Найти тему
АКРОСОФИЯ

ЕВПАТИЙ КОЛОВРАТ: ТО, ЧТО ПЕРЕВЕРНЕТ ВАШИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕРОЕ!

Старую рязань войска Хана Батыя разорили и ожгли в 1237. Согласно легенде Евпатий Львович был тогда в Чернигове, вернувшись в Рязань он стал мстить врагам и с небольшим войском делал это настолько эффективно, что испуганные татары заговорили о воинстве мертвых. Убить рязанского героя не смогли лишь странным способом с помощью камнеметных орудий. Прожженной отчаянной смелостью, множеством и воинским искусствам рязанского богатыря Батый отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам. Согласно одной из версий похоронен Евпатий Львович, здесь на старой Рязани 11 января 1238 года после отпевания в рязанском соборе. Ярославцы уверены, что погиб он у них на Перендеевом болоте. Другие народные легенды уверяют, что могила Коловрата находится в Сторожиловском районе или даже неподалеку от Сарайска. Эта кольчуга из коллекции Шиловского краеведческого музея приблизительно ровестница Евпатия Коловрата, тогда она была вещью очень дорогой и статусной, также как и меч полезность, которого в бою кстати, вообще современные исследователи ставят под сомнение Александр Фомин провёл несколько экспериментов с реконструированной кольчугой и пришёл к выводу: защиты от меча она была действительно надежной, при этом от камней уберечь не могла.
О подвиге рязанцев известно из нескольких источников, это знаменитая повесть о разорении Рязани Батыем, антология народных сказаний академика Срезневского и рязанские народные предания изданы в 19 веке московским обществом истории и древности. Вместе с тем и такое казалось бы солидное количество упоминаний позволяет многим историком сомневаться в том, что существовал реальный рязанский боярин Евпатий Львович Коловрат, ведь в летописных источниках о нем ни слова о повести разорении Рязани Батыем. произведения литературны написаны спустя несколько столетий, впрочем есть еще один источник информации о знаменитом герое окрестности старой Рязани всего в 12 километрах от души столицы рязанского княжества находится деревня претендующее на звание его родины о том, что по народным преданием знаменитый герой Евпатий Коловрат родился именно в деревне Фролово что под Мосолова писали многие дореволюционные источники, в современном Фролово об этом напоминает и вот такой вот красивый большой памятник, на котором стоит его имя и дата жизни в 1200-1238. Военно историческая энциклопедия 19 века указывает место рождения народного героя Фроловский городок вот это место жители деревни и показали когда-то этнографу и археологу Андрею Гаврилову. Городком она называется и по сей день, экспедиция Шиловского краеведческого музея подтвердила достоверность народной памяти там действительно было древнее городище. Андрей Николаевич автор романа о Евпатии Коловрате основанного на шиловских легендах во время фольклорных экспедиций им удалось найти множество оригинальных преданий и выяснить необычные подробности из жизни знаменитого русского героя, которого некоторые источники называют Евпатий неистовый. Здесь в шиловском районе рязанский боярин кажется вполне реальным еще в 19 веке будущие солдаты из округи искали старинные стрелы, которые считали стрелами Евпатия на удачу в бою. Народная память связывает с легендарным боярином множество мест, где то на берегах вот этой реки Урус находился Урусовский городок по преданиям вотчина на Коловрата. Сам городок к сожалению не найден, на месте этого леса по рассказам жителей села Тайдаково когда-то была битва Евпатия и монголо татарского войска, а вот Русалье озеро неподалеку от Срезнего, его народная молва также связывало с легендарным боярином. Именно проклятый меч по Шиловским преданием и помог Евпатию призвать на свою сторону войска мертвых. Волшебный меч также фигурирует в местных легендах о богатыре Добрыне Никитиче, тот же это меч или другой народные предания умалчивают. Однако историкам культ меча хорошо известен это и легенды о короле Артуре и сарматские святилища меча, удивительно и то как поступил с мертвым Коловратом Батый. Александр Гаврилович подчеркивает, уважительное отношение к противнику не характерно для воинских традиций того времени, видимо хан Батый видел в нем не просто воина, как бы то ни было здесь в Шиловских землях есть и своя версия необычной гибели Коловрата.
Кто он Евпатий Коловрат реальный боярин поднявший на войну с врагами мертвое войско из старинных рязанских легенд или поэтический вымысел, ответить сегодня на этот вопрос уже невозможно исследователи предания утверждают если бы боярин был всего лишь литературным персонажем его имя не оставил бы такой след в народной памяти Рязанской области.