы в римский мир, что для многих было весьма противоречиво после череды не самых удачных правителей. Однако принцепс делал к этому стремительные шаги в течении 2 лет, проведённых у власти. Он чеканил монеты, где писал об общественной свободе и предусмотрительности Сената. Он оказался в сложном положении балансируя между своими бывшими коллегами и армией. Поэтому в качестве своей опоры, он выбрал третью силу - плебс.
Нервой продолжалась скупка крупных общественных земель для предоставления её малоимущим, а также им были введены несколько видов социальной помощи для бедных, например, алиментарный фонд для сирот и малоимущих родителей. Он также распорядился построить новые склады продовольствия. Их пополнением он занимался очень тщательно. Также немало усилий было приложено, чтобы развлечь народ различными мероприятиями - гладиаторскими боями, травлей животных и прочим.
Плебс был доволен им, чего нельзя сказать об армии. Преторианцы, которые выражали лояльность Домициану, заперли нового принцепса в 97 году, и жестоко расправились со слугой, впустившим во дворец заговорщиков, убивших последнего Флавия "у руля". Нынешний правитель оказался вынужден объявить своим наследником фаворита войска - полководца Траяна, что стоял со своими бойцами у реки Рейн. Вряд ли это было с подачки последнего, ведь того больше заботили свои прямые обязанности, что он докажет позднее. Новый преемник не состоял с ним в родстве. Для таких ситуаций подходило усыновление, одобренное Сенатом. После этой ситуации Нерва прожил совсем недолго, через несколько месяцев умерев от болезни. Почтенный возраст сыграл свою роль.
Траян
Преемник Нервы Марк Ульпий Траян(98-117 гг.) происходил из провинциалов и был военным, что предопределило его дальнейшую политику и вектор, которого он держался. Он родился в Испании в муниципии Италика (совр. Севилья). Ему к моменту его возвышения исполнилось 45 лет, что относилось к, так называемому акме, т.е. периоду самого пика зрелости. Его опыту как полководца, администратора и политика можно было позавидовать.
Новый правитель не спешил покидать Рейн, сразу после смерти предшественника. Ему важно было убедиться, что границы в безопасности. Поэтому прибыл в вечный город лишь через полтора года после того, как он стал принцепсом. По поводу него в Риме не существовало каких-либо общественных противоречий, его все приняли хорошо - и плебс и армия. Сенат также после работы с ним убедился в удачности этого выбора, ведь император справедливо относился к нему, давая работать, хоть и под его контролем и его ближнего совета.
Прибыв в Рим, Траян занялся традиционными донативами (подарками) плебсу, преторианской гвардии и легионам, однако в отличие от многих предыдущих правителей размер раздач был не так велик. Он был нацелен на порядок. Но добиваться он его стал не страхом, чем отличались многие его предшественники. Он просто поставил законы на высочайшую ступень. Его не отличала паранойя, как у многих и это имело значение в его имидже. Это проявилось также в том, что доносительство в его время потеряло свою роль. Сам император не любил доносчиков и делал всё, чтобы искоренить это явление. К своим же политическим противникам он относился весьма терпимо.
Несмотря на заботу о простых гражданах, их политическая роль уменьшилась при Траяне. Преторианцы также потеряли свой вес, в отличие от провинциальных легионеров. Уровень провинции вообще повысился и именно при нём Сенат пополнился большим числом провинциалов, в два раза большим, чем при Флавиях. Их количество составляло порядка 34% высшего римского органа власти.
Однако вместе с таким ростом в Италии набирал обороты сельскохозяйственный кризис, что начал волновать ещё во времена Домициана и Нервы. Огромное множество латифундий пустовала, урожайность уменьшилась, скот вымирал, оливковые культуры тоже. Виноград также не чувствовал себя хорошо. Это создало увеличение количества бедняков. Если раньше подобное перекрывалось ресурсами из провинций, что просто выполняли свою роль, то теперь ситуация изменилась. Но Траян и тут не пустил это на самотёк. Он обязал сенаторов тратить треть своих средств на развития аграрного вопроса.
Мелкие и средние землевладельцы также получили помощь от нового принцепса за счёт развития созданного Нервой фонда поддержки. Он насчитывал несколько десятков миллионов сестерций. Он служил для выдачи кредита под 5% для разорённых земледельцев. Для Рима эта ставка была чрезвычайно маленькой. Это заёмные средства можно было вложить в своё хозяйство. Также полегчало детям из неблагополучных семей и сиротам до их совершеннолетия. Нерва ранее ввёл алиментацию, т.е. выплату на таких детей. Во время Траяна это начало распространяться ещё быстрее. Фонд для этих целей составлялся из полученных от заёмщиков процентов. Мальчики получали 16 сестерций в месяц, а девочки - 12.
В результате работы в этом направлении стабилизировалось питание народа. Вкупе с поддержкой обездоленных раздачами это давало свой эффект. Вообще, можно сказать, что он честно и скрупулёзно управлял столицей и провинциями, вникая во все дела. В случае любых катаклизмов и катастроф, правительство Траяна приходило на помощь, например, во время засухи в Египте, что демонстрировало изменение провинциального статуса.
При нём в столице чинили дороги и порты, строили библиотеки и канализации, проводили каналы. Также он уверял жителей в том, что при нём город не обагриться кровью. Он искренне старался держать своё слово. Облегчало ему задачу распространяющаяся философия стоицизма, что пропагандировал философ-раб из Малой Азии Эпиктет. В своих тезисах он оспаривал отрицательное отношение людей к потере некоей свободы при подчинении правителю.. Он говорил, раз вы готовы мириться с любыми внешними процессами, что заставляют вас делать что-то нехотя, то и поклонение принцепсу можно отнести к той же категории. Такое нужно переносить стойко. Также самого императора и режим поддержал, ранее изгнанный из Рима Домицианом за обличения и вернувшийся в 100 году, Дион Хрисостом (Златоуст).
