Векслера мы сдаем уже второй раз и, наверное, пойдем в третий. Дело в том, что тест Векслера действителен всего полгода. Мы сдавали его в апреле 2022 прошлого года, чтобы зачислиться в класс/школу для детей с ЗПР, но тогда получились слишком высокие баллы - и нас не взяли в коррекцию. Об этом можно почитать здесь.
Второй раз мы сдавали его против своей воли в областной психиатрии на ул. 8 марта в последних числах декабря. Раньше мест не было, хотя записывались где-то в октябре. Направление нам выдала психиатр: она считает, что Векслер + тест на эмоциональный интеллект обязателен для уточнения диагноза. С эмоциональным интеллектом я согласна, но предубеждена насчет Векслера. Я знаю, что мой ребенок неглуп, хотя и не гений, и пересдавать тесты, которые потом все равно придется переделывать, лично мне неинтересно.
С такими настроениями мы заявились к психологу. Если сравнивать Векслера в ресурсном центре для аутистов и на 8 марта, то разница есть. В первом месте режим супер-лояльности с уточнением вопросов, возвращением отвлекающегося ребенка от темы к теме разговора. Во втором - дружелюбно, но про протоколу. У Векслера очень жесткие критерии: если ребенок чего-то не сумел, ему задают второй вопрос из этой же серии, но третий уже не задают - направление считается заваленным.
Кроме, Векслера психолог задавала еще дополнительные задания и в обще сумме мы тестировались больше часа. Примерно половину теста под дверью кабинета дико орал маленький ребенок, я просила родителей увести его подальше от двери, но они не прислушались. Ребенок очень устал и постоянно отвлекался на крики малыша.
Итак, что спрашивали:
1.Имя, фамилия, возраст (назвал, но только при мне, когда я выходила их кабинета, не говорил).
2. Какое сейчас время года и месяц, назвать пальцы, дни недели, времена года, назвать месяцы в каждом времени года. Сын сказал, что сейчас осень, но потом исправился (ошибка получилась потому, что я доолго объясняла, что есть зима фактическая и календарная), также ошибочно приписал август к осенним месяцам.
3. Понимание крылатых выражений. Просили обяснить, что такое "золотые руки", "светлая голова" - не понимает совершенно.
4. Просили назвать буквы и прочитать абзац текста. Буквы назвал, перепутав твердый и мягкий знак, в тексте прочитал: "Жили-были", а дальше не смог.
5. Показывали очень много картинок из специальной психиатрической брошюры "найди лишнее" и "найди сходства и различия". Я думаю, оценивали не только интеллект, но и психику, делали сравнения результатов с Векслером: если бы мы плохо сдали первое задание, а Векслер хорошо, значит, мы просто его выучили.
Не знаю, как уж сын справился. Простые вещи находил и объяснял, но допускал семантические ошибки в речи, забывал обобщающие, родовые слова. Жестоко насиловал великий и могучий.
Например, сказал, что секундомер, весы и градусник "для скорости", уточнил, что "надо проверять, сколько минут, секунд, изменений температуры".
А шкаф, кровать, тумбочка "полочки, для складки вещей".
Транспорт "для ехания".
В конце дали картинки, которые не имеют очевидной логической связи, насколько я читала, по ним проверяется мышление и наличие шизотипических расстройств. Пациенты с психическими отклонениями строят какие-то очень неадекватные ассоциации или ищут связи там, где ее нет.
Среди картинок "Зонтик, фуражка, пистолет, барабан" сын назвал лишним барабан, т.к. остальное для полицейских, "если приехала полиция, капает дождь, надо зонтик".
Среди пары "петух и стакан" сын правильно сказал: "нет общего, это шутка".
6. Также мы этим летом специально тренировали память: будущие школьники должны запоминать на слух до 8 слов, на тесте он запомнил как раз 8.
7.С Векслером тоже не было все так просто: если сын отвечал идеально правильно, ему задавали аналогичный вопрос, например:
- Какого цвета рубины?
- Красного.
- А изумруды?
Также психолог спрашивает ребенка, делал ли он это задание до этого. Если по условиям требовался таймер, включала таймер.
Надо сказать, что по каким то вопросам сын немного подрос, например, на первом Векслере он с трудом называл числа в обратном порядке, а сейчас он их просто тарабанит. Считать и решать задачи стал тоже лучше, но почему то начал это делать на английском языке :) Хотя, в английском он знает как раз счет до 10 и еще пару слов.
А вот речевая часть просто регрессировала: мы полгода не занимались с логопедом, все бегали по больницам, по этим параметрам у него даже сучился откат: повылетали все родовые слова, на которые опирается Векслер. Например, он не сказал "головные уборы", "музыкальные инструменты", "фрукты", вместо этого он нес какую-то дичь. Не смог собрать фигурку лошади, хотя на другом Векслере собрал все картинки, которые ему положили, включая самые сложные.
Результаты узнаем на следующем приеме.
Думаю, что наши балы за новый Векслер будут ниже предыдущих, но насколько - не знаю. За вербальную часть - точно. Смущает ли меня это? Не совсем, я сейчас пытаюсь подогнать тесты под результат, который бы устраивал наших чиновников. У меня неглупый ребенок, но программа ему нужна адаптивная. Я не уверена, что он когда либо сможет писать сочинения или сдаст аудирование по английскому языку, при том, что он сам, по своему желанию, уже начал этой английский изучать :)
Если вербальная часть у нас будет совсем-совсем плохая, то мы просто пересдадим Векслера.
Мы его в любом случае пересдадим: к моменту зачисления в школу этот тест будет недействителен.
Если вы хотите мое мнение о тесте Векслера в областной психиатрии, то оно неоднозначное. Какого-то прям ужаса-кошмара, суперпредвзятости, я не увидела. Но ребенок был очень перегружен заданиями, т.к. на одного только Векслера нужен час, а нам впихнули туда еще пакет отечественных субстестов.
7. С тестом на эмоциональный интеллект у нас случился облом: его нам обещали, так записано в направлении, но НЕ СДЕЛАЛИ. Психолог пояснила, что на него нужно записаться отдельно и там просто показывают фото и просят назвать эмоции людей, то есть эмоциональный уровень ребенка оценивается на уровне 3-4 лет. Именно в таком возрасте нормик точно не ошибется с тем, кто грустит, а кто злится. На таком в уровне мой ребенок задания, скорее всего, сделает. Более адекватных тестов для детей старшего возраста у них нет, но "Поспрашивайте в регистратуре платных услуг".
Рукалицо...
О коммуникативных проблемах сына я психолога уведомила, но также, как и чиновники ПМПК, они не видят в этом проблем, т.к. у них нет критериев диагностики этих самых проблем.
Посмотрим, хочется верить, что я ошибаюсь.
Дома же мы просто страдаем над простейшими выводами.
Например, мой ребенок на вопрос: "Рыбка - 0, корова - 2, а кошка", ответит на своем корявом: "Кошка 3, в "мяу" 3 буквы", а рыба молчит..." До такого бы даже я не додумалась. Но читали мы тут текст про усталую маму, которая пришла с работы, а дети полезли в сумки за вкусняшками и эту самую маму проигнорировали. В конце автор текста спрашивает: "А что дети сделали неправильно и как они должны были поступить?", сын ответил: "Они все сделали правильно", но потом, наморщив лоб, добавил: "Они должны были убрать продукты в холодильник, чтобы они не испортились".