Советская мода - абсолютно уникальное явление. Вместе с новым государством, она зашагала своим путём, отличным от остальных мировых модных веяний.
Мода складывалась из тех, кто остался из прошлого века и молодых творцов молодой страны советов, из массовой одежды, выпускаемой различными фабриками, из попадающих в страну модных журналов братских социалистических республик и буржуазных западных изданий,, из рассказов людей, побывавших за рубежом, из копирования отечественными мастерицами той одежды, которую привезли «оттуда», из подражания образам советского и иностранного кинематографа.
Из всего этого и получилась такая разная, интересная и необычная советская мода.
Главный модный тренд 1920-х
- кожаная куртка, ставшая символом революционной моды Советской России. Знаменитые кожаные куртки были сшиты еще до революции, во время Первой мировой войны для авиационных батальонов.
В то время они так и не были полностью востребованы, а после октябрьского переворота обнаружились на складах и стали выдаваться чекистам и комиссарам в качестве униформы.
Яркий пример этого модного веяния - фильм "Собачье сердце". В подобных образах предстают Швондер со своей командой. Сам Швондер в кожанке, а мужчина-женщина в кожаном плаще.
Важной фишечкой нового времени стала красная косынка – символ освобождения женщины, теперь её надвигали на лоб и завязывали на затылке, а не под подбородком, как это было традиционно принято раньше.
У модниц 20-х годов были те же идеалы, что и у эмансипированных женщин во всем мире
Худая фигура, позволяющая носить платья с заниженной талией длиной до колен. В моде искусственные цветы, стеклярус или нити жемчуга — настоящего или фальшивого, обернутые вокруг шеи, высокие ботиночки на шнуровке, меховые горжетки из лисы или песца, каракулевые жакеты. И важнейший аксессуар – хитровыдуманные шляпки.
Образ типичной модницы мы можем увидеть в романе "12 стульев", а затем в его экранизации. Правда только в одной.
Это Эллочка-людоедка. Вот как она выглядит в фильме Захарова, в исполнении Елены Шаниной.
Присутствует хитровышморганная шляпка и характерный макияж с акцентом на нижнем веке, чтобы создать эффект усталых теней под глазами. Бровки, как положено, тоненькие-тоненькие. И многоярусные бусы из стекляруса.
Главным модельером в 1920-е годы оставалась великая Надежда Ламанова.
Еще в 1880-х она пришла работать закройщицей в швейную мастерскую и стала, впоследствии, самой знаменитой портнихой в царской России. Выдающиеся заслуги в области моделирования одежды сделали Ламанову фигурой номер один в истории отечественного дизайна одежды. Именно она заложила основы советского моделирования. Девизом творчества художников-модельеров и в наши дни является знаменитая формула Ламановой - назначение, образ, ткань.
У Ламановой отшивались очень знаменитые дамы - Мария Ермолова, Вера Холодная, Ольга Книппер-Чехова. В 1920е одной из известных клиенток стала та же Лиля Брик.
А великая актриса немого кино Александра Хохлова была не только клиенткой, но и моделью. На этом фото она в одном из самых знаменитых платьев Ламановой.
1920-е стали годами зарождения и нового государства, и его новой культуры. Мода стала одним из важнейших её ответвлений и первым шагом становления такого уникального явления, как советская мода.