Найти тему
VK Play

Игры, которые запомнились в 2022 году

Оглавление

Личные итоги года редакторов и авторов PLAYER ONE и VK Play Media

В 2022 году любить игры стало еще сложней, чем в «ковидный» 2020-й. И не только потому, что некоторые зарубежные компании демонстративно ушли из России, а возможности Steam, PSN и Xbox Live для аккаунтов нашего региона урезаны. Вся игровая индустрия до сих пор разбирается с последствиями ковида: весь год график релизов перекраивался буквально на глазах, и долгожданные хиты улетали на 2023-й. Неудивительно, что в 2022-м мы, наверное, чаще, чем прежде, возвращались к старым играм — вы заметите это по личным итогам года наших редакторов и авторов.

Андрей Александров, руководитель VK Play Media и PLAYER ONE

-2

Если все-таки говорить об играх 2023 года, то отмечу God of War Ragnarok — идеальная работа над недостатками всей первой части. Героев стало больше, сюжет получился насыщенней, декорации меняются чаще, а бои все так же напрягают. Поменьше однообразных головоломок — и была бы идеальная игра.

В начале года пробовал играть в Elden Ring, но выдержал десять часов. Я, конечно, люблю игры с открытым миром, но не настолько, чтобы терпеть завышенную сложность и почти полное отсутствие сюжета. С удовольствием прошел The Last of Us Remastered — отличный ремастер игры, которая и десятилетие спустя вызывает сильные эмоции. Ну а маленьким открытием года стала Stray — прошел ее вместе с дочкой, было много классных эмоций и немного слез в конце.

Остальное время перебивался играми прошлых лет. Перепрошел Cyberpunk 2022 — год с лишним спустя это уже почти идеальная киберпанк-игра, разве что основной сюжет на удивление короткий. Кучу времени потратил на ремастер Mass Effect — одна из моих любимых серий, которую стабильно перепрохожу раз в несколько лет. И отдельно отмечу Marvel’s Guradians of the Galaxy — совсем не люблю вселенную «Марвел», но в этот раз что-то зацепило и 20 часов пролетели на одном дыхании.

Наталья Одинцова, заместитель главного редактора PLAYER ONE

-3

Этот год для меня отчасти прошел под знаком эксклюзивов Sony. И Horizon: Forbidden West, и God of War: Ragnarok — отличные сиквелы, своим существованием возвращающие веру в продолжения популярных игр. Ragnarok лично мне приятен еще и тем, что тут нет вездесущего открытого мира — его имитируют только отдельные участки карт. А значит, не нужно тратить бесконечно время, обшаривая в поисках интересностей гигантские пространства, — тут все устроено очень компактно. Тем не менее, мимо Elden Ring с ее гигантскими территориями я тоже не смогла пройти — зацепила атмосфера безрадостного фэнтезийного средневековья. А под конец года невероятно порадовала Bayonetta 3 — безумный экшен, в котором творятся совершенно абсурдные вещи и оттого каждая новая сцена эпичнее предыдущей. Боевая ведьма получает новое оружие, а ее демоны-союзники появляются не только на время катсцен — их можно призывать как во время сражений, так и для решения пазлов. Натравить на противников гигантскую поющую жабу или переехать их поездом — отличный способ разнообразить бои. А сколько тут внезапных моментов, когда геймплей полностью меняется — от сцен будто из платформера про шпионов до ритм-игры! Именно такой безбашенности ждешь от японских игр, чего-то рискованного, чего не будет в выверенных западных блокбастерах. И в этом плане Bayonetta 3 совершенно не разочаровывает.

Илья Маховиков, руководитель новостного отдела PLAYER ONE

-4

В начале 2022 я с удовольствием поиграл в Sifu, Dying Light 2 и Elden Ring – к каждой у меня были претензии, но плюсы заметно перевесили минусы. Очень яркое впечатление оставила Cult of the Lamb: у студии Massive Monster получился без пяти минут шедевр. Это стильный, смешной и увлекательный симулятор культиста, от которого сложно оторваться до финальных титров. Очень много эмоций и всего 2-3 дня на прохождение.

Еще на консолях в 2022 вышла трилогия Shadowrun – неожиданно для себя (не люблю пошаговые бои) ей увлекся. Это чудной сплав киберпанка и магии, где нет ничего лишнего: отличный нарратив, много сражений и харизматичные персонажи. Бюджеты у всех игр были маленькие, и поэтому, наверно, все получилось камерно, простенько, но «с душой».

