Найти тему

Лучшие советские фильмы про врачей

Советский кинематограф нечасто посвящал фильмы работе представителей этой благородной профессии в отличии, к примеру, от труда сталеваров или шоферов. Чаще врачи проходили вскользь по сюжету, либо как в "Иронии судьбы" упоминалась их профессия без погружения в нее. Давайте вспомним отличные фильмы, позволяющие рассмотреть будни советских медиков, причем с достаточной степенью откровенности.

Валерий Золотухин и Ия Саввина в фильме "Каждый день доктора Калинниковой", 1973
Валерий Золотухин и Ия Саввина в фильме "Каждый день доктора Калинниковой", 1973

Каждый день доктора Калинниковой
В моем рейтинге это лучший фильм о медиках, хотя и намного менее известный, чем какие-нибудь романтичные "Коллеги" или "Сельский врач", не имевшие отношения к реальности. Лента
Виктора Титова 1973 года посвящена курганскому доктору Гавриилу Илизарову, создателю уникальной методики остеосинтеза. Он вытягивал непропорциональные ноги, лечил тяжелейшие травмы, но много лет не мог доказать собственную состоятельность руководству советского Минздрава в лице академика Петровского, из-за чего практически полуподпольно (с группой единомышленников) работал в крошечной и неудобной провинциальной клинике. Поддерживали его некоторые журналисты и многочисленные пациенты, которых он возвращал к нормальной жизни.

Эльза Леджей в фильме "Каждый день доктора Калинниковой", 1973
Эльза Леджей в фильме "Каждый день доктора Калинниковой", 1973

Правда, ленту снимали уже в тот момент, когда Илизарова признали. И все-таки напрямую он в фильме не называется, а его образ воплощает женщина - актриса Ия Саввина. Однако работа той самой илизаровской клиники времен непризнания отображена с высокой степенью достоверности, и фильм смотришь, не отрываясь. Удачно используется чередование цветных и черно-белых фрагментов. Еще одна его интересная особенность - крупная роль Эльзы Леждей, которая тогда уже начала сниматься в роли Зиночки Кибрит в сериале "Следствие ведут знатоки", но еще не стала с нею ассоциироваться. Леждей играет чиновника Минздрава, в очередной раз приехавшего проверять новую методику врача.

Борис Ливанов и Иннокентий Смоктуновский в фильме "Степень риска", 1968
Борис Ливанов и Иннокентий Смоктуновский в фильме "Степень риска", 1968

Степень риска
Советский, российский, а потом и украинский хирург, кардиолог и пульмонолог Николай Амосов был очень разносторонней личностью. Он активно интересовался кибернетикой, философией, литературой, писал публицистические и художественные произведения. Его книга "Мысли и сердце" быстро стала популярной, и вскоре после издания была экранизирована ленинградским режиссером
Ильей Авербахом. По первому образованию он и сам медик, поэтому снял картину с хроникальной достоверностью. Сильная работа Бориса Ливанова (возможно, лучшая его роль в кино), прекрасно играют также Иннокентий Смоктуновский, Алла Демидова, Юрий Гребенщиков и непрофессиональный актер, врач Вячеслав Васильев, который учился с Авербахом в мединституте.

Вячеслав Васильев в фильме "Степень риска", 1968
Вячеслав Васильев в фильме "Степень риска", 1968

Среди всех артистов этого фильма о врачах только он был настоящим медиком, но именно ему доверили сыграть самого непутевого хирурга, которого даже собрались изгнать из клиники. Лента повествует о драматическом этапе в развитии советской кардиологии - внедрении новых искусственных сердечных клапанов для лечения одного из пороков сердца (тетрада Фалло). Давно себя зарекомендовавшие заграничные искусственные клапаны мы не покупали в целях экономии валюты, приходилось изобретать свои, вначале шаровые, а потом и лепестковые. Шаровые оказались неудачными, а неудачи в этом деле - человеческие жизни. В книге Амосова об этом рассказывается очень подробно, а фильм посвящен истории только одного пациента. Кстати, по книге он все-таки умирает из-за плохого клапана, но в фильме конец оптимистичный.

