Найти тему
ПИЛИГРИМ СИБИРЬ

Река Кан и Енисейских кеты

Кроме всеми нами любимой реки Мана, в Восточном Саяне, на северных склонах Канского Белогорья, берёт своё начало река Кан. Река имеет особую популярность у многих любителей водного туризма. Но что мы знаем о происхождении названия реки? У названий рек есть одна важная особенность - они самые старые. Поселения могут сменить своё имя в течение десятилетий, страны - за сто лет, а вот имена рек сохраняются тысячелетиями.

"Кан/кам" является основой ряда привычных слов. Например, тюркских - "камыш", "канал" и "канава". В Узбекистане канал по-прежнему так и называется - "кан". Камья - это сибирская лодка-долблёнка. У европейских саамов есть слово "камыс" - в том же значении, что и сибирское "камус" (шкура с ног оленя).

Кан - на одном из тюркских языков означает «кровь». Существует легенда о том, как бесстрашные жители Кана в XIII в. противостояли войску Джучи - сына Чингисхана. Много «лесных народов» покорили монголы без боя. Но жители реки, которую завоеватели называли Пасбекун (в переводе «дерево» и «красная вода»), им не удалось поработить. «Оттесненные к воде, стойко отражали храбрые воины нападение невиданных в этих краях пришельцев в островерхих войлочных шапках. Падали в реку раненые и убитые. Один воин зачерпнул ладонями воду, чтобы утолить жажду, и с ужасом воскликнул: "Кан!“»

Однако к саянской реке Кан - вопреки легенде - это отношения не имеет, так как тюркоязычные племена там не жили.

Приходится признать, что оно было заимствовано от каких-то более ранних первопоселенцев, язык которых уже утрачен. Либо было навязано местным жителям могущественными пришельцами.

В одном из исследований по топонимике было указано, что на авестийском наречии иранского языка - более 4 тысячи лет назад - "кан" означало "источник".
Исследования подтверждают, что предки енисейских кетов - некогда многочисленного североазиатского народа - иранские скотоводы и земледельцы. На север континента их путь шёл из Передней Азии, вдоль берегов Чёрного и Каспийского морей - в обход гор Кавказа. Происходило это примерно 5 тысяч лет назад.

Археологи соотносят этих переселенцев с андроновской культурно-исторической общностью (фёдоровская ветвь). Прошло ещё несколько сотен лет, и потомки андроновцев двинулись дальше. Судя по названиям рек, какая-то их группа откочевала в бассейн Камы. Но большая часть перешла в Сибирь, к подножиям Алтая, Кузнецкого Алатау и Саян, а также в междуречье Енисея и Ангары, Забайкалье и Северную Монголию.

Это была не единственная волна иранских переселений. Несколько позже через Туркмению и Казахстан на Енисей пришли предки самодийцев (кулайская археологическая культура). Их северные потомки - это энцы и нганасане, а южные - практически исчезнувшие качинцы, маторы, койбалы, тофалары и камасинцы.

Родство языков енисейских кетов и северокавказских горцев доказано общими корневыми словами (более 150), сходством звуков речи и общим строением языка. Связь кетских и северокавказских языков подтверждается сходством и других "водных" слов. Можно с большой долей вероятности предположить что именно кеты, потомки хаттов и кавказцев, привнесли слово "кан" в языки сибирских самодийцев, угров, тюрков, монголов и русских. Которые восприняли его не в смысле "дно", а в значении "река".