Строго говоря, мало чем. Теоретически, конечно, данный ЗРК можно использовать и как средство нападения, но учитывая стоимость одной ракеты никто этим заниматься не будет. Пэтриот исключительно опасен для успеха "Спецоперации". С постановкой на вооружение даже одной баттареи возможности ВС РФ по поражению стратегически важных объектов на территории Украины значтельно сужаются.
Это означает, что если данным ЗРК прикрыть например, Киев, и интегрировать его с уже поставленными Украине комплексами NASAMS, IRIS-T и Crotal, то поразить те самые "Центры принятия решений" станет значительно сложнее. По сути, остается только одно надежное средство их поражения: ракета "Кинжал", выпущенная с самолетов МИГ-31К либо ТУ-22М3М, число которых крайне ограниченно. Уже сейчас все носители "Кинжалов" отслеживаются спутниками НАТО, ну и не только ими. Ракетами "Калибр", "Искандер", а главное - иранскими баллистическими ракетами, которые призваны компенсировать нехватку ракет в РФ, надежно поражать цели уже не получится, так-как большую их часть Пэтриот будет сбивать.
Нехватка ракет? О чем это я говорю? В России же ракет завались! Нет, и в России, и в США, и даже в Китае число современных баллистических и крылатых ракет ограниченно. Это весьма дорогостоящие средства поражения, в частности, одна старая крылатая ракета "Томагавк" стоит 1,4 млн долларов, а "Искандер" примерно 3 млн, он значительно новее, это баллистическая тактическая ракета которую существенно сложнее сбить. Чем совершеннее ракета, тем она дороже. Часть ракет, в т.ч. тактических, зарезервированы под ядерные БЧ, производство ракет медленное и трудоемкое. Нехватка ракет при интенсивном их использовании это норма.
Эффективность ракеты прямо зависит от ее боеголовки, то есть урона, который она способна причинить, если прорвет ПВО. В 1950 - 1960 гг баллитсические и крылатые ракеты активно принимались на вооружение именно как носители Ядерного или Химического оружия, и именно в таком качестве они наиболее эффективны. Позже, уже в 1980-е их начали активно использовать как высокоточное конвенциональное оружие (то есть с обычной боеголовкой) для поражения стационарных объектов и подавления ПВО, но в этом качестве они значительно уступают, например, авиации. Стоят многократно дороже обычных авиабомб, даже корректируемых, а ущерб причиняют сопоставимый. Конечно, массированый удар ракетами с неядерной БЧ может нанести фатальный ущерб, но только в случае, если ракеты не перехватывают. Для примера следует вспомнить войну между Ираном и Ираком, когда Ирак массово применил против Ирана комплекс Р-17 "Эльбрус", чем нанес огромный ущерб инфраструктуре и смог в итоге добиться лучшей позиции на переговорах. Но у Ирана эффективных средств перехвата БР не было.
Все меняется, когда в игру вступают средства ПВО, с возможностью перехвата баллистических ракет. Пэтриот PAC-3 - именно такой комплекс, причем уже прошедший проверку боем. Первый раз этот ЗРК массировано использовался для перехвата БР еще в 1991 году, в версии PAC-2, для прикрытия сил США и их союзников. Результаты были довольно посредственные, было сбито не более 36% ракет с расходом противоракет, в отдельных случаях, до 28 на цель. Выводы были сделаны, и в 1999 году была принята модернизированаая версия PAC-3, показавшая в ходе боевого применения в 2003г. гораздо лучшие результаты - все 9 целей удалось поразить одной противоракетой по цели соответственно.
Изначально "Пэтриот" просто должен был стать заменой Nike Hercules, который имел низкую мобильность и, как правило, ядерную БЧ, а также малую эффективность против баллистических ракет в любом исполнении. Пэтриот был задуман как мобильный ЗРК широкого спектра действия, но возможности поражения БР и даже их боеголовок были конструктивно заложены сразу, и с каждой новой модернизацией только расширялись. "Пэтриот" был натовским аналогом советского С-300, то есть комплексом большой дальности и больших высот, но с худшими характеристиками при работе по маловысотным целям. Для С-300 минимальная высота поражения 25м, для Пэтриота - 60, причем у американской системы время развертывания выше в 3 раза. Но к настоящему моменту данный ЗРК используют преимуществено как средство борьбы против высотных аэродинамических целей, крылатых и баллистических ракет. Потому его невысокая эффективность против низколетящих целей и дронов значения не имеет, главное - доказанная высокая эффективность против ракет.
Как и в России, в НАТО сформирована концепция зон ПВО, в рамках которой за каждую зону и диапазон высот отвечают ЗРК своего типа. Дальнюю - до 80км. контролирует Пэтриот, среднюю - до 40 км - Хок или NASAMS, либо другие, однотипные с ними, для ближней используют Stinger/Avenger или однотипные с ними. Из всех этих средств высокую эффективность против баллистических ракет имеет только Пэтриот, гиперзвуковые ракеты не может поражать ни один из них. Но ни один ЗРК в мире, включая С-500, не может поражать гиперзвуковые цели. Такая возможность предусмотрена для русского С-500, но еще не реализована.
В настоящий момент ПВО Украины, уже показавшая очень высокую эффективность в борьбе с аэродинамическими целями ВКС России, то есть с самолетами и крылатыми ракетами, недостаточно совершенна для борьбы с баллистическими ракетами. Прикрытие наиболее важных объектов баттареями "Пэтриот" позволит, с одной стороны, компенсировать этот недостаток, а с другой, постепенно перевести всю ПВО Украины на натовские системы, что решит сразу несколько проблем: и с нехваткой ракет, и с интеграцией со средствами обнаружения НАТО, и поысить боевую устойчивость и эффективность всей ПВО. Ведь пока ее основа - советские системы типа С-300ПС, Оса, Бук-М1, Стрела-10.
Эти системы устаревают, они находятся на вооружении ВС РФ, разрабатывались в РСФСР и потому отлично знакомы российским специалистам. Я удивляюсь, что средство их подавления не было найдено. Боеприпасы к этим системам заканчиваются. Часть переданных НАТО ЗРК гораздо новее, и как следствие эффективнее, имеют лучшую помехоустойчивость, боеприпасы к ним производят на западе. С постановкой на вооружение IRIS-T и NASAMS ущерб от ракетных ударов уже начал снижаться. Прибытие Пэтриот закроет последнюю брешь.
Помимо всего прочего, поставки Пэтриот, системы чрезвычайно дорогостоящей, ставят точку на всех иллюзиях о том, что запад отступит от своих намерений поддерживать Украину бесконечно долго и всеми возможными средствами, кроме прямого участия в конфликте. На иллюзиях о том, что Суровикин сможет дожать Украину ударами по инфраструктуре. И главное, на надеждах некоторых военных истощить украинскую ПВО. А пока украинское ПВО работает, причем весьма надежно, почти как швейцарские часы, боевой потенциал ВСУ будет только усиливаться, не смотря на 10 месяцев попыток его уничтожить. Подавление ПВО это ключ к победе, причем без колоссальных человеческих жертв для армии России. Это ключ к снижению тяжелейших потерь, которые арми РФ уже понесла, и неизбежно понесет снова в любом масштабном наступлении. Но у России этого ключа нет.