Найти тему
Андрей Сталк

Легенда №17

"Легенда №17", Россия, 2012
"Легенда №17", Россия, 2012

Победа, одна на всех

Профессионалам
Судья криминалом
Ни бокс не считает, ни злой мордобой,-
И с ними лет двадцать
Кто мог потягаться -
Как школьнику драться с отборной шпаной?


Ледовый каток изо дня в день впитывает пот, боль и злость нескольких десятков молодых парней, собранных известным хоккейным тренером Анатолием Тарасовым со всех уголков Советского Союза. Самый талантливый из них, Валерий Харламов проходит курс молодого бойца в виде показательного игнорирования и просиживания в одиночестве на трибуне. Такова жесткая методика воспитания персонажа Олега Меньшикова, поставившего цель всей жизни — создать самую непобедимую команду на свете вопреки канадской мощи и упрямству партийного руководства. И через несколько лет номер 17 во всем хоккейном мире будет ассоциироваться только с одним человеком.

Уже в новом столетии о Валерии Харламове был снят не один фильм. Но документальную «Ледовую корриду Валерия Харламова» и художественный «Валерий Харламов. Дополнительное время» с Чадовым и Харатьяном теперь будут вспоминать вскользь, до полноты общей картины, ибо их уверено вытеснила на второстепенный план работа Николая Лебедева («Звезда», «Волкодав», «Апостол») «Легенда N17». Двойной зрительный успех наряду с лентой об узбекских гастролях Владимира Высоцкого, кажется, определили основной вектор развития высокобюджетного массового отечественного кино — биография замечательных людей. Лев Яшин, Юрий Гагарин, Иван Поддубный — тысячи героев, широкое поле, засевай и снимай урожай. Особенно если в закромах имеется необходимая сумма грязно-зеленого долларового эквивалента и выученные назубок голливудские мантры создания успешного кино.

Именно по западным канонам спортивного кино и создан фильм о российском хоккеисте с испанскими корнями. Перспективный актер Данила Козловский, зарекомендовавший себя в «Мы из будущего» и «Духless», приглашенная звезда — все реже и реже снимающийся Олег Меньшиков, ни на мгновение не замедляющий темп повести с локальными пиками и переплетенной вокруг стержня идеей идти к своей победе наперекор боли и обстоятельствам. Малышка на миллион, Рокки, Морис Ришар, нужное подчеркнуть. Умело расставлены вешки конфликта — вот «замминистра в СССР» Владимир Меньшов осыпает Валерия благами в обмен на будущее предательство, вот хирургиня с вампирьими губами на лице Нины Усатовой не обещает полного восстановления после оскольчатых переломов. Живописные аллюзии вечной корриды. Закалка характера в металлургическом Чебаркуле и на амбразуре хоккейных ворот. Скромная красавица с предсказуемыми проблемами в личной жизни. Любовь к родным. Любовь к тренеру. Любовь к Родине. Финальная кульминация с кровью на льду и вонзающейся в сетку каучуковой шайбой.

А с другой стороны как заставить восторгаться фильмом публику, взращенную на полетах Бэтмена и экспелеармусах Сами-знаете-кого. Каков процент аудитории видел игру Харламова вживую или на черно-белых экранах «Рекордов» и «Горизонтов», кому что-то говорят имена Рагулина или Боброва? То-то и оно. Поэтому лукавство критиков, возносящих историю боксерши от Клинта Иствуда и снисходительно похлопывающих создателей «Легенды» за использование тех же приёмов, считаю неуместным. Раз далеким от хоккея после просмотра зажгли желание с розочкой в руках придти на трибуны на матч сборной или местной «Звезды», то это однозначный успех. И пусть Козловский излишне гламурен, а Светлана Иванова, играющая девушку главного героя, трафаретна. Нерв советского хоккея был ощутим и осязаем.

Волосатые амбалы нагло жуют жвачку и выбивают зубы цээсковским ребятам. Трусливый руководитель команды срывающим голосом требует проиграть не слишком разгромно. Но миллионы людей от пьянчужки в обезьяннике до мусолящего потухшую сигарету отца отчаянно ждут победы. Нашей победы. И Валерий Харламов заставляет спесивых монреальцев в полной тишине аплодировать шатающимся от неимоверных усилий хоккеистам в свитерах с алеющими на груди буквами СССР. С той поры прошло четыре десятка лет. Мы порядком подзабыли эти легендарные игры. Мир помнит.