Найти тему
Ѳ

История трезвости и пьянства в России

Оглавление

Это не просто история, это зубная боль в сердце, невыразимые слёзы, это рассказ о стойкости народа и о том, как не смотря на могучую силу, народ, увы, проиграл великое сражение, но уже оправляется и вскоре Победит. Воистину мы сейчас находимся в предверии Побед не только явных, но и Побед Силы Духа! Ну и шуточки в статье тоже имеются.

Что вас ждёт в этой статье:

1. Русские — трезвый или пьяный народ?

2. Обычаи трезвости и пьянства на Руси от древнейших времён до текущего времени (01.01.2023).

3. Причины алконаркомании в России, её последствия и способы, какими удалось людей подсадить на алконаркотики.

4. Посоветую хорошие и полезные зрива (плёнки, кина, фильмы).

·҃а· Разбираемся с понятиями.

·҃а·.1. Русские — трезвый или пьяный народ?

Что значит «трезвый» или «пьяный» народ? Под этими понятиями можно много чего понимать. И в зависимости от исходных посылок мы можем подогнать что угодно под любое определение. Но давайте исходить, в данном случае, из следующих понятий:

если потребление алкоголя на душу населения составляет от 8 литров алкоголя на душу, то такой народ будем считать пьяным. Иначе — народ трезвый, или малопьющий.

-3

На данный миг (01.01.2023) русские, к сожалению, народ пьяный. Но трезвенников в России становится всё больше с каждым днём, судя по статистическим данным. Также, среди пьющих видна направленность к уменьшению потребления алкоголя и, вероятно, к дальнейшей трезвой жизни.

·҃а·.2. Какой народ самый пьющий?

У русского народа есть такая черта, что русские любят копаться в себе (порой даже не замечая других). Это хорошо, ибо оно помогает искоренять плохие привычки в себе и становиться лучше каждый день, но многие этим пользуются, пытаясь удерживать наше внимание только на нас. Взглянем же шире.

По данным 2016-2018 года, за некоторым исключением, самые пьющие народы —европейские. Больше, чем в России, на душу населения пьют алкоголь:

Сейшельские Острова, Уганда, Чехия, Литва, Германия, Ирландия, Люксембург, Латвия, Болгария, Испания, Франция, Австрия, Буркина-Фасо, Португалия, Словения, Польша, Румыния, Белоруссия, Великобритания, Черногория, Швейцария, Венгрия, Молдавия, Танзания, Доминика.

Эти данные в очередной раз доказывают, что те, кто любят «поучать» других, в своих очах бревнищ не замечают.

-5

·҃в· ТРЕЗВАЯ РУСЬ от дохристианской поры (до 6496 года [до 988 года от Р.Х.]) и до второй половины XX века!

До принятия гос. религии в 6496 лете славяне, включая русь (с маленькой буквы, ибо имеется ввиду народ во множественном числе), были народом трезвым. По каким-то событиям люди могли выпить, но только слабоалкогольные напитки — медовуху, брагу, пиво крепостью 1–6 % [источник: http://www.novostioede.ru/article/istorija_alkogola_v_rossii/].

-6

Откуда это известно? Известно это нам не столько по каким-то летописям, а по источникам вроде тех же сказок, старин (былин), рассказов старожилов, передававшихся из уст в уста и т. д. Все ж, ну или большинство, помнят подобные слова «и я там был, мёд-пиво пил» из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Так вот он это тоже не с потолка взял в XIX-ом, уже христианском, веке.

Источники все в данной статье не укажу, можете проверить источники просто скопировав часть текста и запоисковичив (заяндексив, загуглив). Да и все источники, увы, не проверял, ибо их тьма тьмущая и это заняло бы уйму времени, а я и так на эту статью потратил ого-го сколько времени. Но приведу ряд источников, так что читайте дальше, чтоб не пропустить. ;) Но как дойдут руки обязательно по источникам пройдусь. Делитесь в комментариях, если у кого есть данные с указанием на источники.

На просторах сети пишут, что хмельной или питный мёд упоминается в русских летописях с 920 г. и согласно какому-то преданию (какое не указано), вино впервые привёз из Царьграда князь Олег в 907 г.

