На выпуске академиков Красной Армии в Кремлевском дворце 4 мая 1935 г. товарищ Сталин заявил, что на смену лозунгу "Техника решает все" пришел лозунг "Кадры решают все". И добавил: "Лозунг "кадры решают все" - требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим "работникам", к "малым" и "большим", в какой-бы области они не работали, выращивали их заботливо, помогали им... А между тем на деле мы имеем в целом ряде случаев факты бездушно-бюрократического и прямо безобразного отношения к работникам. Этим, собственно и объясняется, что вместо того, чтобы изучать людей и только после изучения ставить их на посты, нередко швыряются людьми как пешками" (И. Сталин "Вопросы ленинизма". - М.: 1952, стр. 528-529).
Наши руководители всегда умели и умеют говорить правильные слова, только эти слова расходятся с их делами. Говоря о необходимости беречь кадры, Сталин провел широкомасштабную кампанию по уничтожению профессиональных кадров, "больших" и "малых", во всех областях народного хозяйства и в Вооруженных Силах. Говоря о том, что нужно изучать людей и только после этого назначать их на посты, сам вождь скоропалительно ставил на высокие должности людей, руководствуясь порой лишь личными симпатиями и никому не понятными соображениями. Он также быстро разочаровывался в своих назначенцах и сбрасывал их с высоких постов, как проигравший игрок смахивает фигуры с шахматной доски.
Наркоматы, управления, ведомства то создавали или сливали, то разделяли и упраздняли. Новые руководители не успевали осмотреться, как получали новое назначение или подвергались аресту. Всех лихорадило от такой кадровой политики.
Яркий пример этому - кадровые перестановки в Разведывательном управлении Красной Армии. Оно было восстановлено в 1924 году, как Разведывательное управление Штаба РККА. Эта структура пережила несколько переименований и реорганизаций, пока в 1942 г. не получила название ГРУ Генштаба РККА.
С апреля 1924 г. по апрель 1935 г. Разведуправление возглавлял член партии большевиков с 1905 г. Ян Карлович Берзин (1889-1938), который по праву считается одним из создателей советской военной разведки. В апреле 1935 г., после крупного провала советских агентов в Дании, Берзин подает рапорт об отставке. Его назначают вторым заместителем по политической части командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной армии.
Новым начальником Разведуправления стал комкор С. П. Урицкий (1895-1938), племянник начальника Петроградской ЧК, убитого в 1918 г. (О жизни и смерти Моисея Урицкого можно прочитать здесь). До этого Семен Петрович Урицкий занимал должность заместителя начальника Управления механизации и моторизации РККА. Урицкий в свое время занимался разведкой и даже был на нелегальной работе в Европе в 1922-1924 гг. Но все-таки в сложноорганизованную структуру, где многих особо важных агентов знает только руководитель и еще пара-тройка ответственных сотрудников, он пришел со стороны.
А корпусной комиссар Я. К. Берзин в октябре 1936 г. отправился в Испанию главным военным советником, по-прежнему числясь заместителем командующего ОКДВА. После девятимесячной командировки он возвращается в Москву, где получает орден Ленина и звание армейского комиссара 2-го ранга. Кстати, на июль 1937 г. в РККА звание армейского комиссара 2-го ранга носило 18 человек. Из них 15 были расстреляны, один застрелился, избежали репрессий только двое - Л. З. Мехлис и Е. А. Щаденко.
В июне 1937 г. товарищ Сталин осуществляет следующую рокировку: Урицкого назначают на должность заместителя командующего войсками Московского военного округа, а Берзин вновь возглавил Разведуправление РККА.
Но уже в августе 1937 г. Берзин будет освобожден от занимаемой должности. Первого ноября арестуют С. П. Урицкого, 26 ноября в тюремной камере окажется Я. К. Берзин. 29 июля 1938 г. Берзина расстреляют. Первого августа этого же года Урицкий будет приговорен к смертной казни.
