Что означает эта идея и есть ли такой персонаж? На примерах самых популярных российских фильмов (и не только) попробуем разобраться, о чем идет речь. Попутно мы разрушим некоторые стереотипы!
1. Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)
«Каждый год 31 декабря мы с друзьями встречаемся в бане». Этими словами начинается главный новогодний фильм России, снятый Эльдаром Рязановым в 1975 году. Конечно, далеко не все ходят в баню перед Новым годом; не все также принимают свою квартиру за другую – с одинаковым адресом в Москве и Санкт-Петербурге, что и делает главный герой. Однако праздничная обстановка с кучей гостей, порой странными откровенными разговорами и песнями, пресловутым салатом «Оливье» и холодцом изображена в фильме вполне достоверно. Как и, конечно же, новогодняя вера в чудеса и любовь – естественная, впрочем, не только для россиян. Не зря в этом году появился американский ремейк этого фильма – «О судьбе» с Эммой Робертс и Томасом Манном.
2. Иван Васильевич меняет профессию (1973)
Ностальгия по прошлым временам естественна для всех людей, но особенно для россиян. Задолго до «Назад в будущее» Роберта Земекиса (1985) машину времени в этом фильме изобрел советский ученый-неудачник, который открывает портал в 16 век и буквально меняет местами царя Ивана Грозного и его коменданта дома ( имя которого также Иван Васильевич). Иван Грозный в этом фильме не так безжалостен, как можно подумать из учебников истории; даже наоборот. Со временем он начинает пользоваться благами современной советской цивилизации. Суперинтенданту нравится его роль царя, но его прикрытие раскрывается слишком рано. И каким бы захватывающим ни было путешествие в другое время и другие обычаи, свое – родное и настоящее для нас – все-таки всегда ближе.
3. Джентльмены удачи (1971)
Это еще одна культовая советская комедия о смене ролей и мест — на этот раз о справедливости. Оказывается, любезный директор детского сада по имени Трошкин выглядит точь-в-точь как опасный закоренелый преступник по кличке Доцент, сбежавший с драгоценным артефактом – золотым шлемом Александра Македонского. Члены его банды пойманы, но, чтобы найти доцента, советской полиции приходится придумывать уловку и буквально сажать Трошкина в тюрьму — к счастью, с его согласия. Итак, любезный директор детского сада становится важным героем тяжелой, но очень смешной операции по поимке очень опасного преступника. В погоне за авантюрным сюжетом фильма нужно помнить, что слово «редька» в России означает не только овощ, но и может обозначать «плохого человека».
4. Москва слезам не верит (1980)
Задолго до франшизы «Секс в большом городе» советский режиссер Владимир Меньшов снял главную для многих поколений россиян драмедию о женском одиночестве и работе в мегаполисе. И получил за это Оскар. Фильм представляет собой историю трех подруг, которая охватывает 20 лет их жизни. Они приехали покорять столицу и верили в любовь, семью, карьерные перспективы; однако жизнь каждого из них, конечно, была совсем не такой, как в их снах. Но это не помешало героиням все преодолеть и найти свой путь, ведь русские женщины не отчаиваются, несмотря ни на что!
5. Особенности национальной охоты (1995 г.)
Это считается самой «народной» комедией, иллюстрирующей излюбленное зарубежное клише о главном напитке России – водке. Финн, изучающий русские традиции и обычаи, приходит на лесничий, где генерал армии, егерь и другие пытаются продемонстрировать ему эти традиции. В том числе «На здоровье!» тосты и бесчисленные рассказы о быте и нравах суровой России. Не повторяйте это дома, все трюки выполнены профессионалами!
6. Брат (1997) и Брат 2 (2000)
Это ведущая дилогия современного российского кинематографа в постановке Алексея Балабанова. Данила Багров в исполнении придуманного Балабановым Сергея Бодрова-младшего — что-то вроде Робин Гуда, уверенного, что «сила в правде». Он пытается доказать именно это в течение этих двух фильмов. В первом он борется со своим посттравматическим стрессовым расстройством после чеченской войны; во втором он оказывается в Соединенных Штатах, где пытается принять свою новую реальность. Данила Багров стал в России своего рода «героем нашего времени», замену которому пока не нашли.
7. Бумер (2003)
Фильм Петра Буслова подытоживает размышления россиян о 1990-х годах – возможно, самом противоречивом десятилетии современной истории страны. Фильм назван в честь черного БМВ или просто «бумер» (или «бимер»), как его часто называли на английском языке. Четверо харизматичных бандитов бегут с места преступления с последующей погоней под саундтрек Сергея Шнурова, популярность которого тогда только начинала расти (через его рок-группу «Ленинград»). В его простых аккордах раскрывается старый гражданин России, многое повидавший в своей жизни.
8. Война и мир (1965)
Конечно, многие русские скажут, что любят Льва Толстого, хотя немногие могут сказать, что закончили написанный им чудовищный четырехтомник «Война и мир». Но многие видели одноименный фильм Сергея Бондарчука – он не только имел кассовый успех в 1966 году, но и был удостоен «Оскара». Этот фильм сложно назвать праздничным развлечением, но он дает много пищи для размышлений о судьбах русской истории и персонажей – не только дворянских, но и простых людей, что актуально и сегодня.
9. Сталкер (1979)
Еще один сложный фильм для эстетов – на этот раз не только для любителей истории, но и для тех, кто увлекается научной фантастикой, визионерами которого выступили братья Стругацкие. Культовый режиссер Андрей Тарковский снял этот фильм по роману «Пикник на обочине». Это одно из его самых известных и одно из самых страшных произведений, скрывающее самые жестокие страницы советской истории за философской метафизикой и христианскими аллюзиями. В то же время визуальная зрелищность и переход от монохромной картинки к цветной делают «Сталкера» одним из самых понятных массовому зрителю фильмов Тарковского.
10. «Время первых» (2017)
Новейший фильм в списке, он дал ответ на вопрос, почему русские не могут жить без космоса. «Время первых» рассказывает о первом в истории освоения космоса выходе Алексея Леонова в открытый космос в разгар холодной войны. Впрочем, геополитический контекст здесь не так важен. Куда интереснее история о настоящей дружбе и сбывшейся детской мечте.