Было приятно перепройти The Last of Us. Ремейк даже без геймплейных улучшений получился отличным, а я все прохождение думал о людях, которым TLOU каким-то образом кажется «скучной». За счет улучшенной графики и звука новая версия еще красивее, брутальнее, злее, драматичнее и громче. А в финале сложно поверить, что этой истории скоро уже 10 лет.

Отдельно отмечу Entropy: Zero – фанатские кампании для Half-Life 2, за которые было бы не грех просить деньги. Крупным издателям должно быть стыдно, потому что бесплатные дополнения для игры 18-летней давности играются лучше, чем многие современные блокбастеры за десятки миллионов долларов.

Георгий Ядвидчук, редактор PLAYER ONE

-5

Первую половину года я бы охарактеризовал как время стратегий. Помимо вечной Dota 2, в которую мы с друзьями заходим как домой, чтобы приятно и весело провести время, и Elden Ring, которой нет конца и края, я залипал в Warzone 2100 (при повторном прохождении застрял в финале второй главы), в кампании «Герои 3» (храни господь авторов модификации HotA) и Total War: Warhammer 3. Вся троица погружала меня в какое-то медитативное состояние. Состояние, когда ты можешь откинуть все мысли, порешать логические задачки, послушать подкасты или лекции по истории и литературе от «Арзамас».

Warzone 2100 до сих пор цепляет меня не столько сложным ИИ, сколько его технологическим превосходством, которое постепенно сокращается от главы к главе, и уникальной структурой глав, которую никто так и не попробовал повторить. «Герои 3» — просто нестареющий эталон для стратегий. Ей разве что не хватает асинхронного мультиплеера для совместных баталий. TW: Warhammer 3 — просто гигантская стратегия, где каждая фракция при наличии лидеров из дополнений раскрывается с множества разных сторон. Самое дорогое увлечение сегодня, пожалуй, пока разработчики не вернутся в Steam.

Умиротворенное состояние сменилось азартом. Столько эйфории от виртуальных матчей, как в FIFA 23, я получал только в 1998 году в FIFA 98 World Cup и FIFA 2000. Я всего лишь хотел покатать мяч до чемпионата мира, но вот уже декабрь, а я все еще захожу, чтобы пообменивать карточки, собрать еще какой-нибудь интересный состав и сыграть матч-другой. Но этот период совсем скоро закончится. Я уже сел перепроходить Divinity: Original Sin 2 (готовлюсь к Baldur’s Gate 3), жду дополнение для Cyberpunk 2077 и морально готовлюсь к зарубам в Stellaris и TW: Warhammer 3.

Евгений Лысенко, редактор VK Play Media

-6

К началу 2022-го меня догнало то самое «игровое выгорание». В феврале по инерции прошел Horizon Forbidden West и Dying Light 2 — и забыл обе еще до конца финальных титров. Но искать спасение в инди-секторе, как советует каждый первый гуру YouTube, — не мой метод.

Я не люблю паразитирующее на ностальгии пиксельное ретро — оно притворяется тем, во что я уже играл в детстве на «Денди». Сегодня это неинтересно, я не верю в «душу» игр. Даже если они содержат набившие оскомину soulslike-элементы.

Подобные ретро-инди бросают тень на все небольшие проекты, от мини-игр от одиночек до AA-боевиков от студий второго эшелона. Тем приятнее всё же заставить себя попробовать нечто недорогое — и открыть стиль и игровой процесс, которые трудно найти в безопасных блокбастерах за 70 евро.

Пару недель зимой я играл только в «Жизнь и страдания сира Бранте» — текстовую ролевую игру, оформленную как интерактивную книгу. Серьезный религиозно-политический и экономический триллер в суровом квази-средневековье дает простор для отыгрыша роли и показывает последствия сделанного выбора.

И хотя финальная глава превращается в арифметический квест, я ещё вернусь к этой игре — и попробую сделать все иначе.

Традиционно от усталости, плохой погоды и дурных новостей я спасаюсь в Northgard. И в этом году студия Shiro порадовала и новой сюжетной кампанией для нордической RTS, и стильной и необычной Dune: Spice Wars.

