Найти тему
dvnovosti.ru

Пальмы и небоскребы — как хабаровчанам хотели райскую жизнь обустроить

Даешь тепло

Самый старый и устойчивый проект - отделение Японского моря от Охотского путем пересыпания пролива Невельского в самом узком месте. Впервые он был предложен более ста лет назад, и с тех пор всплывает снова и снова с завидной регулярностью.

Суть предложения. Японское море у берегов Хабаровского края и Приморья слишком холодное за счет того, что здесь с севера на юг идет холодное течение Шренка. И это несправедливо, поскольку японское побережье гораздо теплее за счет теплого Цусимского течения и его ответвлений, которые движутся рядом с островами в обратном направлении. И если перегородить пролив Невельского в самом узком месте, что технически не представляет никакой сложности, поступление холодной воды из Охотского моря в Японское прекратится, течение Шренка ослабнет, и море у наших берегов со временем прогреется. И тогда во Владивостоке, который находится на широте Сочи, даже пальмы «заколосятся». А в Ванино можно будет летом искупаться в море без риска для здоровья.

Власти при всех режимах неизменно отказывают инициаторам проекта, объясняя, что согласно всем имеющимся данным, поступление воды из Охотского моря в Японское является незначительным и решающего воздействия на климат Хабаровского края и Приморья не оказывает.

   Можно не сомневаться, что энтузиасты по переделке климата Японского моря еще найдутся.
Можно не сомневаться, что энтузиасты по переделке климата Японского моря еще найдутся.

Холодное течение Шренка формируется независимо от Охотского моря и является компенсационным по отношению к теплому Цусимскому течению. То есть, раз теплая вода с юга в холодное Японское море вдоль берега Страны восходящего солнца прибывает, следовательно, «родная» холодная вода должна куда-то деваться. Вот она и вытесняется вдоль нашего берега на юг. И ничего с этим не сделаешь, поскольку общая циркуляция воды в Японском море осуществляется против часовой стрелки из-за вращения земли. К тому же основное воздействие на климат побережья оказывают сибирские и арктические антициклоны, которые «взяли за моду» выходить с материка к морю именно в этом месте. В частности, именно из-за этого возникает такое явление, как апвеллинг - это когда даже теплый западный ветер делает наше побережье Японское море холоднее, «срывая» прогретый верхний слой воды и унося его от берега.

- Согласно научным исследованиям, климат юга Дальнего Востока является муссонным и определяется расположением и интенсивностью как сезонных (Сибирский антициклон, Алеутская депрессия), так и постоянных (Гавайский антициклон) центров действия атмосферы. Изменить такой характер циркуляции не представляется возможным, - говорится в отзыве Минприроды РФ на последний такой проект, представленный в 2013 году.

Впрочем, можно с уверенностью сказать, что этот проект не последний, и лет через 10-15 найдутся еще энтузиасты по переделке климата Японского моря.

Хотя единственный теоретический способ, как можно это сделать, — поднять хребет Сихотэ-Алинь на километр-полтора. Тогда сибирские антициклоны перестанут выходить на побережье, и там наступит райская жизнь. Но такого проекта пока никто не предлагал.

   С течениями в Японском море не все так просто, как кажется.
С течениями в Японском море не все так просто, как кажется.

Не туда течет

Очень жирный куш для любителей переделать природу на Дальнем Востоке - река Амур. Уже что только не предлагали с ней сделать для блага дальневосточников. Самый масштабный проект чуть было не осуществили в 1950-1960-х годах.

Согласно советско-китайскому плану к середине семидесятых годов по всему Амуру и Уссури должны были появиться каскады гидроэлектростанций и водохранилищ. Плотины ГЭС при этом становились мостами для магистралей, которые свяжут СССР и КНР.Таким образом должен был образоваться водный путь от Хабаровска на юг, в Амурский залив у Владивостока – по Уссури через озеро Ханка. На среднем Амуре предлагалось сильно поднять уровень реки, пробить тоннель через отроги Большого Хингана на китайской территории и сбросить «лишнюю» воду для орошения рисовых полей в провинции Ляонин.

Советские и китайские суда в итоге должны были пойти от Хабаровска к Владивостоку и Порт-Артуру, Амур стать «рекой трех морей», а Хабаровск соответственно морским портом. Ну и плюс море дешевой электроэнергии, которое должно было невиданным образом развить промышленность Дальнего Востока.