Ибн-Ру́ста (Абу-Али Ахмед Ибн-Омар, Ибн Даста), арабский путешественник конца IX — первой трети Х века, упоминает в «Известиях о Хазарах Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах Ибн-Дасты», что «руссы имеют медовый хмельной напиток», и что древляне в 946 г. дают Ольге дань не пчелиным, а «питным» мёдом. Но заметьте, то, что русы имели какой-то там напиток — это нам вообще не говорит о том сколько, кто и по каким поводам его пили. Будьте внимательны.

-7

Жениху и невесте запрещено было пить на свадьбе, к слову. И этот обычай сохранялся довольно долго и после принятия христианства на уровне государства. (примечание: ибо люди понимали, что дабы получить здоровое потомство нельзя потреблять даже малейшую частицу яда внутрь. Да и начинать новую жизнь с алкоголя негоже, вредно, глупо, губительно).

В X–XII века, вместе с крещением (6496 год [988 год от Р.Х.]) на Русь пришло византийское вино, которое, помимо всего прочего использовалось в церковных обрядах (в причащении, например). Но оно было доступно только знатным людям и богачам, из-за своей дороговизны. Да и пилось оно, судя по летописям, по-гречески, то есть разбавленное с водой, в соотношении один к трем или два к пяти.

Новая религия пить не воспрещала, однако требовала умеренности в отношении хмельного, заявляя: «Невинно вино, виновато пьянство». Вас ничего в этом выражении не смущает? (можете об этом в комментариях написать)

спустя всего лишь полвека после княжения Владимира Святославича, преподобный Феодосий Печерский составляет первую в русской истории проповедь «Слово о пьянстве». (Феодосий Печерский (ок. 1008 - 74) древнерусский церковный писатель, игумен Киево-Печерского монастыря… - Из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.)

В своих поучениях он без устали обличал пьяниц:

«О, горе вам, пребывающие в пьянстве! Пьянством отгоняем от себя ангела-хранителя и привлекаем к себе злого беса… В пьяном человеке бес достигает всех своих коварных желаний, ибо сам он становится бесом… Диавол, радуясь, говорит: «Никогда я столько не услаждаюсь жертвами языческими, сколько пьянством христиан, потому что в пьяницах находятся все дела моего хотения…»
-8

Не смотря на такие поучения Феодосия Печерского, в те времена народу было вообще не до пьянства. Как и до этого на Руси пьянства не было. Во всяком случае, нет чего бы то ни было, что бы могло подтвердить обширное народное пьянство. Встречаются лишь отдельные случаи в письменных источниках.

Например, в летописях (в каких именно надобно ещё выяснить) описаны случаи, когда чрезмерное питие хмельного становилось причиной военных поражений русского войска. Так, воины ополчения русских князей перед сражением хватанули для храбрости лишнего и потерпели поражение от небольшого татарского отряда (1377). Похожая история произошла и с защитниками Москвы (1382), в результате чего хан Тохтамыш овладел городом, разграбил и сжег его…

Вот и скажите, как бы народ выжил, если б он беспробудно пил? А никак. Поэтому такие случаи были единичными, а народ был трезвым.

Но хоть и случаи пьянства на Руси были малочисленны, но когда они происходили, то люди показывали себя с самых худших сторон, а когда иностранцы это замечали, то конечно описывали это красочно.

Отрывок из Книги, называемой «Домостроем», содержащей в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам (памятник русской литературы XVI века):

«Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не пьянства для: пьяницы царства Божия не наследуют. А у жены решительно никоим образом хмельного питья бы не было: ни вина, ни мёда, ни пива. А пила бы жена бесхмельную брагу и квас - и дома, и на людях…».
-9

В 1386 год генуэзские послы привезли на Русь спирт из винограда, называемый «аквавитой» (аква – вода, вита – жизнь) в дар великому князю Дмитрию Донскому. Это впервые, когда на Руси появился спирт. Ещё тогда европейцы «знали толк» в подарках иноземцам… Подарочек этот сродни тем, которые американские колонисты делали индейцам...

-10

Заморская «аквавита» тогда не получила на Руси распространения, «не зашла», как нынче говорят. Народ был по-прежнему трезвый.

Когда же в 1429 году из той же Генуи (республичечка на Севере Италии) на Русь опять завезли спирт, именуемый «аквавитой», в большом количестве, то это зелье бесовское не то что не произвело впечатления, а ещё и признано было ВРЕДНЫМ и его запретили ввозить на Русь (в то время Московское государство).