Под конец года вышла A Plague Tale: Requiem. Сиквел стал масштабнее, длиннее — и я понял, что усталость от больших игр никуда не делась. Компактная первая часть не успевала задавить рутиной, которой разочаровала вторая.

На ее фоне выигрышно смотрится The Callisto Protocol, внезапно оказавшаяся не хоррором, а прямолинейным «мясным» боевиком словно из эпохи PS3 и Xbox 360. Красивая, короткая и понятная — она просто не успела надоесть.

Ах, да. Еще понравилась Stray. Котики все делают чуточку лучше.

Ренат Садыков, новостник PLAYER ONE

-7

В свое время я плотно подсел на соревновательные шутеры, поэтому в личном топе за 2022 год у меня уверенно держатся Overwatch 2 и Call of Duty: Modern Warfare 2.

У Overwatch в этом году произошла большая «перезагрузка» и вышел его долгожданный сиквел. О своих впечатлениях я уже писал в обзоре, и с тех пор за два месяца я наиграл еще около 100 часов. Игра до сих пор дарит весь спектр эмоций — иногда хочется разбить клавиатуру или геймпад из-за тиммейтов, которые берут бесполезных героев, иногда ощущаешь себя без пяти минут крутой киберкотлетой, когда идет винстрик из десяти матчей.

Тем не менее я продолжаю покупать боевые пропуски (для российских аккаунтов это можно сделать окольными путями с небольшой переплатой), открываю все ачивки, нахожу адекватных тиммейтов, с которыми мы пытаемся пробиваться все выше в соревновательном. Похвалюсь — в первом сезоне мой рекорд в открытом режиме смог «прокачаться» до пятого Алмаза, в текущем попробую улучшить результат в плотную приблизиться к званиям уровня Мастера.

Еще одно открытие года — Call of Duty: Modern Warfare 2, в которую с релиза я успел наиграть около 100 часов. За это время «поднялся» почти до 200 уровня и почти закрыл боевой пропуск.

Activision ушла от тематики Второй Мировой, что явно пошло игре на пользу игре — цифры продаж говорят сами за себя. В MW2, в отличие от Overwatch 2, практически невозможно «сгореть» из-за неадекватных тиммейтов или из-за какой-то полосы неудач, хотя вопросы к неадекватным точкам спауна на некоторых картах все еще остаются. Матчи проходят быстро, и даже если что-то идет не так, можно спокойно покинуть катку и найти новую. Минут тридцать-сорок в день хватает, чтобы закрыть дейлики, получить свою дозу фана, чуть прокачать аккаунт и пойти заняться, наконец, своими делами в реальной жизни.

Вячеслав Шутов, новостник PLAYER ONE

-8

От Elden Ring я ничего не ждал, хотя безумно люблю игры FromSoftware. Однако за последние 10 лет я ими насытился настолько, что еще один Dark Souls мне был уже не так интересен. Оказалось, что зря. Открытый мир, сделанный с таким скрупулезным вниманием к игрокам, которые любят исследования, зацепил на пару месяцев. Расстроили разве что повторяющиеся боссы и не самые увлекательные подземелья. Зато Малению я запомню на всю свою оставшуюся жизнь.

Второй главной игрой стала God of War: Ragnarok, которая отлично продолжила историю перезапуска 2018 года и подарила дорогое и красивое приключение. Ничего подобного Sony не выпускала со времен The Last of Us Part 2, так что по таким эксклюзивам я успел порядком соскучиться.

Однако между God of War и Elden Ring тоже во что-то надо было играть, поэтому лето и начало осени я отвел на прохождение всех игр серии The Legend of Zelda, которые только смог достать для Nintendo Switch. Наконец-то сыграл в Ocarina of Time, которая полностью оправдала звание самой высокооцененной игры в истории. Все еще очень круто, даже спустя почти 25 лет после релиза. Кроме того, наконец-то прошел Breath of the Wild, от которой когда-то отвлекся ради Super Mario Maker 2. И теперь со всей силы жду Tears of The Kingdom.

Звание «Сюрприз года» от себя лично хотелось бы отдать Sifu. Совсем не ждал и даже не собирался играть, но на фоне криков о высокой сложности боевика не удержался и купил из-за нездоровой любви к хардкору. В итоге прошел игру несколько раз, сломав геймпад слишком яростными нажатиями на кнопки. Но ни о чем не жалею, оно того стоило.

