Найти тему
Воскресный Перевал

Азимут и его друзья – магнитное склонение и генерализация.

С появлением высоких технологий и освоении космоса, в нашу жизнь пришло много полезных инструментов и один из них- навигатор. Навигаторы можно было бы назвать незаменимыми, если бы они никогда не разряжались, не ломались и не терялись. Каждый турист, пользующийся таким девайсом и уходя в походы, должен про запас иметь не только компас, но и уметь правильно им пользоваться.

Компас из 80-х "Турист-2"
Компас из 80-х "Турист-2"

Заблудиться с компасом – запросто! В конце статьи, я расскажу один интересный случай, для примера - что может случиться, если пренебрегать компасом. А этот обзор, должен быть интересен тем, кто имея в кармане компас, не слышал про трёх всадников топографии: Азимут, Магнитное склонение и Генерализация карт. Особенно важно это знать, тем кто решил самостоятельно прогуляться по северным широтам нашей страны и не только.

Азимут

Что такое азимут и зачем он нужен в ориентировании?

Азимут отсчитывается ТОЛЬКО по часовой стрелке на компасе и выражается в градусах. С его помощью, можно узнать в каком именно месте на карте мы находимся. Например, мы видим визуально ориентир и находим его на карте. Прикладываем компас к карте, и с помощью угла на шкале вычисляем текущее местоположение. Также можно вычислять направление, если в описании маршрута значится движение по азимуту от определённого объекта. Да, имея точные карты и хорошие визуальные ориентиры, это можно проделывать и с помощью транспортира, но....

Те, кто думает, что азимут – это все лишь угол, образуемый в точке наблюдения между меридианом и точкой наблюдаемого объекта, то тут не всё так просто. Нужно знать, что азимуты разделяются на истинный и магнитный.

-2

Попробую объяснить простыми словами без нудной теории.

Магнитное склонение

В нашем мире, мы имеем по два полюса в каждом полушарии, географический и магнитный. Географический это тот, что мы привыкли видеть на картах, а магнитный, это тот, на который указывает компас. И эти два полюса между собой не совпадают. То есть, по сути, если смотреть на карту, то есть меридиан, который ведет на географический север и есть невидимый, по которому поведет вас компас.

Чтобы правильно вычислить азимут, нужно знать магнитное склонение. Для этого созданы специальные карты и при посещении определённого региона, нужно знать, насколько градусов компас будет там отклоняться.

Карта изогонов не статична и может меняться.
Карта изогонов не статична и может меняться.

Например, в зоне восточного склонения + 10 градусов, нужно будет иметь ввиду, что ваша магнитная стрелка указывает на 10 градусов левее географического севера.

Далее - более, так как вы поймёте, что знания теории недостаточно, и для безошибочных расчетов, нужно иметь практику, тренируясь на местности и желательно с инструктором.

Генерализация карт

Картографическая генерализация, это обобщение объектов и их очертаний, если говорить коротко. С тех пор, как первооткрыватели убедились в шарообразности нашей планеты и после изобретения глобуса, перед картографами встала задача корректного изображения Земли на плоскости.

На привычных нам картах мир показан так, как его изобразил географ Герард Меркатор в XVI веке. Но, к сожалению, проекция искажает реальные размеры стран и других географических объектов, так как линии долготы расположены параллельно друг другу, а в реальности они пересекаются на полюсах.

-4

В результате, чем ближе к полюсам, тем объекты на картах выглядят намного больше по размеру, чем те, что у экватора.

Поэтому, некоторые карты определённой местности изображаются в виде трапеции.

-5

Также, например на военных и других картах, изображается дирекционный угол, который указывает искажение не только при генерализации, но и магнитного склонения. Вот как он выглядит.

-6

Теперь вы знаете, что для того, чтобы вычислить азимут и двигаться в нужном направлении, кроме компаса и карты, нужно знать матчасть и иметь практику.

Надеюсь, мне удалось объяснить простым языком главные постулаты ориентирования. И если это так, то лайк обязателен!

Случай, про который, я упомянул вначале, мне рассказал мой наставник, который был участником того похода в Хибинах. Это горная местность за полярным кругом, где магнитное отклонение и генерализация в купе с погодой, послужили поучительной историей группе туристов.

Дело было летом. Группа шла по ориентирам, вдоль левого берега ручья, и при наборе высоты их накрыло снегом. Руководитель принял решение вернуться в долину и пережать непогоду. На следующий день, небо стало проясняться и группа снова пошла по ориентирам, но не учла, что после осадков, возродился один из пересохших ручьёв не отмеченных на карте, и группа свернула левее маршрута, практически на 90 градусов, думая, что идет вдоль нужного ручья. И было бы всё неплохо, если бы руководитель сверялся с компасом (навигаторов тогда не было), но он спохватился только на вершине, когда не мог найти нужные ориентиры. Посмотрев на компас, он подумал, что устройство либо "сошло с ума" либо что-то пошло не так. Видимость наверху была плохая, и в тот момент пришлось нелегко, так как они уже не понимали где находятся, из-за схожести рельефа. (см. рис. ниже)

Стало понятно, что нужно - либо возвращаться и терять ещё один день, так как сил у детско-юношеской группы на спуск и новое восхождение уже не осталось, либо продолжить движение вниз. В итоге разобрав ситуацию, руководитель решил продолжить путь и получилось так, что тропа спустила их практически к месту ночевки. В итоге, группа сделав петлю, потеряла два с половиной дня и ей пришлось менять маршрут, чтобы успеть выйти в назначенное место. Так, изрядно вымотавшись, они пришли с большим опозданием, то ли на место сборов, то ли они встретили параллельную группу, которая уже завершала маршрут и присоединились к ней, уйдя на юг в Кировск. К сожалению, подробностей финиша не помню, но за ними уже начал сборы спасательный отряд, который не смог бы их найти на заявленном маршруте, но всё обошлось.

Вот как это было на карте;

Красная нить - заявленный маршрут; чёрная нить - пройденный маршрут; 1 - место старта; 2 - перевалы со схожим рельефом. 3 - место встречи с параллельной группой 4 - место планируемого сбора.
Красная нить - заявленный маршрут; чёрная нить - пройденный маршрут; 1 - место старта; 2 - перевалы со схожим рельефом. 3 - место встречи с параллельной группой 4 - место планируемого сбора.

Ошибки были и у меня, но благодаря своевременным проверкам, они устранялись на ранней стадии. Но это уже другие истории.