Справедливости ради, следует отметить, что «аква-вита», как лекарственное средство, было известно на Руси и раньше. К примеру, считалось, что от желудочных хворей хорошо помогала так называемая «белая водка», настоянная на шалфее, анисе, мяте, имбире… (Такие снадобья позднее назовут лекарскими или аптекарскими водками)

-11

То есть на Руси водка (настойка на травах) была издревле, но это использовалась как лекарственное средство! Что касается того, был ли сей напиток алкогольным, то согласно данным из сети, скорее всего, да. «Скорее всего», ибо можете взять и сами поискать, что такое «настойка» и найдёте, что это алкогольный напиток. Но! Есть и безалкогольные настойки, о них пишут реже, как я заметил. Поэтому что из себя представляла древнерусская водка точно, увы, вряд ли можно сказать, но скорее всего, это было алкоголесодержащий напиток, использующийся исключительно в лекарственных целях. Но если вам что-то про это известно, то делитесь в комментариях, делитесь источниками сведений.

Ну а пивом называли изначально любой напиток. Всё что пьётся называли пивом, подобно тому как ныне мы называем всё, что читаем чтивом. (лично я и некоторые люди из моего окружения, ещё называем «фильмы» зривами, «видео» [мн. ч.]— видевами).

Если хотите углубиться в вопрос, то вот ссылка на файл pdf, где написано, что «иностранцы о русских питиях (1413 – 1650 гг.)» пишут. Читайте внимательно, обращайте внимание на то, кто, где и как пил, чтоб не вырывать ничего из контекста. И учитывайте общую обстановку в те времена. И вот ещё увлекательная статья под названием «Миф о пьянстве на Руси» с указанием на исторические источники.

Но в 1448–1474 что-то меняется, причём в плохую сторону… На Руси осваивается умельчество выгона спирта и этот, с позволения сказать, «напиток» становится известным под именем «хлебное вино». Это хлебное вино было распространено только среди богачей, ибо вещь недешёвая была. Большинство народа по-прежнему было трезвым. А церковь вообще запрещала простолюдинам пить алкоголь.

-12

Но тут мы уже видим очень большие подвижки в деле продвижения сего вида наркотиков (алкоголь — это наркотик и яд и это данность). Смотрите в чём схема:

Пить алкоголь разрешено только богатым, вельможам. Это создаёт образ привелегированности винопития. Ибо

не так важно, что вы говорите, важно то, что вы делаете.

-13

Вы можете говорить ребёнку, что пить алкоголь, курить, материться — плохо, но если вы это делаете сами, то у ребёнка создаётся чёткий образ, что взрослые пьют, курят, матерятся и это нормально и хорошо. А быть взрослым для ребёнка — это круто, это то, к чему он стремится осознанно или подсознательно. Способы мозгодуйства (вредной загласки, т. е. вредной пропаганды) для взрослый людей и для детей одинаковы. Потому, если мы хотим воспитать здоровое потомство, здоровое душой и телом, то нам нужно начинать с себя. Это дело каждого!

Великая страна начинается с великого человека,

каждого из нас, кто одолевает свои недостатки и побеждает себя.

В 1533 году, как принято считать, в Москве был открыт первый «царев кабак» — питейное заведение, в котором продавались разные спиртные напитки, в том числе и водка.

-15

Во времена Ивана Грозного кабаки получили известное распространение, причем их посетителями были преимущественно царские опричники.

Затем, царевы кабаки начинают открываться по всей России. И это считается началом насильного спаивания русского народа. Насилие заключалось в следующем… (следите за ловкостью кабацких уловок)

В «царевых кабаках» было положено собирать определённый размер выручки при любых условиях и обязательно «с прибылью против прежних лет». То есть вне зависимости от продаж этим кабакам, управляемым царскими чиновниками, нужно было обеспечивать определённый уровень прибыли.

При недостаче прибыли казна не принимала никаких оправданий, ни того, что народ пить не хочет, ни того, что пить ему не на что, и настоятельно требовала недостающую сумму. В случае недобора заведовавших кабаками - кабацких голов и целовальников, а чаще обязанных их избирать посадских людей и крестьян ждал правёж, то есть прилюдная порка и срок в тюрьме за долги.