У этих планов сразу нашлись противники, они назвали их «ненаучными и преступными». Даже некоторые китайские специалисты высказались против.

- Представленные проекты ГЭС на Амуре не имеют никакого водохозяйственного и воднотранспортного значения для двух стран. Заключения и выводы в отчете составлены односторонне, необъективно и в случае их исполнения может быть нанесен огромный ущерб Приамурью, - говорилось в отзыве на проект от коллектива дальневосточных ученых.

Но, несмотря на все протесты, министерство строительства электростанций СССР в 1960 году утвердило реализации первый этап плана - три ГЭС на Амуре. Но в 1962 году в связи с резким ухудшением советско-китайских отношений все работы были свернуты.

   Наиболее радикальные экспериментаторы предлагали совместить три проекта в одном: понастроить на Амуре ГЭС, перенести русло и перекрыть пролив Невельского.
Наиболее радикальные экспериментаторы предлагали совместить три проекта в одном: понастроить на Амуре ГЭС, перенести русло и перекрыть пролив Невельского.

Не туда течет-2

Более локальным отголоском этого грандиозного плана являлись варианты спрямления русла Амура на конечном этапе у Николаевска. Причем часть проектировщиков хотела повернуть реку на север, в Охотское море, а часть на юг, в древнее русло - через озеро Кизи в залив Де-Кастри. Таким образом, по мнению инициаторов, решалась проблема мелей в Амурском лимане, да и вообще сокращение километража благотворно должно было сказаться на перевозках река-море и опять-таки сделать Хабаровск морским портом.

Южный вариант власти страны в конце 1930-х годов, находясь в эйфории от успешной постройки Беломоро-Балтийского канала, даже одобрили. Провести инженерные изыскания поручили руководству «Строительства 201» (эта организация была создана для решения проблемы мелей в Амурском лимане, чтобы те не мешали выводить в море корабли с только что введенного в эксплуатацию судостроительного завода в Комсомольске). Но на практике из-за недостатка сил и средств никаких работ в этом инновационном направлении так и не было проведено, все ограничилось обычным дноуглублением в имеющемся русле.

Владивосток 2.0

Заканчивая морскую тему, стоит отметить попытку сделать из Советской Гавани нечто вроде Владивостока 2.0. Ее руководство страны предприняло в начале 1980-х годов. За основу был взят проект гигантского судостроительного завода, который должен был производить атомные авианосцы.

Попутно планировалось построить завод "Прибой", который бы выпускал электронную начинку для кораблей, а также жилье для десятков тысяч рабочих и инженеров. Их рассчитывали навербовать на судостроительных заводах запада страны. В итоге население Советской Гавани к началу 21 века должно было достигнуть 150 тысяч человек, что сделало бы ее третьим городом в крае по числу жителей.

Проектирование и строительство завода начались в 1980 году, пуск был намечен на 1997-й. Известно, что, поскольку мощь кораблей была громадной, требовалась глобальная перепланировка береговой линии. Чтобы струя от винтов не создавала хаос во всем заливе, необходимо было построить волноломы, перенести на сотни метров старые причальные стенки и доки.

Специально под этот мегапроект в Советской Гавани разместили отдельное управление "Дальспецстроя", возвели комбинат крупнопанельного домостроения. К 1991 году была проведена грандиозная подготовительная работа - частично изменена береговая линия, начато строительство жилых и производственных помещений, однако из-за распада СССР проект сам собой свернулся.

Именно поэтому разруха в окрестностях города поражает масштабами: пустые непонятные корпуса, заросшие фундаменты, полностью готовые, но никогда не использовавшиеся здания - это все остатки проекта по превращению Советской Гавани в морскую столицу.

   От проекта морской столицы остались одни руины
От проекта морской столицы остались одни руины

Тоннели и вертолеты

В Хабаровске тоже периодически планировали сделать кое-что интересное. При обсуждении генплана города от 1967 года звучали предложения улицу Карла Маркса между площадями Ленина и Комсомольской сделать пешеходной. Транспорт при таком раскладе должен был пересекать ее под землей по тоннелям.