Олег Ефремов в фильме "Дни хирурга Мишкина", 1976
Олег Ефремов в фильме "Дни хирурга Мишкина", 1976

Дни хирурга Мишкина
Прежде чем стать профессиональным писателем
Юлий Крелин закончил второй мед, работал в 71-й больнице Москвы, защитил кандидатскую диссертацию. Его повесть "Хирург" о московском враче Мишкине написана с огромным знанием дела. Режиссер трехсерийного фильма "Дни Хирурга Мишкина" (1976) Вадим Зобин из Москвы переселил Мишкина в провинциальный город Хатуницы (всю натуру снимали в подмосковном Одинцово), но почти всю сюжетную основу первоисточника сохранил. Фильм насыщен сочно сыграными ролями и целыми актерскими дуэтами (например, Ролан Быков и Елена Санаева в образе провинциальных советских жлобов).

Борис Токарев, Евгений Евстигнеев и Иннокентий Смоктуновский в фильме "Дни хирурга Мишкина", 1976
Борис Токарев, Евгений Евстигнеев и Иннокентий Смоктуновский в фильме "Дни хирурга Мишкина", 1976

Женя Мишкин - замечательная работа Олега Ефремова (он забрал ее у Николая Рыбникова), воплотившего на экране хирурга, у которого хочется лечиться. Влюбленный в свою профессию, по-настоящему талантливый человек, к которому ездят оперироваться из столиц. Такие самородки действительно были, и они не делали карьеры, не становились докторами наук, не посещали заграничные симпозиумы, не писали статьи в научных журналах и не получали клинику, а всю жизнь стояли за операционным столом где-нибудь в Тмутаракани, чтобы спасать жизни. И делали это гораздо лучше прославленных академиков и лауреатов.

Елена Цыплакова в фильме "Счастливая, Женька!", 1984
Елена Цыплакова в фильме "Счастливая, Женька!", 1984

Счастливая, Женька!
Редкий фильм, посвящённый труду не врача, а медсестры. И вновь с очень высокой степенью достоверности. Картина 1984 года была снята
Александром Панкратовым (не путать с Панкратовым-Черным, который тоже иногда баловался кинорежиссурой, хотя и менее удачно) и стала настоящим бенефисом талантливой актрисы Елены Цыплаковой.

Елена Цыплакова в фильме "Счастливая, Женька!", 1984
Елена Цыплакова в фильме "Счастливая, Женька!", 1984

Ее Женька одна растит ребенка, а еще крутится между больницей, поликлиникой и "скорой помощью", прекрасно иллюстрируя профессиональную пословицу еще советских врачей: наш медик на одну зарплату жить не может, а на две - не успевает. Без совместительства советские (а теперь и российские) врачи и уж тем более медсестры выживать не могли, вот и приходилось превращать свою жизнь в бесконечный "осенний марафон". Но даже в этой спешке иногда находилось время на личную жизнь.

Александр Ткаченок в фильме "Жил-был доктор", 1984
Александр Ткаченок в фильме "Жил-был доктор", 1984

Жил-был доктор
Увы, забытая ныне лента 1984 года, снятая режиссером Вячеславом Сорокиным. Исключительная реалистичность повествования о буднях деревенского интеллигента-врача эпохи позднего "застоя". Роль медика блестяще играет белорусский актер Александр Ткаченок. Хотя картина снималась на "Ленфильме", режиссер не пригласил в нее ни одного сколько-нибудь известного исполнителя, поэтому ты быстро забываешь про то, что смотришь кино, и что перед тобой артисты.

Александр Ткаченок в фильме "Жил-был доктор", 1984
Александр Ткаченок в фильме "Жил-был доктор", 1984

40-летний доктор, подводящий промежуточные итоги своей жизни, как и упомянутый выше Мишкин, не делает карьеры, не служит в московской клинике и не покупает личный автомобиль. Его повседневная жизнь - походы по сугробам от одной избы к другой, дефицит лекарств, медоборудования и даже нормального человеческого общения, не говоря уж про личную жизнь. Врач живет своей профессией и пониманием того, что он очень нужен людям. А это совсем немало.

Друзья, подписывайтесь на канал! Поддержите его существование и развитие!