1648 год в Российской империи вспыхнул «кабацкий бунт», в котором участвовало более пятисот человек, причём две сотни из них были из православного духовенства. Люди уже не могли платить за долги кабаков, а спиваться не хотели. Но этот бунт, как и другие противоалкогольные бунты, был жестоко подавлен.

Кстати, в это же время был и соляной бунт.

Теперь, вы понимаете этот мем.
Теперь, вы понимаете этот мем.

Едва ли не в первую очередь восставшие соляного бунта подвергли разгрому государев кабак, находившийся в то время на Никольской улице в Китай-городе. Как пишет Олеарий,

«из бочек, которые были слишком велики для вытаскивания, они выбивали донья, черпали водку шляпами, шапками, сапогами и рукавицами, и напились при этом так, что улицы почернели, покрывшись лежащими здесь пьяными».

Кто-то тонул прямо в залитых вином подвалах, многие задохнулись во время начавшегося вскоре пожара. Всего за сутки беспорядков в столице тогда погибло около двух тысяч человек.

То есть в одно и то же время были бунты и за трезвость, против спаивания народа, и бунты, где люди не просто громили кабаки, но и сами пили алкоголь. Словом, некоторые люди тогда во время бунта просто беспредельничали. Беспределы в любых бунтах явление не новое, и небольшая доля таких людей есть во многих бунтах, которые занимаются не тем, за что бунт делается. В любом случае, бунты все были жёстко подавлены.

Вообще, сколько более-менее точно пило население до 1850 года неизвестно. Известно лишь, что народ отчаянно противостоял попыткам себя споить, был против пьянства.

-17

В 1652 году царь Алексей Михайлович (Тишайший) под давлением духовенства созывает Земский собор, получивший название «собора о кабаках». После собора выходит указ, ограничивающий число питейных заведений. В указе, в частности, говорилось: «продавать водку только по одной чарке человеку». Продавать алкоголь «питухам» (забавное название, не так ли?), то есть пьющим, а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям запрещалось, а кабаки были переименованы в «кружечные дворы».

В соответствии с общей идеей трезвления всея Руси, количество кабаков резко сокращается, спиртное же, «дабы государевой казне порухи не было», значительно поднимается в цене. Кроме того, вспоминают о старых запретах, на нарушение которых власти традиционно смотрели сквозь пальцы, и вводят много новых. А именно: запрещается открывать кабаки по воскресеньям, праздникам и постным дням; ранее окончания обеден и в неурочное время - вечерами и по ночам, а также торговать питиями навынос…

Под страхом наказания было велено следить, чтобы никто не упивался до смерти. За это наказывали не только кабатчиков, но и собутыльников. Взысканные же с них штрафы передавали семье покойного либо в ближайший храм. И даже распивать на улице близ кружечного двора, вопреки старинному правилу: «питухов от кабака не отганивать» - более не дозволялось.

При этом произошел любопытный казус: явное ужесточение правил торговли питиями вовсе не означало, что «кабацким головам» скостили «план». Ничего подобного: царское повеление сдавать в казну годовые доходы «с прибылью против прежних лет» никто не отменял. Откупщикам, «кабацким головам», целовальникам и иже с ними надо было как-то выходить из каверзного положения: ведь все недоимки им придётся возмещать из своего кармана.

Дабы питейные заведения давали как можно больше доходов, при кабаках появляются так называемые «записные пьяницы» (по-современному говоря, наркобарыга, зазывала в наркоманию), которые всеми правдами и неправдами заманивали в кабаки питухов. Зазывалы стояли у входа в заведение, расхваливали доброе и необычайно дешевое винцо, а то и просто тянули за рукав… Заманив же простаков в кабак, они нередко провоцировали ссоры и даже драки между питухами, затем мирили их, и, как водится, всей компанией пили мировую. Получал свою чарку вина и «записной пьяница»…

В «репертуаре» целовальников были и более хитрые способы извлечения доходов. Могли, к примеру, поднести похмельную чарку бесплатно - если выпивоху можно было раскрутить «по полной программе», то есть, чтобы он оставил в кабаке всё до последнего гроша…

-22

Дошло до того, что по словам прусского дипломата Адама Олеария, написавшего «Описания путешествия в Московию», он был поражён количеству пьяных, валяющихся на улице. Пили мужчины и женщины, молодые и старые, священники и светские люди, простолюдины и титулованные особы.

