Найти тему
Кино без мужа

"ПРИХОДИ НА МЕНЯ ПОСМОТРЕТЬ": ПОЧЕМУ ИГОРЬ ОСТАЛСЯ С ТАТЬЯНОЙ?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Добрый, уютный фильм, пронизанный атмосферой новогоднего волшебства и воспоминаний "Приходи на меня посмотреть" (2000) своей камерностью больше напоминает театральную постановку. В нем задействовано всего 4 (основных) актера (мальчика, бросающего банановые шкурки, я не включаю в список, это эпизодическая роль), но каких: Олег Янковский, Ирина Купченко, Екатерина Васильева и Наталья Щукина!

Сам Янковский, который выступил не только в роли актера, но и режиссера в этой картине, говорил, что после сложного чернушного десятилетия 90-х ему захотелось создать что-то доброе и светлое. Фильм получился именно таким — умиротворяющим и очищающим душу, хоть и не совсем правдоподобным. Но — законы жанра "новогодних" фильмов позволяют своим создателям безнаказанно включать в канву сюжета элементы сказочности и волшебства: именно здесь они выглядят органично и не вызывают ощущения диссонанса. Что сказать: на Новый год где-то в глубине души мы все ожидаем чуда.

Фильм, конечно, в большей степени рассчитан на женскую аудиторию — со своим типичным сюжетом золушки. Но счастливы в итоге в нем становятся все, в том числе возрастной Принц, который наконец встречает свою будущую Королеву.

Случайно ошибившись адресом немолодой импозантный герой-любовник Игорь попадает в гости к удивительной семье: матери и дочери — осколкам канувшей в Лету дореволюционной России. Дворянская культура и принадлежность дам к бывшим обыграна четко: и манеры, и разговоры, и чтение Диккенса вслух, и обстановка квартиры, и фотографии на стенах, и фамильные драгоценности — все говорит о высоком происхождении Софьи Ивановны и ее дочери Татьяны.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Игорь — представитель современных дворян. Он — аудитор, состоятелен — имеет дачу на Канарах. При этом не рвач: просто умен, хладнокровен и вместе с тем склонен к авантюризму, а без него в 90-е устроиться в жизни было непросто. Он явно не из породы "братков" и воротил жизни, но имел с ними дела, на этом и заработал состояние. И — потерялся в мире чуждых для него понятий. Шел он вовсе не к бывшим дворянкам, а к молодой любовнице, которой кроме денег от него ничего не надо было, и он это понимал. Поэтому и согласился разыграть роль ухажера немолодой Татьяны. Ее горячее желание обнадежить умирающую мать откликнулось и в его душе...

Фильм "Приходи на меня посмотреть" — представитель многочисленных комедий положений. Но Янковский и Купченко, великолепные актеры старой школы, сыграли так, что сомнений в искренности душевных порывов их героев нет. И Татьяна, и Игорь одиноки. Оба — личности со стержнем, сильные и цельные натуры, привыкшие к своему одиночеству и мечтающие в глубине души встретить "своего" человека, но уже не надеющиеся на это.

И если Татьяне, как женщине, легче сделать выбор в сторону семейной жизни, то решение Игоря остаться с Таней выглядит не совсем логичным на первый взгляд — у него ведь есть молодая деваха, темпераментный "Ежик". Седина в бороду, как говорится — а Татьяна, несмотря на все свое обаяние и силу личности, отнюдь не майская роза.

Но именно в возрасте героев кроется интрига, и соль, и то самое жизнеутверждающее, оптимистичное, очищающее душу начало. Первой Игорю приглянулась мама, Софья Ивановна, носительница вымирающих уже в те времена семейных традиций. Ее доверчивая приветливость и непотопляемая уверенность в порядочности людей мгновенно тронула сердце хладнокровного финансиста.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Наверняка он из тех, кто "сделал себя сам", но порадовать успехами родителей не успел. Именно семейного тепла, чувства причастности к некоему тесному кругу людей не хватает Игорю. Поэтому явившись на второй день, он буквально бросается к Софье Ивановне. И это не юношеский голод по отсутствовавшей материнской ласке, это интерес истинного ценителя, опытного и мудрого человека, который многое в жизни испытал и умеет отличать зерна от плевел.

"Ежик" у него была по простой причине: "Я же мужчина", но дальше физического контакта дело не заходило. А в Татьяне он увидел самое главное, что может быть у любого человека — семью, потерянный рай каждого из нас. Понятия о жизни у него правильные и вполне мужские. Он не мнется, а сразу берет инициативу и ответственность в свои руки, выручает Татьяну и, хотя в какой-то момент, теряет над собой контроль, столкнувшись с женским коварством, все равно заканчивает начатое.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Он был очарован уютным налаженным и крепким как само мироздание бытом этой маленькой московской квартиры. Не квадратные метры, не еда и не внешность Татьяны манили его, а внутренняя суть всего этого — тепло семейного очага, вера и верность многовековым семейным устоям, на которых столько веков держалась вся мировая история и которая стала стремительно исчезать в кощунственной свистопляске последних лет.

И хотя фильм по-новогоднему сказочный и добрый, у меня осталось горькое послевкусие от просмотра. Это щемящее чувство семьи как единства и тесной связи любящих друг друга людей вопреки всему, показанное в нем, увы, уходит в прошлое. Янковский и Купченко сумели показать глубину отношений мужчины и женщины не касаясь всем известной темы от слова совсем. Показать любовь как чувство ответственности и плеча рядом, желания отдавать, не требуя взамен. Будничную самоотверженность, на которой и держится это хрупкое счастье под названием "семья".

Светлая память так рано ушедшему Олегу Янковскому! Спасибо ему за этот чудесный фильм, за возможность не только окунуться в волшебную новогоднюю атмосферу, но и погрустить о самом важном, самом дорогом!

Всех моих читателей поздравляю с наступившим Новым годом! Пусть каждому хватит в нем семейного тепла и общения с близкими и любимыми людьми!