С 1 августа по 5 августа 1937 года должность руководителя Разведуправления временно исполнял комдив А. М. Никонов (1893-1937). 26 ноября 1937 года Никонов, блестящий аналитик, друг и соратник Берзина, будет расстрелян.
Следующим исполняющим должность начальника Разведуправления РККА с сентября 1937 г. стал С. Г. Гендин - профессиональный чекист, старший майор госбезопасности (звание условно соответствующее комдиву). Гендин до нового назначения занимал пост начальника Управления НКВД по Западной области (Смоленск), затем должность заместителя начальника 4 (секретно-политического) отдела ГУГБ НКВД СССР. Гнедин так и не будет утвержден главой Разведуправления, хотя 7 октября 1938 года его утвердят членом Военного совета при наркоме обороны. Но уже 22 октября 1938 г. Гендина арестуют, а 23 февраля 1939 г. расстреляют.
Потом временно исполнять должность начальника Разведуправления РККА стал комдив А. Г. Орлов. Прапорщик 1-й мировой войны, Орлов, служивший в РККА с 1918 г., имел опыт преподавательской, юридической и дипломатической службы, свободно владел французским и немецкими языками. В апреле 1939 года Орлова отстраняют от руководства разведкой и назначают начальником кафедры иностранных языков Артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского. Но уже 3 июня 1939 г. он был арестован и в январе 1940 г. расстрелян.
Следующий выбор товарища Сталина был довольно странен. На должность начальника разведки РККА он назначил летчика И. И. Проскурова (1907-1941).
В данном случае заметна определенная тенденция вождя к назначению на важные посты действительно молодых людей. Те, которых он убрал, тоже были не старые, но у большинства из них был дореволюционный партийный стаж и активное участие в гражданской войне отнюдь не на рядовых должностях. А вот новые назначенцы своей карьерой, званиями и орденами были обязаны Сталину и только Сталину. И поэтому он был для них незыблемым авторитетом, Вождем, Учителем и Отцом.
В апреле 1939 г. Сталин назначает 34-летнего Н. Г. Кузнецова наркомом ВМФ СССР. В мае 1939 г. наркомом связи СССР становится 34-летний И. Т. Пересыпкин. В ноябре 1939 г. ВВС РККА возглавляет 37-летний Я. В. Смушкевич, дважды Герой Советского Союза. Правда, с авиацией что-то пошло не так, и в августе 1940 г. начальником Главного управления ВВС РККА становится 29-летний Герой Советского Союза П. В. Рычагов. Но и он не угодил вождю, и перед самой войной будет снят с поста.
Но вернемся к руководителям разведки. Иван Иосифович Проскуров командовал бомбардировочной авиабригадой в Испании. В июне 1937 г. стал Героем Советского Союза и получил звание майора. В конце этого же года он уже полковник, а ко дню РККА в феврале 1938 г. становится комбригом, через год - комдивом. Командует 2-й авиационной армией особого назначения. И совершенно неожиданно, в апреле 1939 г. становится заместителем наркома обороны и руководителем военной разведки. В июне 1940 г. Проскурова освобождают от занимаемой должности, возможно, после подведения итогов советско-финляндской кампании, где работа военной разведки получила низкую оценку. В сентябре 1940 г. генерал-лейтенанта авиации Проскурова назначают командующим ВВС Дальневосточного фронта, но уже в апреле следующего года он будет снят с этого поста. 19 июня 1941 г. Проскуров становится командующим ВВС 7-й армии Ленинградского военного округа, но вскоре, после начала войны, 27 июня 1941 года его арестуют.
Проскуров, Смушкевич и Рычагов были расстреляны 28 октября 1941 г. В этот день, без лишней бюрократической волокиты, по личному распоряжению Берии, были казнены 25 советских военных и государственных деятелей.
К следующему начальнику разведки судьба будет весьма благосклонна. Им станет генерал-лейтенант Ф. И. Голиков (1900-1980), который согласно должности, будет занимать и пост заместителя начальника Генштаба. Службу Голиков начинал как политработник, а потом перешел на строевую должность. Во время похода в Западную Украину он командовал 6-й армией. Более подробно о Ф. М. Голикове можно прочитать здесь.