-23

Кстати, есть хорошее зриво (по-английски фильм) — «Санджу» (по-русски почему-то это зриво называют иногда «Санджай»). Оно основано на были (на настоящих событиях) о человеке, который стал наркоманом (алкоголь, сигареты и другие наркотики), но затем смог выбраться из этой зависимости. Очень хорошее современное зриво. Я его несколько раз смотрел, очень советую.

Но… Оно индийское. Готовьтесь к тому, что ваши домашние медведи найдут слонов, которые пасутся где-то на лугу рядышком, и все вместе будут петь и плясать. (шутка)

Продолжаем...

-25

В 1858 г. в Российской империи разразилась настоящая противоалкогольная война. С пушечными залпами, атаками, пленными. Русский народ отказывался принимать пьянство! Противоалкогольное движение было довольно мощным и ни одна страна мира не знала такой борьбы народа за трезвость. Но эти трезвеннические движения были неорганизованными, стихийными.

Трезвенное движение началось с возникновения в августе 1858 году в Виленской и Ковенской губерниях обществ трезвости, которое к лету 1859 года распространилось на 32 губернии Российской Империи, преимущественно северо-западные, центральные и поволжские. Более 2000 селений и деревень поднялись против насильственного спаивания народа.

Каждый взрослый мужик был в те времена приписан к кабаку, и его обязывали выпить определённую норму водки. Если же норма не выпивалась, то её цену взыскивали с помощью кнута: от торговли спиртным зависел государственный бюджет. Но кабатчики взвинтили цены. Вместо 3 руб. за ведро сивухи стали запрашивать 10. И тогда русские крестьяне решили вообще отказаться от алкоголя. Повторилось то, что было в 1648 г, но похлеще... «Не пьём!» - был их клич. Кабатчики струхнули и стали давать водку даром. Но русского мужика перешибить не смогли. «Не пьём», и всё тут! Мужиков поддержали мещане, дворяне и даже священники. Стали стихийно возникать общества трезвости. При их поддержке разбивали винные лавки и кабаки. Водку выливали в реки. Особенный размах это приобрело в Саратовской губернии.

И власти испугались. Дошло до того, что на расправу с трезвенниками отправили войска, которые разгоняли народ артиллерией. А в Петербурге специально издали серию указов, которые запрещали создание обществ трезвости, а «существующие приговоры о воздержании от вина уничтожить и впредь не допускать».

Стоит ли говорить, что этот бунт окончился неудачей. На каторгу и в тюрьму отправились 11 тысяч человек…

Александр II Освободитель (Александр Николаевич Романов, 1818—1881) — Император Всероссийский, правил с 18 февраля [2 марта] 1855 г. по 1 марта 1881 г. Провёл Великие реформы и отменил крепостное право. При нём Россия одержала победу в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов и помогла в борьбе за независимость балканских государств.
Александр II Освободитель (Александр Николаевич Романов, 1818—1881) — Император Всероссийский, правил с 18 февраля [2 марта] 1855 г. по 1 марта 1881 г. Провёл Великие реформы и отменил крепостное право. При нём Россия одержала победу в Русско-турецкой войне 1877—1878 годов и помогла в борьбе за независимость балканских государств.

1863 год. Император Александр II, который освободитель от крепостного права, ввёл акцизную систему продажи алкоголя, чтоб поступления в казну возрасли. По этой системе, производить и продавать алкоголь могли любые состоятельные люди. Это привело к тому, что в России выросло и производство и потребление крепкого спиртного. Причём потребление возрасло вдвое. Но даже тогда русский народ ещё пил сравнительно мало на душу населения и алкоголь в культуре по-прежнему осуждался. Тем более после настоящих противоалкогольных войн.

В 1894 год Правительство Александра III из-за широкого недовольства населения алкоголизацией (опять доказательство, что от людей многое зависит, от каждого), олицетворявшейся частными кабаками, вводит государственную монополию на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах. Водку продавали только в казённых лавках, исключительно в закупоренной таре и только на вынос.

1914 год. В начале Первой мировой войны царь-император Николай II издает указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории Российской Империи. До этого времени ни в одной стране мира подобных коренных мер не было. За первые годы войны потребление алкоголя в стране сократилось в несколько раз. Снизилось число нарушений общественного порядка, прогулов, повысилась производительность труда на промышленных предприятиях.

