Мне хотелось бы, чтобы вы не увлекались сюжетной линией мною описанных житейских сюжетов, а брали самое главное.
Мы должны строить не человека для себя, а встроить себя в этого человека, и чтобы ему от нашего встраивания было комфортно.
В предыдущей главе ребенок упорствует, когда ему предлагается способы искать примирения. Но заметьте, как часто мы, взрослые люди, также, обвиняя другого, ждём от другого первого шага к примирению. Как убить в себе этого обиженного капризного ребёнка?
В ссоре всегда виновата психологическая реакция одного на действия другого. Как нельзя уже отменить свершившееся действие, так нельзя отменить и наши реакции на него. Но сама реакция может быть выражена, т. е. стать действием, по-разному.
Уронил человек предмет. А вы говорите: "Да что ж ты какой криворукий". А можно пошутить: "О! Уронил-поднял, уронил-поднял. Эт ты, наверное, гимнастику так делаешь?!"
Какой вариант из этих двух мы хотим услышать, когда мы неловко что-то роняем? Ну конечно, шутку, пусть даже неловкою, а не упрёк и обзывалку.
Какой вывод мы должны сделать, если нас упрекнули, да ещё обозвали?!
Во-первых, НИКОГДА самим не допускать подобных упрёков.
Во-вторых, согласиться с тем, как вас обозвали: "Точно, криворукий". То есть вы признали свою неловкость, и даже улыбнулись над своей неловкостью. Этим вы обезоружили нападающего. Всё, продолжение нападок остановлено. Конечно в ответ вам могут ещё что-то пробурчать. Вот здесь надо промолчать.
Если мы не научимся убивать в себе детскую обидчивость и вспыльчивость, мы не научимся создавать счастливое пространство.
Кажется, Сократ утверждал, что не стоит обижаться на человека, который тебя обзывает. Надо отнестись к нему, как к человеку, у которого нет такта и ума. Мы ж не обижаемся на человека, у которого нет ноги, руки или глаза?! Мы, напротив, жалеем его. Так и своего обидчика, пожалейте, как убогенького, у которого нет ума. Только не вслух)))
Запомним, никогда не упрекаем человека за грубость по отношению к нам. По отношению к другим, это уже другой большой разговор.
Ценность нашего умения ободрять, когда человек неловко что-то уронил, забыл сделать то, что обещал, позволяет нам надеяться, что к нам отнесутся также. Особенно это впитывают дети. И, когда мы тоже случайно в чем-то оступимся, они непременно поддержат нас добрым словом. Передавая детям примеры нашей терпимости, мы обрекаем их на строительство их счастливого пространства. Что мы посылаем, то нам и возвращается.
Пока мы с вами утверждали, что надо сдерживаться и не впускать в себя гнев на поступки другого. Но как научить себя этому???!
Об этом в следующей части