Найти тему
Мир истории

«История учит нас тому, что она ничему не учит!» Это – глупость!

«История учит нас тому, что она ничему не учит!» Примерно, так сказали Гегель и В.О. Ключевский. Я же со своей стороны, со всей ответственностью должен заявить, что это – полнейшая глупость! Если многие отдельно взятые правители, такие как, например, Н.С. Хрущёв, М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин просто сделали карьеру, реализовав свои амбиции, в результате чего возглавили наше государство, и если они в своей государственной деятельности очень много чего напортачили, то это вовсе не значит, что история никого ничему не учит! Просто названные правители совершенно не соответствовали занятой ими должности, так как они, очевидно, плохо знали историю. История учит того, кто её знает! А если кто-то её не знает или знает на уровне школьной программы, то, соответственно, она и научить такого человека ничему не может!

В действительности, история учит нас тому, что она такова, какова она есть на самом деле, и, что другой она никогда не будет и быть не может! А для того, чтобы понять, какова есть история на самом деле и каковы её уроки, нужно постичь её дух!

ДУХ ИСТОРИИ – суммарная характеристика присущего мировому историческому процессу глубокого внутреннего смыслового единства, а также цельности и связности, печать чего лежит на всех событиях, разворачивающихся в истории.

Дух истории выражается в следующих её законах, по которым она движется:

1. Протекание истории, в большинстве своём случаев, очень сильно обусловлено географическими условиями.

2. История непредсказуема.

3. Смешение и взаимное влияние друг на друга различных племён, народов, их культур, религиозных воззрений и идеологий.

4. Постоянное стремление людей к различным благам и власти, как источникам удовлетворения своих потребностей и амбиций.

5. Постоянное произвольное и неожиданное уничтожение (стирание, устранение) историей значительных племён, народов, государств, империй, исторических личностей, религий, идеологий, культур.

6. Неожиданное возвеличивание историей ранее неизвестных личностей, племён, народов, государств, религий, идеологий.

7. Полное безразличие истории к судьбам отдельных людей, племён, народов, государств, империй, к ценности человеческой жизни и свободы, к чаяниям людей и к их страданиям, к стремлению людей и народов сохранить свою культуру, религиозные представления и свою идеологию.

8. Постоянное возникновение кризисов.

9. Постоянная смена духа эпох (дух эпохи — суммарная характеристика присущего исторической эпохе внутреннего единства, печать которого лежит на всем, что делается в данную эпоху. Дух эпохи сказывается на художественных, философско-научных произведениях, относящихся к конкретной эпохе, на ее оценках, нормах, обычаях и ритуалах, на способе жизни людей и характере их чувств и т.д. Дух эпохи означает культурно-смысловое единство эпохи. Он представляет собой интегрированную целостность смыслов, значений, образов мысли, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих обществу, народу в определенный культурно-исторический период его существования).

10. Постоянное появление и выход как на внутригосударственную, так и на международную арену новых сил (например, личностей, народов, государств, религий, науки, искусства, политических партий, идеологий, средств массовой информации и т.д.).

11. Постоянное стремление отдельных людей, групп и классов участвовать в упорядочивании общества (в государственном строительстве) в соответствии со своими собственными интересами.

12. Постоянное проведение агрессивной внешней политики крупными и значимыми государствами в отношении друг друга.

13. Непрекращающаяся борьба за влияние на ход истории между отдельными людьми, классами, племенами, народами, государствами, союзами государств, религиями, политическими группировками и партиями, идеологиями.

14. Постоянное вспыхивание войн, которые являются естественным состоянием человечества.

15. Человеческое общество развивается в сторону прогресса, но очень ризоморфно (нелинейно).

По-настоящему дух истории можно постичь, только лишь глубоко и всесторонне изучая её. И только после её глубокого изучения можно становиться политиком, государственным деятелем, за которого народу будет потом не стыдно. И только тогда можно будет прикладывать выработанные исторические лекала к ситуации сегодняшнего дня и далее пытаться что-то анализировать, прогнозировать, давать советы и принимать необходимые государственные решения. Беда в том, что многие люди, имея большие амбиции, точно знают технологию того, как сделать карьеру, но при этом совершенно не заботятся о том, чтобы реально соответствовать занимаемой должности.

Уважаемые читатели, если статья была для вас интересна, то не забывайте, пожалуйста, ставить лайки!