Андрей Швец, новостник PLAYER ONE

-9

Спроси меня год назад, я бы вряд ли ответил, что принесет 2022 год. И уж точно не ожидал бы, что куплю солидный подарок Nintendo Switch OLED. Это первая моя консоль, не считая PS1 в ностальгические 00-е. Как ни странно, вместо Super Mario Odyssey и The Legend of Zelda: Breath of the Wild, я приобрел Ring Fit и Just Dance 2021, потому что был уверен, что они принесут мне дофамин. К счастью, ожидания оправдались на 100%. Впервые удается одновременно играть и активно двигаться по 30-40 минут в день. Настолько приятно, что даже стал физически лучше себя чувствовать.

А из релизов 2022 меня очень зацепила Total War: Warhammer 3. Будучи фанатом Warhammer Fantasy, я ждал, что финал серии получится масштабным — настолько, что к нему можно будет возвращаться на протяжении многих лет. Пускай разработчики не выпустили на релизе кампанию «Империи Бессмертных», я остался доволен сюжетной кампанией «Царство Хаоса». Спустя полгода свет наконец-то увидела «Империи Бессмертных», в которую мы с коллегами уже успели поиграть в мультиплеер. В соло я успел почти закончить кампанию за людоящеров (Оксиотль) до первых крупных патчей, но в итоге удалил ее ради вышедшего хардкорного режима, который выходит в топ-3 моих первых игровых целей 2023 года.

Алексей Панков, новостник VK Play

-10

Игровые новинки 2022 года в большинстве своем прошли мимо меня. В силу различных обстоятельств я смог попробовать лишь несколько игр, а все остальное время проходил и перепроходил старые релизы.

Приятной неожиданностью стала Dying Light 2 Stay Human. После прохождения не слишком выразительной (на мой взгляд) первой части не ждал от сиквела ничего выдающегося. Однако экшен смог зацепить более разнообразной боевкой, сюжетом, за которым в кои-то веки было интересно следить и, конечно же, неподражаемым Давидом Беллем, сыгравшим одну из ролей. Спустя почти год после прохождения руки порой так и чешутся вернуться в Вилледор, чтобы сломать челюсть еще парочке бандитов.

А еще по-настоящему удивила A Plague Tale: Requiem. Первая часть АА-адвенчуры неплохо взбаламутила медиапространство несколько лет назад, а вторая оказалась еще лучше. Игра стала не только живописнее, детализированнее, но и гораздо жестче не только за счет демонстрации насилия, но и в плане рассказанной истории. 10 из 10 возможных от меня и место в топе лучших игр десятилетия.

Роман Перов, автор

-11

В уходящем году я много играл в шутеры. В самые разные: от Warzone до Metal: Hellsinger. А в рамках изучения жанра устроил марафон по творчеству Remedy Entertainment. И очень отрадно было сразу после прохождения первого Max Payne услышать про готовящийся ремейк. Причем вторая часть отлично играется и сегодня, не отпугивает даже графика. Это очень атмосферные приключения в стилистике нуара, а уровни часто представляют собой не просто коридорный тир, а настоящие боевые головоломки, решать которые помогает замедление времени и невероятная крутость главного героя.

За историями про Макса последовал Alan Wake. Атмосфера в нем еще более густая, а еще появился лор, в котором интересно разбираться. И хотя геймплейно игра достаточно однообразная, сюжет и постановка искупают все. Прохождение мне слегка напомнило лучшие моменты сериала «Твин Пикс» и вообще творчество Дэвида Линча. Особенно это касается самостоятельного дополнения American Nightmare, где очень грамотно смягчен бэктрекинг за счет петли времени, поэтому приключения в ночном городке не успевают надоесть.

Затем в планах был Control, но на нем я, к сожалению, выдохся. А в начале зимы вышел недоработанный ремастер The Witcher 3, и теперь меня дернуло проходить первые две части, пока дорабатывают третью.

Дмитрий Злотницкий, автор

-12

Пожалуй, главной игрой года для меня стала отнюдь не новинка — Cyberpunk 2077. Когда она вышла в 2021-м, у меня была только четвертая PlayStation и версия игры именно для нее… Но, начитавшись отзывов о техническом состоянии игры в целом и версий для предыдущего поколения консолей в частности, я решил не торопиться начинать играть. В итоге дождался момента, когда у меня появилась PlayStation 5, а игра получила некст-ген апгрейд. Пожалуй, я принял верное решение, потому что ни с какими техническими проблемами не столкнулся и смог в полной мере насладиться атмосферой, сюжетом и квестами, а они здесь на высоте. Обидно, что проблемный запуск во многом скрыл тот факт, что у CD Projekt получилась выдающаяся игра, одна из лучших RPG последних лет.

