2 января 1492 года вместе с капитуляцией Гранады завершилась почти 800-летняя эпоха Реконкисты. Владычеству мавров на Пиринейском полуострове пришёл конец, право управлять этими землями перешло к Кастильской короне. Отныне Гранада перестала быть мусульманским государством и вошла в состав Кастилии и Леона как отдельное королевство.
Однако, несмотря на то, что точку в существовании Гранадского эмирата поставила капитуляция Гранады, предпосылки к его падению наблюдались и ранее. Постоянные войны всё с теми же Кастилией и Леоном задолго до окончательного краха превратили Гранаду в постоянного данника, выплачивающего ежегодно по 20 тысяч дублонов золотом.
В то же время усилилась междоусобная борьба между представителями высшей знати и межэтнические распри между народами, населявшими территорию Гранадского эмирата. Численность населения к концу 15 века в Гранаде достигала около 5 млн. человек - слишком много для столь незначительной по размеру горной области.
Большинство из так называемых гранадских "мавров", с которыми воевал ещё Карл Великий, принадлежали к африканскому племени берберов, игравших в жизни эмирата примерно ту же роль, что и янычары в Османской империи. У власти в Гранаде стояли представители высшей арабской знати, но, несмотря на всё своё могущество и силу, они в куда большей степени зависели от наёмников-берберов, чем те зависели от них самих. В кругах военной элиты берберов постоянно велась тайная и явная борьба, строились заговоры и плелись интриги, направленные в первую очередь не против друг друга, а против представителей высшей знати.
В разлад между феодальной и военной верхушкой, а также в общее ослабление некогда могущественного Гранадского эмирата вносили свою лепту короли Кастилии и Арагона. Вставая время от времени на сторону того или иного аристократического дома Гранады, они тайно принимали участие в этой закулисной борьбе и в переделе власти.
В итоге к концу 15 века от некогда могущественного Гранадского эмирата остались лишь былые воспоминания. Из-за охватившего страну экономического и продовольственного кризиса, Гранада окончательно утратила всю силу и волю к победе и стала лёгкой добычей для Кастилии и Леона. Которые, завоевав эти земли, окончательно превратили бывший Гранадский эмират в христианское королевство.
Позднее, всё в том же 1492 году Арагон, Кастилия и присоединённая к ним Гранада объединились и положили начало новой империи, получившей название Испания.