Найти в Дзене
Загадки истории

Был ли у «Брата» Алексея Балабанова реальный прототип в истории?

В 2022 году фильму Алексея Балабанова «Брат» исполнилось 25 лет. Это картина, которая проверена временем и очень любима народом.

С одной стороны, странно, что Данила Багров стал народным героем. Ведь его нельзя назвать кристально-чистым человеком. Он в первом и втором фильме нарушает как минимум одну заповедь: он уничтожает людей. Да, плохих людей, но всё же.

С другой – Багров живет по собственным «заповедям», которые понятны и одобряемы в обществе. Он выступает за справедливость, добро, защищает слабых, ценит родственные связи несмотря на то, что брат его в исполнении очень талантливого Виктора Сухорукова, честно сказать, редкостная сволочь. Бесчестный человек, думающий только о себе и брата Данилу использующий.

Фильмы «Брат» и «Брат-2» поднимают, конечно, тему добра с кулаками. Но у нас здесь не философский канал и не кинематографический. Поэтому перейдем к вопросу, который поставлен в заголовке: а были ли в истории России, в истории «лихих девяностых» такие люди, как Данила Багров? С кого «писал» Балабанов своего персонажа?

Возможные прототипы

Чтобы ответить на вопросы, которые были поставлены чуть выше, нужно немного разобраться с личностью Багрова.

Алексей Балабанов нам показал молодого человека, который, с одной стороны, очень хорошо разбирается в людях, в жизни, в обществе, в котором ему приходится существовать. С другой стороны, Данила не может вписаться в это общество «лихих девяностых». Речь о герое первого фильма. С «Братом-2» история немного другая. Там мы видим всё того же Данилу. Однако реалии немного другие. Нам рассказывают больше о проблемах мигрантов, которые в конце 80-х и в начале 90-х потянулись в Америку в поисках лучшей жизни. На это всё интересно посмотреть, эпоха показана хорошо. Но, например, мне эти проблемы чужды. Я никуда не уезжала на ПМЖ – постоянное место жительство.

А в России 90-х я жила. И помню, насколько всё было тяжело и ужасно.

Вернемся к образу Данилы. Итак, он:

1. Молодой человек, который, судя по всему, родился в 70-х, раз уж принял участие в Первой Чеченской кампании.

2. Парень, который попал на войну. Причем, судя по всему, многому там научился. Хотя всем рассказывал, что был в штабе писарем. Это, кстати, типичная история: люди, которые через многое прошли, многое повидали, стараются мало рассказывать. Им тяжело, да и смысла они в этом не видят. Хвалятся участием в войне те, кто действительно служили в штабе.

3. Человек, который имеет четкие понятия, ясные представления о добре и зле. Да, Багров, нам это показывают, лишил жизни многих людей. Но он это всё делал ради справедливости. Ради правды.

-2

Если разобраться, то в истории России 90-х было много таких людей, как Данила.

Например:

1. Алексей Шерстобитов – «Лёша-Солдат», который ликвидировал как минимум 12 человек. При этом он даже гранатомет использовал.

2. Александр Пустовалов, который, как Данила, отслужил в армии, вернулся на гражданку и стал киллером. На его счету как минимум 25 человек.

3. Александр «Македонский», который отправил в мир иной не менее 43 человек. А прозвище свое получил, потому что умел стрелять сразу с двух рук.

Таких людей в России 90-х хватало. Но Данилу Багрова от них отличает то, что главный герой «Брата» работал не за деньги, хотя и их тоже получал, персонаж картины Балабанова искал правду. Очень по-русски.

Поэтому прообраз Данилы нужно искать не в 90-х годах прошлого века. Таких героев создавали на Руси и раньше. Типичный пример – это, пожалуй, Печерин, которого придумал Лермонтов для «Героя нашего времени». У этого персонажа с Данилой много общего. Печерин тоже служил на Кавказе, тоже пытался встроиться в общество, но ничего не получилось. А это всё привело к не очень хорошим последствиям.

-3

Возможно, мое мнение читатели не одобрят, но Данилу Багрова нельзя назвать полностью положительным персонажем. Всё же… Как сказать об убийце, что он – хороший? «Сила в правде» и всё остальное – это замечательно, но… Впрочем, я не буду навязывать свою точку зрения. Ведь бывает добро с кулаками – с этим не спорю.

Что касается главного вопроса статьи: Багров – это собирательный образ. Что-то у него есть от киллеров 90-х, что-то – от тех парней, которых отправили в Чечню воевать, а что-то – от знаменитых литературных героев. И нужно ведь вести речь не только о Печорине.