Война, к которой так долго готовилось советское руководство, все равно застала нас врасплох. Вероятно, определенная вина в этом лежала и на начальнике военной разведки. В марте 1941 г. Голиков представил советскому руководству доклад о возможном нападении Германии на Советский Союз. Благоприятным моментом для этого он считал победу Германии над Англией или заключение почетного для Германии мира. В докладе также говорилось, что "слухи и документы, говорящие о неизбежности весной войны против СССР, необходимо расценивать как дезинформацию...".
Странно, но Голиков не понес никакого наказания за свои ошибочные выводы, и через две недели после начала войны он отправился с дипломатической миссией в Великобританию и США. Правда, дипломат из него оказался неважный. Потом он занимал разные должности и в 1961 г., будучи начальником Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота, стал Маршалом Советского Союза.
Голикова сменил генерал-майор танковых войск А. П. Панфилов. Военную службу Панфилов начинал как политработник, но после окончания Военной академии механизации и моторизации РККА служил в танковых войсках. В боях у озера Хасан он командовал механизированной бригадой, а ровно за год до начала войны был назначен заместителем Разведуправления. В феврале 1942 г. 5-е управление (разведка) Генштаба будет реорганизовано в Главное разведывательное управление Генштаба РККА во главе с заместителем начальника Генштаба А. П. Панфиловым. Но уже летом генерал Панфилов будет назначен заместителем командующего 3-й танковой армии, затем командующим танковым корпусом. В мае 1945 г. генерал-лейтенант А. П. Панфилов удостоится звания Героя Советского Союза.
Вместо танкиста ГРУ стал возглавлять политработник И. И. Ильичев (1905-1983), которой пришел в армию в 1929 г. по партнабору. С мая 1938 г. бригадный комиссар Ильичев занимал должность начальника политотдела Разведуправления, а затем военного комиссара ГРУ. В октябре 1942 г. Главное разведывательное управление было переведено из подчинения Генштабу непосредственно в подчинение наркому обороны тов. Сталину. ГРУ наркомата обороны до конца войны возглавлял атестованный в генерал-майоры, а затем ставший генерал-лейтенантом И. И. Ильичев.
А в Генштабе РККА было создано управление войсковой разведкой, но без права заниматься агентурной разведкой. Дальнейшее показало неэффективность подобного разделения разведывательных функций. В апреле 1943 г. управление войсковой разведкой было реорганизовано в Разведывательное управление Генштаба РККА с правом вести агентурную и диверсионную работу на временно оккупированных территориях СССР. Но ведение агентурной работы за рубежом осталось прерогативой ГРУ наркомата обороны.
Разведуправление Генштаба РККА возглавил Ф. Ф. Кузнецов (1904-1979). В 1938 г. с должности 1-го секретаря Пролетарского района Москвы он был переведен в РККА. Стал начальником отдела кадров Главного политического управления РККА с присвоением звания бригадного комиссара. В званиях новый назначенец рос очень быстро. В том же 1938 г. он становится дивизионным комиссаром, в сентябре следующего года Кузнецов уже корпусной комиссар, а в ноябре 1941 г. армейский комиссар 2-го ранга. В декабре 1942 г., после аттестации, получил звание генерал-лейтенанта. С октября 1942 г. по март 1943 г. Кузнецов занимал должность члена Военного совета Воронежского фронта, которым в тот период командовал бывший начальник Разведуправления Генштаба Ф. И. Голиков. Возможно, с его подачи Кузнецов и занял новую должность.
После войны две военные разведки снова объединили в ГРУ Генштаба, которым стал командовать генерал-полковник Ф. Ф. Кузнецов, а И. И. Ильичев был переведен на дипломатическую работу.
Вот пример кадровой сталинской политики, когда менее чем за десять лет такое сложное ведомство, как управление военной разведки, поменяло с десяток руководителей, шестеро из которых были уничтожены.