В городских пассажирских перевозках важную роль должна была играть железная дорога, превратившаяся после реконструкции в черте города в своеобразное полуметро. Составы должны были проходить по схеме "мелкого заглубления", остановки предусматривались на эстакадах с выходом на улицу по эскалаторам. В перспективе должен был появиться скоростной трамвай с маршрутами до Бычихи и Воронежа.

Кроме того, мало кто сомневался, что в качестве общественного транспорта в ближайшем будущем станут использовать вертолеты.

- Следует взять курс на застройку в первую очередь кварталов центральной части города четырех- и пятиэтажными домами с плоскими крышами, которые, кстати, стоят дешевле и которые могут быть использованы как солярии сейчас и как площадки для посадки вертолетов в будущем, а это будущее уже недалеко, - говорил в 1960-х годах Георгий Комиссаров, директор института «Хабаровскпромпроект».

Одну из вертолетных площадок предлагали сделать на Амурском бульваре у «Агентства «Аэрофлота». Купил билет - и сразу на вертолете в аэропорт. А что, удобно. Но вертолет общественным транспортом так и не стал.

   Здесь должны были садиться вертолеты.
Здесь должны были садиться вертолеты.

По струнке

Кстати, о необычных видах транспорта. Уже в 2000-х годах, во времена мэра Соколова, городские власти обещали реализовать в 2008 году, к юбилею Хабаровска, инновационный проект. Тогда хотели пустить над Уссурийским бульваром от Дикопольцева до Амура нечто вроде канатной дороги - струнный юнибус (транспортное средство, напоминающее трамвайный вагон, движущееся по рельсам-струнам на высоте пять-восемь метров) со скоростью от 50 до 120 километров в час.

Утверждалось, что по прочности и долговечности струнный транспорт не имеет аналогов, а денег надо было всего 150 миллионов рублей. Но что-то пошло не так, и весь проект куда-то растворился. А тоже жаль. Не вертолет, конечно, но мы бы разок прокатились.

   Юнибус так и не поехал.
Юнибус так и не поехал.

Небоскребы

Хронически не везет Хабаровску с фантастическими проектами небоскребов. Началось с того, что в центре Хабаровска в 1970-е годы так и не возвели самое высокое здание в города - 22-этажный небоскреб «Дальэнерго», для которого присмотрели место за Высшей партийной школой (ныне РАНХИГС).

В 1980-х очередное самое высокое зданием во всем Хабаровске - 35-этажную гостиницу на 1000 мест — запланировали в районе Шеронова - Слободской. Возводить ее собирались совместно со специалистами КНДР, которые уже имели, в отличие от нас, опыт строительства высотных монолитных сооружений. Но проектирование и переговоры шли так долго, что дотянулись до конца перестройки и все закончилось само собой.

В начале 2000-х на пустыре за РАНХИГСом, оставшемся от нереализованного небоскреба, снова запланировали построить супергостиницу. Ее презентовали как самое высокое здание уже на всем Дальнем Востоке, под сто метров, с конференц-залом на тысячу человек, огромным рестораном и подземной парковкой. Потом, правда, масштабы подуменьшили, а после и вовсе проект забросили.

   «Бриллиант» так и не засверкал.
«Бриллиант» так и не засверкал.

Ну и последний на сегодняшний день «померший» небоскреб - 55-этажный "Бриллиант чистой воды", который несколько лет обещали построить на пересечении улиц Ленина и Калинина (заодно с тоннелем под ними и прочими невообразимыми ноу-хау). Шума вокруг проекта было много, а из реальных работ можно вспомнить разве что бурение 100-метровых скважин для изучения свойства грунтов на стройплощадке. В итоге осенью 2019 года участок был продан, и все затихло. Делаем ставки - когда всплывет проект очередного небоскреба.

Напомним, несколько лет подряд разные фантастические проекты для Хабаровска предлагали таинственные китайские инвесторы. Здесь был и гигантский речной вокзал, и гигантский зерновой порт, и гигантский завод метанола и даже метро Хабаровск - Фуюань. Не говоря уже о гигантском целлюлозном комбинате. Все инвесторы со временем, правда, бесследно исчезают. Но то такое - мы привыкли.

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru

Фото - Depositphotos.com, Госкаталог музейного фонда РФ