Найти тему
663 подписчика

НИКОЛАЙ ОЛЕЙНИКОВ_НА САМОМ ДЕЛЕ

285 прочитали
//Когда ему выдали сахар и мыло / Он стал домогаться селедок с крупой. / Типичная пошлость царила / В его голове небольшой (Олейников,1932)// // «Он – пророк и обличитель, взыватель к совести.

//Когда ему выдали сахар и мыло / Он стал домогаться селедок с крупой. / Типичная пошлость царила / В его голове небольшой (Олейников,1932)//

// «Он – пророк и обличитель, взыватель к совести. Такова была его роль в поэзии» (Лев Лосев) //

Литература и жизнь – это разное. Стиль текста и стиль жизни автора – это разное. Ах, какой высокий текст, благородный, гордый, человечный добрый. И какой же фальшивый автор, неприятный и отвратительный. Стала об этом особенно задумываться в последнее время. И всё больше убеждаюсь, какие это разные вещи – тексты и их авторы. «Две большие разницы!». Примеры не хочу приводить. Мне это неприятно, да все их знают прекрасно. Я скажу о том, как стиль текстов совпал со стилем жизни автора. Я о поэте Николае Макаровиче Олейникове (1898 – 1937 или 1942). Даже в датах своей смерти он как будто насмехается надо всеми. Да, обэриут, абсурдист, борец с пошлостью. Иронией владел как никто. Таких не было и нет. У него не просто ирония, у него торжество иронии над убожеством банальности и пошлости. И ещё! Он был математик, занимался теорией чисел, были подготовлены работы для публикации. И нет достоверных дат биографии! По одним данным Олейникова расстреляли 24 ноября 1937 г. По другим - он умер в лагере от тифа 5 мая 1942. Тоже насмешка, тоже ирония.

А теперь я о стиле его жизни – об ироничности. Он закончил свою жизнь иронией:

«Ираклий Андроников 3 июля 1937 г. увидел на питерской улице Олейникова. Он крикнул: “Коля, куда так рано?” И тут только заметил, что Олейников не один, что по бокам его два типа с винтовками… Николай Макарович оглянулся. Ухмыльнулся. И всё!»

Всё, что известно об Олейникове из его стихов, - на самом деле подтверждает, что по дороге на смерть он ухмыльнулся. Не улыбнулся, не усмехнулся, а именно ухмыльнулся.

Олейников_Наташе

Если б не было Наташи —
Я домой бы убежал.
Если б не было Наташи —
Жизнь бы водкой прожигал.

День, когда тебя не вижу,
Для меня пропащий день.
Что тогда цветенье розы,
Что мне ландыш и сирень!

Но зато, когда с тобою
Я среди твоих цепей,
Я люблю и подорожник,
Мне приятен и репей.