А из новинок отмечу Horizon Forbidden West, которая затянула меня на многие десятки часов. Я часто играю в игры с открытым миром, но обычно фокусируюсь в них на сюжете, почти не отвлекаясь на побочные активности, которые зачастую достаточно однообразны и не дают запоминающихся историй и эмоций. А вот во второй Horizon меня увлек не только магистральный сюжет, но и сам мир, который я с упоением исследовал, получая от этого не меньше впечатлений, чем от основного квеста Элой.

Сергей Цилюрик, автор

-13

Искать что-то впечатляющее среди ААА-игр я давно отчаялся — вот и в 2022-м меня радовали в основном инди (и, конечно, постоянно обновляющаяся Final Fantasy XIV). Into the Breach, лучшая тактика в мире, получила в этом году большое обновление, заставившее вернуться в неё на не один десяток часов. Vampire Survivors при всем минимализме игровой механики оказалась неприлично залипательной и впечатлила продуманной «метой». Прошлогодняя Alisa, в этом году наконец пропатченная до играбельного состояния, продемонстрировала, что даже разработчик-одиночка может сделать увлекательную вариацию на тему классических Resident Evil с пререндеренными декорациями, статичными ракурсами камеры и танковым управлением.

Но главная игра года — конечно, Neon White, стильный и динамичный платформер с видом от первого лица, который вдохновил гнаться за рекордами даже меня, человека, никогда ранее не любившего спидраны. Повторюсь: вот так и должен играться трёхмерный «Соник» (а не как Frontiers): идеальное управление, различные умения, лаконичные уровни с развилками и короткими путями — и отличный саундтрек.

Константин Говорун, автор

-14

В 2022 году вышло чудовищно мало нормальных в моем представлении игр — то есть сингловых AAA-игр с сюжетом. И речь даже не о крутых, а о хотя бы каких-нибудь. God of War: Ragnarok, Horizon: Forbidden West, Xenoblade Chronicles 3, Bayonetta 3, GhostWire: Tokyo и, ладно, добавим еще Elden Ring, Gran Turismo 7, Dying Light 2 и Sonic Frontiers — это не мой список лучших игр года (хотя среди них есть крутые), а список вообще всех новых сколько-нибудь годных релизов 2022. Хотя лет десять назад столько и даже больше поступало на полки магазинов за один обычный месяц. Выбирать не из чего!

Поэтому я вынужденно сфокусировался на PC, а конкретно — на Crusader Kings III (с выходом дополнения Royal Court), Battle Brothers (с выходом дополнения Of Flesh and Faith), Rimworld (с выходом дополнения Biotech) и Victoria III (это хотя бы настоящая новинка 2022 года). Это тоже нормальные большие игры, но другого сорта — не интерактивные истории с дорогим графонием, а игры в математическом смысле, построенные вокруг больших сложных систем, в которых интересно разбираться. Так вот и я экспериментирую прямо сейчас в Rimworld с техноутопией, в которой голые рабы с деревянными ногами копают руду под присмотром боевых роботов-надсмотрщиков, а также таскают токсичные отходы на могильник рядом с деревней примитивных неолитических туземцев в духе «Аватара». Это интересно, хотя лучше бы я сейчас играл в новую Final Fantasy (привет слоупокам из Square Enix)!

Можно, конечно, сказать, что зато вот маленькими инди-играми переполнены Steam и App Store. Спасибо, не надо. Мне это все напоминает порталы самиздатной фантастики с тоннами вторичной графомании, в которых при желании можно найти грамм-другой гениальности, но что мне толку от грамма? От грамма я даже ничего не почувствую. Все эти артхаусные инди-хиты — это забавно как пет-проджект, как доказательство потенциала, как повод поболтать о тенденциях геймдизайна, но это не то, ради чего я когда-то полюбил игры.

