Добрый, уютный фильм, пронизанный атмосферой новогоднего волшебства и воспоминаний "Приходи на меня посмотреть" (2000) своей камерностью больше напоминает театральную постановку. В нем задействовано всего 4 (основных) актера (мальчика, бросающего банановые шкурки, я не включаю в список, это эпизодическая роль), но каких: Олег Янковский, Ирина Купченко, Екатерина Васильева и Наталья Щукина!
Сам Янковский, который выступил не только в роли актера, но и режиссера в этой картине, говорил, что после сложного чернушного десятилетия 90-х ему захотелось создать что-то доброе и светлое. Фильм получился именно таким — умиротворяющим и очищающим душу, хоть и не совсем правдоподобным. Но — законы жанра "новогодних" фильмов позволяют своим создателям безнаказанно включать в канву сюжета элементы сказочности и волшебства: именно здесь они выглядят органично и не вызывают ощущения диссонанса. Что сказать: на Новый год где-то в глубине души мы все ожидаем чуда.
Фильм, конечно, в большей степени рассчитан на женскую аудиторию — со своим типичным сюжетом золушки. Но счастливы в итоге в нем становятся все, в том числе возрастной Принц, который наконец встречает свою будущую Королеву.
Случайно ошибившись адресом немолодой импозантный герой-любовник Игорь попадает в гости к удивительной семье: матери и дочери — осколкам канувшей в Лету дореволюционной России. Дворянская культура и принадлежность дам к бывшим обыграна четко: и манеры, и разговоры, и чтение Диккенса вслух, и обстановка квартиры, и фотографии на стенах, и фамильные драгоценности — все говорит о высоком происхождении Софьи Ивановны и ее дочери Татьяны.
Игорь — представитель современных дворян. Он — аудитор, состоятелен — имеет дачу на Канарах. При этом не рвач: просто умен, хладнокровен и вместе с тем склонен к авантюризму, а без него в 90-е устроиться в жизни было непросто. Он явно не из породы "братков" и воротил жизни, но имел с ними дела, на этом и заработал состояние. И — потерялся в мире чуждых для него понятий. Шел он вовсе не к бывшим дворянкам, а к молодой любовнице, которой кроме денег от него ничего не надо было, и он это понимал. Поэтому и согласился разыграть роль ухажера немолодой Татьяны. Ее горячее желание обнадежить умирающую мать откликнулось и в его душе...
Фильм "Приходи на меня посмотреть" — представитель многочисленных комедий положений. Но Янковский и Купченко, великолепные актеры старой школы, сыграли так, что сомнений в искренности душевных порывов их героев нет. И Татьяна, и Игорь одиноки. Оба — личности со стержнем, сильные и цельные натуры, привыкшие к своему одиночеству и мечтающие в глубине души встретить "своего" человека, но уже не надеющиеся на это.
И если Татьяне, как женщине, легче сделать выбор в сторону семейной жизни, то решение Игоря остаться с Таней выглядит не совсем логичным на первый взгляд — у него ведь есть молодая деваха, темпераментный "Ежик". Седина в бороду, как говорится — а Татьяна, несмотря на все свое обаяние и силу личности, отнюдь не майская роза.
Но именно в возрасте героев кроется интрига, и соль, и то самое жизнеутверждающее, оптимистичное, очищающее душу начало. Первой Игорю приглянулась мама, Софья Ивановна, носительница вымирающих уже в те времена семейных традиций. Ее доверчивая приветливость и непотопляемая уверенность в порядочности людей мгновенно тронула сердце хладнокровного финансиста.
Наверняка он из тех, кто "сделал себя сам", но порадовать успехами родителей не успел. Именно семейного тепла, чувства причастности к некоему тесному кругу людей не хватает Игорю. Поэтому явившись на второй день, он буквально бросается к Софье Ивановне. И это не юношеский голод по отсутствовавшей материнской ласке, это интерес истинного ценителя, опытного и мудрого человека, который многое в жизни испытал и умеет отличать зерна от плевел.
"Ежик" у него была по простой причине: "Я же мужчина", но дальше физического контакта дело не заходило. А в Татьяне он увидел самое главное, что может быть у любого человека — семью, потерянный рай каждого из нас. Понятия о жизни у него правильные и вполне мужские. Он не мнется, а сразу берет инициативу и ответственность в свои руки, выручает Татьяну и, хотя в какой-то момент, теряет над собой контроль, столкнувшись с женским коварством, все равно заканчивает начатое.
Он был очарован уютным налаженным и крепким как само мироздание бытом этой маленькой московской квартиры. Не квадратные метры, не еда и не внешность Татьяны манили его, а внутренняя суть всего этого — тепло семейного очага, вера и верность многовековым семейным устоям, на которых столько веков держалась вся мировая история и которая стала стремительно исчезать в кощунственной свистопляске последних лет.
И хотя фильм по-новогоднему сказочный и добрый, у меня осталось горькое послевкусие от просмотра. Это щемящее чувство семьи как единства и тесной связи любящих друг друга людей вопреки всему, показанное в нем, увы, уходит в прошлое. Янковский и Купченко сумели показать глубину отношений мужчины и женщины не касаясь всем известной темы от слова совсем. Показать любовь как чувство ответственности и плеча рядом, желания отдавать, не требуя взамен. Будничную самоотверженность, на которой и держится это хрупкое счастье под названием "семья".