Патовая ситуация, возникшая на дороге в Ханкенди, длится уже больше трех недель.
Хотя началась она с нежелания карабахских армян предоставить доказательства консервации месторождений (которые они якобы не разрабатывают 5 лет), проблема гораздо глубже — неконтролируемый провоз чего-угодно на суверенную территорию Азербайджана.
К сожалению, в единственном подписанном документе о Лачинском коридоре (в 6 пункте соглашения от 9 ноября) ничего не написано о его функционировании. Там есть только два "тезиса":
- Контролирует коридор Россия.
- Безопасность обеспечивает Азербайджан.
Из которых понятно, что ни Армения, ни тем более карабахские армяне, никакого отношения к нему не имеют. Все остальное, а оно безусловно было, обговаривалось лидерами трех стран устно.
Запреты о которых позабыли
Сегодня Ереван делает вид, что никаких договоренностей не было.
Но мы помним, как в 2021 году, с поста РМК на въезде в Азербайджан разворачивали автобусы с армянскими сверхсрочниками (даже одетыми в гражданку), не пропускали иностранных граждан (даже журналистов), активно досматривали автомобили.
То есть договоренности все же были. Другое дело, как они выполнялись на земле.
Именно с последним, все стало очень плохо в 2022-ом:
- В Карабахе стали обнаруживать тысячи мин, произведенных в Армении после перехода коридора под контроль РМК.
- По коридору засновали десятки большегрузов с материалами для оборудования блиндажей, дзотов, укрепленных пунктов и т.д (которые стали расти, как грибы).
- В Ханкенди стали приезжать депутаты зарубежных парламентов, какие-то другие государственные чиновники третьих стран.
Баку много раз заявлял, что это неприемлемо.
9 ноября, ВС Азербайджана остановились в 6 километрах от центра Ханкенди, надеясь на заключение мирного договора, а не для того, чтобы дать армянам передышку для новой войны.
Москва могла бы, но не хочет
Ясно, что Кремль хочет дружить, как с Баку, так и с Ереваном. Да и чего уж таить — консервация конфликта ему намного выгоднее, чем полное разрешение.
Идеальным для Москвы было бы мирное соглашение между Баку и Ереваном, с сохранением вопроса Карабаха. И транспортные пути бы получили, и рычаги давления оставили.
Это я понимаю: региональный модератор, свои интересы, то да сё.
Мне непонятно другое, почему РФ не озвучивает договоренности по Лачинскому коридору. Почему публично не объясняет союзникам, какие функции входят в "контроль коридора", по каким законам он функционирует.
- Входит ли туда таможенный или пограничный контроль?
- Или это только досмотр документов и грузов?
- А может еще проще — исключительно контроль за общей ситуацией, типа наряда милиции, следящей за порядком?
- Если последний вариант, то азербайджанские посты никак не помешают порядку;
- если второй, то гражданский представитель Азербайджана в составе постов РМК, решит множество проблем;
- если первый, то вся ответственность на миротворцах.
А пока, и в Армении, и в Азербайджане, гадают, что нарушает или не выполняет РМК.