Андрей Поповцев, автор

-15

Мой 2022-й начался с закрытия прошлогодних гештальтов. Начав под конец 2021-го проходить Shin Megami Tensei 5 и Tales of Arise, я наконец-то увидел финалы обеих игр только в январе. В SMT5 мне предсказуемо понравились атмосфера и боевка, а в Tales of Arise в первую очередь привлек сюжет с неожиданным твистом в финале.

В феврале пришла очередь Horizon: Forbidden West. Я беспокоился, сумеют ли авторы сиквела сочинить историю, которая сможет тягаться с великолепным сюжетом Zero Dawn. К счастью, Forbidden West оказалась замечательным продолжением, которое удачно расширяет придуманную Guerilla Games вселенную и делает ее еще интереснее.

Настоящим откровением стала Elden Ring, в которой я провел несколько месяцев. И дело даже не в сражениях и потрясающем визуальном дизайне, а в том, как в игре сделан открытый мир, начиная с мелочей вроде общего вида карты. Elden Ring — игра, которая не ведет за ручку, а лишь намекает, где могут ждать приключения, и от этого действительно кажется, что исследуешь новый для себя мир, а не бродишь от чекпойнта к чекпойнту.

Осенью же я дождался A Plague Tale: Requiem, и она не обманула ожиданий: игра стала красивее и чуть масштабнее, оставшись столь же интересной и эмоционально заряженной.

Была в этом году и пара сюрпризов. Первым стала Tinykin, гибрид 3D-платформера и Pikmin, вторым — Pentiment, интерактивное приключение, созданное на стыке Night in the Woods и «Имени розы», подробно о котором можно прочесть в моей рецензии.

Главной же неожиданностью стала Vampire Survivors. Я наткнулся на нее в Game Pass уже в декабре, и с тех пор жизнь моя дала трещину: по ночам снятся роящиеся мумии, зомби и химеры, а днем я постоянно думаю не о делах, а о том, за какого персонажа поиграть, когда появится минутка. Дошло до того, что Vampire Survivors поселилась у меня в телефоне и на планшете, так что спасения мне нет ни в дороге, ни даже, извините, в туалете. Как говорилось в одном плохом анекдоте, «вот и сейчас — извините за неровный почерк».

Александр Крыков, автор

-16

Под конец года на всех платформах вышел вал крупных и громких игр, полностью оккупировавших информационное поле, но я хотел бы напомнить о двух более ранних релизах, уже успевших пройти некоторую проверку временем.

С тех пор как в 2001 году по «ОРТ» показали мультсериал Pokemon, я мечтал об игре в таком же духе: с открытым миром, яркими персонажами, множеством приключений и увлекательными дополнительными квестами. Однако реальность была сурова: ни эмулятор Game Boy, и последующие собственные консоли Nintendo не смогли обеспечить меня такой игрой – все основные JRPG про карманных монстров сводились к нудному гринду. И лишь в 2022 году внеочередная Pokemon Legends: Arceus разорвала порочный круг – сделанная с явной оглядкой на лучшие западные ролёвки, она наполнена жизнью и ощущается современной. Жаль, что уже в следующих Pokemon Scarlet и Pokemon Violet японские разработчики во многих аспектах пошли на попятную.

Второй же запомнившейся мне новинкой 2022 года по удивительному совпадению стала ещё одна Legends, но уже гоночки – GRID. Несмотря на переход под управление Electronic Arts студии Codemasters пока удаётся сохранять и лицо, и традиции. GRID Legends – игра с автомобилями, трассами и соревнованиями на любой вкус. Тут есть и внедорожники для ралли-рейдов, и сверхдорогие мелкосерийные гиперкары, и болиды электрических «формул», и заряженные хэтчбеки. Гонки проходят по улицам городов, горным серпантинам, суперспидвеям и культовым автодромам. А кроме заездов на скорость есть дрифт и дерби на выживание. Не обошлось и без наполненной клише, но всё же очень приличной по меркам жанра сюжетной кампании. Контента в игре более чем достаточно, хотя очень качественным его не назвать – GRID, как и прежде, уступает топовым гонкам платформодержателей (сериям Gran Turismo и Forza).

Илья Цуканов, автор

-17

В отличие от 2021-го, в 2022 году мне не встретилось ни одной настолько же целостной, безумно яркой и мозговзрывающей игры, как Cruelty Squad (которая как раз в 2021 году и вышла). Но всё равно мне довелось сыграть во много отличных, а то и великолепных свежих проектов.

