Всем привет! Сегодня предлагаю обсудить вторую книгу Майка Омера (всё время думал, что автор - американец, пока недавно совсем случайно не узнал, что живёт и творит он в Израиле) из серии о профайлере Зои Бентли под названием "Заживо в темноте". С первой книгой цикла, "Внутри убийцы", я познакомился два года назад - рекомендации к прочтению её раздавались тогда, что называется, из каждого фена, утюга и чайника. Сказать честно, всеобщей шумихи и ахов восхищения по поводу книги я не понял. Не сказать, чтобы она вообще не понравилась- это достаточно крепкий процедурал о буднях сотрудников ФБР. Просто книга была какой-то обычной, на протяжении чтения всё время ловил себя на ощущении deja vu - всё это мы уже читали у Харта, Брындзы, Бьорка, Несбё, Кейн и ещё десятка других детективщиков. В общем, ничего новаторского, кроме необычной специализации главной героини, Омер своему читателю не предлагал. Так что, повторюсь, не зацепило. Но многочисленные поклонники творчества Омера утверждали, что от книги к книге цикла автор прибавляет в мастерстве, и все последующие книги получились в разы интереснее первой. Поэтому мной и было принято решение цикл дочитать до конца. И вот передо мной уже вторая его книга, "Заживо в темноте".
Прошло чуть более месяца с первого совместного расследования Зои и Тейтума, в ходе которого они предотвратили убийство целой семьи, а им уже предстоит новое дело: кто-то прислал в ФБР запись прямой трансляции в Интернете, в ходе которой в пустыне неизвестный заживо хоронит молодую девушку. Видео сопровождается надписью "Эксперимент №1", и Зои с Тейтумом понимают, что появился очередной психопат, затеявший с ФБР смертельную игру. Приняв её правила, напарники срочно отправляются в Техас. Сколько еще будет таких смертельных экспериментов, прежде чем агенты ФБР сумеют просчитать следующий шаг маньяка?
Мне показалось, что в сравнении с первой книгой, "Заживо в темноте" значительно эволюционировали в динамике: развиваются отношения героев-они начинают значительно больше доверять друг другу, делиться детскими воспоминаниями (из которых мы узнаём путь их становления и, наконец, понимаем причину патологической привязанности Тейтума в своему взбалмошному деду), немного ревнуют (вот и интрига- будут ли отношения между ними самими?), ссорятся и снова мирятся, более чётким становится психологический портрет преступника, изощрённее каждый его последующий шаг, диктуемый его больному воображению потаёнными детскими страхами( периодически вбрасывая флешбеки из прошлого антагониста, Омер доказывает, что большая часть серийных убийц вырастает из недолюбленных в детстве детей). Преступник в своих преступлениях опирается на два опаснейших бича современного общества-неуёмное стремление выставить частную жизнь на показ (потенциальных "мишеней" он выискивает в Инстаграмме, находя необходимую информацию в селфи и кричащих статусах, практически избавляющих его от необходимости следить за потенциальными жертвами лично), и всеобщую заинтересованность человечества попытками "хайпануть"- в попытке "завирусить" видео, преступник направляет его десяти блогерам и журналистам. "Кто бы мог подумать, что в наши дни даже серийным убийцам требуется грамотный маркетинг?" (с) Как думаете, сколько из них незамедлительно связываются с ФБР? Правильно, ни одного... Первое видео даже не вызвало большого ажиотажа- один пользователь прокомментировал его, как постановочное с плохой игрой актёров, а второй посетовал, что не показали самое главное- как она умирает? Сами понимаете- раз интерес к его деятельности быстро затухает, убийца ищет ещё более эффектные способы заявить о себе. Остроты сюжету добавляют и личные проблемы героев- Тейтумом заинтересовался отдел внутренних расследований, обещающий возобновить вроде бы закрытое дело по случайному убийству им подозреваемого, а Зои очень переживает, что сестру Андреа, оставшуюся дома, начнёт преследовать демон всей её жизни, Род Гловер ( и переживания оказываются не беспочвенными) . Одним словом, в продолжении однозначно больше напряжения и драйва, а соответственно, и поводов поволноваться за героев, чем в оригинальном романе.
Давайте при этом вспомним, что обсуждаем мы цикл, в которых всё бывает с точностью до наоборот-первая книга обычно выстреливает, а все последующие пытаются катиться на волне её успеха. При этом, как я уже неоднократно отмечал, у всех циклов есть одна общая проблема- автор вольно или невольно возвращается к событиям предыдущих книг, вследствие чего их сюжет проседает, и многие серии книг подолгу топчутся на одном месте. Этой ошибки не удалось избежать практически всем авторам серийных детективов, включая и более именитых Брындзу и Кейн ( Несбё и Гелбрейт/Роулинг, пожалуй, редкое исключение из правила). Но Омер если и возвращается к событиям "Внутри убийцы", то ненавязчиво, в качестве лирических отступлений, и сюжет ни на секунду не пробуксовывает, за что ему однозначный плюс. Второй плюс- за компетентность. Чувствуется, что автор глубоко погрузился в тему (либо обращался при написании к грамотным консультантам) - он так убедительно описывает хитрые уловки, к которым прибегает полиция и ФБР во время стандартных процедур допроса свидетелей и подозреваемых, так детально прописывает поэтапное составление Зои психологического портрета убийцы, которое, наконец, и выводит на него, так внимателен к терминологии и деталям работы героев (я, например, не знал, что серийным убийцей по американским законам считается человек, совершивший всего два убийства подряд, а уж по мягкости почв в разных областях Техаса я теперь точно эксперт)))), что веришь ему безоговорочно. Добавьте к этому финальный твист, вызвавший у всех детективщиков со стажем вздох разочарования (они вроде бы все давно поняли, кто убийца, а поди ж ты!!!), и вы пойметё, что "Заживо в темноте" гораздо динамичнее достаточно пресного начала цикла. Я, например, с огромным нетерпением жду новой встречи с героями в финальной книге цикла "Глазами жертвы".