Ещё одним явлением во время Траяна стало разрастание христианских общин. И это казалось опасным, ведь их идеи напоминали иудейские мысли о царстве небесном без земных правителей. Однако между ними была разница. Евреи имели свою землю обетованную, и их теология была связана с политикой. Христиане же о таком с Богом не договаривались. Их идеология основывалась лишь на духовных элементах. Впрочем, римские власти в тот момент не сильно замечали эту разницу.
Её не видел и Траян. Его благоразумие и справедливость не позволяла ему без суда и следствия уничтожать всех христиан налево и направо. Когда консул Плиний спрашивал у него, стоит ли ему их преследовать и пресекать отправление их культов, император ответил, что поощрять их не нужно и если есть возможность, то стоит помешать им, но не стоит поднимать из-за этого шум и искать поводы для казней. Специально их не искали, но если находили, у христиан был выбор отказаться от своей идеи, предпочитая римских богов, либо быть наказанным.
Внешняя политика
Благодаря решениям Траяна экономика в государстве росла, что давало предпосылки к активной внешней политике, что тоже должно была преумножить богатства Рима. Ей он уделял значительное внимание и получил результат. Империя при нём обрела необычайный размер, расширившись на север и на юг. Ещё одной из причин стала активизация деятельности варваров. Важнейшим приобретением государства стала Дакия после двух войн(101-103 гг. и 105-107 гг.). Но победа не досталась так просто.
Император проводил тщательную подготовку и мобилизацию военных и ресурсов, потому что ей противостоял, ранее уже проявивший себя при Домициане Децебал. Благодаря этим приготовлениям, Траян смог вырвать победу в первой кампании и привести воинственного царя к капитуляции и крупной контрибуции. Однако, как только римляне ушли дакийский монарх предпринял вторую попытку и поднял сопротивление, что вылилось во вторую войну. Так или иначе, и во втором столкновении римляне заняли столицу даков Сармицигетузу, что вынудило Децебала покончить с собой.
По завершении войн завоёванные земли получили статус очередной провинции. Причём важность приобретения состояла в её богатстве ресурсами, в частности, золотом, солью и плодородными землями. Эту территорию стали активно колонизировать, особенно тут отличились ветераны. Кроме того, Дакия превратилась в форпост дунайско-балканского региона, противостоящего варварским нашествиям из Восточной Европы. Рим вышел за пределы Дуная, к реке Прут. В честь этого в вечном городе была построена колонна Траяна с изображениями триумфа. Эти победы усилили влияние в греческих полисах Северного причерноморья, в Боспорском царстве. Там теперь находилось множество римских легионов.
Эти победы позволили Траяну порадовать жителей Рима, армию и преторианцев огромными раздачами. Каждый воин получал 500 сестерций. Кроме “хлеба”, не забывал император и о “зрелищах”. Проводились праздничные глатиаторские игры, которые длились 123 дня. На это потребовалось 10 тысяч гладиаторов и 11 тысяч животных. Большинство строений было сделано на средства, которые империя получила от завоевания Дакии - термы, водопровод, форум Траяна.
После приобретения новой земли последовал мощный рейд на Восток в 113 году. Римляне хотели загнать парфян за горы Загрос, выгнав из Междуречья. Для этого также последовала тщательная подготовка. Традиционным поводом послужили споры за Армению. И для такой задачи были собраны 13-14 легионов, т.е. половина армии Рима. Сперва римляне оккупировали Армению и вмешались в их дела. В 115-116 году под влиянием римлян оказалась Месопотамия. В результате кампании также были захвачены Вавилония, Набатейское царство, столица Парфии Ктесифон, Аравию, появились провинции Армения, Ассирия и Двуречье. Имперские силы дошли до Персидского залива. Кроме того, был завоёван район Синая.
Эти победы были очень важны, хотя захватить эти земли совсем не значило, что их получится удержать. Император рассчитывал на эллинизированное население Месопотамии. Чтобы реализовать свои планы Траян находился там до 117 года и противостоял местным партизанам, желающим выгнать его из своих земель, которые пользовались тем, что Рим, кроме всего прочего, опасался парфян, у которых ещё оставались силы. Окончательного триумфа он так и не достиг.
Чуть ранее, в 115 году иудеи вновь напомнили о себе и проявили свой характер. Они воспользовались тем, что римляне заняты войной с Парфией и, будучи разбросанными по всему Востоку подняли восстание. Огромное их скопление находилось в Египте. Траян для решения этой проблемы разрешил всем нееврейским жителям убивать бунтовщиков. Благодаря этому указу проблема на какое-то время отложилась.
Траян, всё-таки решил перенести войну на более благоприятный период и направился в Рим. Такое величественное начало прервалось кончиной самого принцепса во время пути назад в Малой Азии. Умер он в Киликии 9 августа 117 года от удара. После этого какая-то доля его завоеваний была отбита, в частности Месопотамия.
Итоги
Траян был признан римлянами и Сенатом наилучшим принцепсом. После правления героя этой статьи появилось пожелание следующим императорам: “Быть счастливее Августа и лучше Траяна”. Его знают как завоевателя, при котором Рим обрёл самые наибольшие размеры в своей истории и во всей ществующей истории Древнего мира. Но его статус лучшего он имел не только из-за этого, также из-за его грамотной внутренней политики, скрупулёзного отношения к своему делу и справедливости, что выделяло его среди многих правителей. Однако его амбиции не оправдались во время войны с Востоком и ему пришлось отложить её на неопределённый срок, но реализовать её уже не получилось.
Как вы относитесь к Траяну? Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо за внимание!