Sifu оказалась лучшей смесью артхауса и гонконгских боевиков в формате видеоигры с настолько сочными драками, что даже постоянные переигрывания одних и тех же моментов нисколько не надоедали. В Kirby and the Forgotten Land я сыграл чуть ли не по чистой случайности, но в итоге разглядел в ней самую расслабляющую видеоигру года: милую, разнообразную, и в которой челленжа ровно столько, чтобы не перенапрягаться, но и не скучать. Signalis, напротив, показала нечто неуютное, то, которое хочется назвать слепком мыслей умирающего человека, — и всё в сеттинге анимешных героев и космических аналогов Китайской империи с ультратоталитарной ГДР. В альтернативной вселенной, где Postal: Brain Damaged называлась бы Duke Nukem: Brain Damaged, но схожими методами исследовала внутренний мир главного героя, нас бы завалило потоком эссе на Youtube о такой игре.

В этом году появилось сразу три видеоигры с оригинальным и крайне выверенным геймплеем, построенном во многом вокруг таймера: Neon White, Teardown и Hardspace Shipbreaker — и все три, как по мне, одни из главных игр года. А один из самых неожиданных сюрпризов — The Case of the Golden Idol. Будь в этой головоломке с расследованием застывших мгновений во время убийств сюжет чуть сложнее, я бы вообще спокойно назвал её лучшей игрой 2022 года.

Георгий Курган, автор

-18

Когда в этом году значительно поубавилось количество понятных способов покупать игры — я даже не расстроился: бэк-каталог на Steam у меня такой, что проходить игры из него можно до пенсии. Играл я в этом году, увы, мало, зато от души. Неожиданно для себя полюбил карточные баттлеры, даром что этот жанр за последние годы невероятно обогатился и усложнился: тот же Inscryption (2020) — это чистый восторг, жуткая сказка с кибер-крипотой и шумным сломом «четвертой стены». Black Book (2021) — менее изобретательная, но милая сердцу русского человека история про схождение сельской ведьмы в ад и обратно — не только интерактивная энциклопедия по северному фольклору, но и каноническая волшебная сказка о смерти, перерождении и обретении потустороннего могущества — все как завещал Пропп. Наконец, пожалуй, самое странное и очаровательное открытие года — Spiritfarer (2020). Это метроидвания без боев и почти без акробатики, красочная и воздушная, как сладкая вата, история о смерти и расставании с близкими (кто бы мне раньше сказал, что я буду пускать скупую слезу по змее в пальто!). В дальнейшем собираюсь засесть за Disco Elysium или допройти Blasphemous — и тогда еще полгода новые игры будут не нужны, а там посмотрим.

Антон Жук, автор

-19

Самые сильные и яркие впечатления в 2022 году подарила Elden Ring. Для меня это стало полной неожиданностью, потому что я ни разу не играл в «соулсы» и в целом считал себя достаточно казуальным геймером. Насколько казуальным? Ну, например, недавно я потребовал возврат средств за экшен Evil West, в котором уже на первом часу прохождения моего героя начали не на шутку прессовать вампиры. После нескольких безуспешных попыток их одолеть, я понял, что нам с Evil West не по пути.

С Elden Ring же каким-то образом сложились идеальные отношения. Признаю, я не проникся местной системой квестов и почти сразу запутался в лоре игры (тому, кто в нем разобрался, можно давать докторскую степень). Но меланхоличная атмосфера Elden Ring, ее эстетика, арт и необычный мир меня очаровали. Эту игру совсем необязательно понимать разумом. Как и творения, к примеру, Дэвида Линча, она трогает скорее на уровне эмоций и интуиции.

Ранние обзоры пугали, что Elden Ring — самая сложная игра From Software. Из-за этого я долго не решался ее начать. Уже после запуска и плотного знакомства с механиками понял важную вещь: в Elden Ring зубодробительная, но честная сложность. Я не мастер боевой системы и вряд ли смог бы повторить все эти идеально попадающие в тайминги перекаты, удары и блоки из прохождений на YouTube, но у меня все равно получалось терпеливо и старательно перемалывать босса за боссом. Большой плюс Elden Ring — если ты уперся в стену, игра позволяет немного отступить, набить в полях несколько левелов сверху, вернуться и все-таки запушить злобного босса. Каждая «потная» победа над смертоносным противником приносила такую невероятную гамму эмоций, какую не дала больше ни одна игра в 2022-м.