-29

В революционные годы после 1917 года, по данным ВЧК-НКВД, было возбуждено свыше 500 тысяч уголовных дел по самогоноварению. Но, не смотря на то, что возрасло количество подпольного алкоголя, его количество не идёт ни в какое сравнение с тем, сколько люди потребляли алкоголя, когда не было сухого закона. Вывод: сухой закон работает и работает на благо.

К слову, в спорах людей о том, вводить сухой закон в России или нет, люди, которые за сухой закон, говорят о различной пользе от этого для здоровья людей, что люди меньше пьют и т. д. Те, кто против сухого закона в России, говорят, что это бесполезно и даже вредно, ибо возрастает количество самодельного подпольного алкоголя. Как показал опыт, действительно возрастает количество подпольного алкоголя и связанных с этим преступлений и несчатных случаев. Но их количество в разы меньше и ни в какое сравнение не идут с тем, сколько подобных случаев, когда алкоголь разрешён.

А теперь,

ВНИМАНИЕ!

Статистические данные показывают, что в 1919–1922 гг. душевое потребление алкоголя и связанные с этим преступления приближались к НУЛЮ.

Только в 1923 г в связи с введением НЭПа душевое потребление несколько повысилось и составило 0,2 л. В 1925 г., уже после отмены «сухого закона» и введения госмонополии на продажу водки и других алкогольных изделий, оно увеличилось до 0.83 л.

Разрешение свободной продажи водки и прочих спиртных изделий вызывало серьезное негодование у населения. Старые большевики писали, что полная ликвидация ленинской запретительной системы многими воспринята как большая личная потеря, что на некоторых фабриках и заводах женщины голосили как по покойникам. Нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал:

«В связи с выпуском сорокоградусной водки чуть ли не каждый общественно-политический работник завален сейчас письмами». «Вы культурную революцию проповедуете, собираетесь строить социалистическую культуру, а сами народ спаиваете!» - возмущались крестьяне.

За одиннадцать лет обязательной для всех трезвости в стране хорошо укрепились русские обычаи, согласно которым «выпить глоток вина и стыд и грех».

Напомню, что в начале статьи было написано, что точно неизвестно сколько пили люди до 19 века в виду отсутствия статистических данных. Люди пили и тогда, но ничтожно мало и слабоалкогольные напитки, насколько известно из сохранившихся источников. Так что трезвость — это, безусловно, русский народный обычай, неотъемлемая часть культуры.

Да и представьте, русские люди испокон веков живут на землях довольно суровых по погодным условиям: урожайность небольшая, постоянные набеги соседей, зимы длинные и холодные. Если человек в таких условиях будет пить алкоголь, то он не выживет. Но наши предки в крайне тяжёлых условиях не только выжили, но и построили великую империю от Пруссии до Русской Америки включительно, от северного ледовитого океана до Персии и Индии. Если бы народ был пьянствующим, это было бы невозможно.

Противоалкогольное движение 1929 года

В 1929 году в связи с «требованиями трудящихся» (опять, видите, доказательство, что от людей многое зависит) были массово закрыты пивные лавки и прочие алкопитейные заведения и переоборудованы в обычные трезвеннические столовые и чайные. Также было налажено издание журнала «Трезвость и культура», где продвигался здоровый образ жизни, а пьянство порицалось.

Снижение потребления пива привело к сокращению его производства и закрытию в это время ряда крупных пивоваренных заводов в Москве, Ленинграде и других городах СССР. (прочитайте это ещё раз и вдумайтесь! От нашего спроса зависит предложение. От каждого, даже от одного! Это можно назвать одним из примеров русской сатьяграхи)

В 1940 г. потребление алкоголя на душу было 1,9 л. То есть народ оставался трезвым и, по сути, в 1925–1945 гг. в СССР был неофициальный «полусухой закон» среди народа. И благодаря этому, не смотря на немыслимые бедствия, пережитые в XX веке, народ СССР смог восстановить и преумножить своё хозяйство и промышленность и вообще сохраниться.

-33

В 1941 году уровень алкоголизма (алконаркомании) снизился, так как вся страна жила в условиях военной дисциплины, да и особо некогда было. Пьяного могли застрелить не только чужие, но и свои. Но когда война закончилась, то с фронта вернулись не только победители, но и много людей с израненной душой…

Главный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн в 2009 году заявил:
«После Великой Отечественной войны в нашей стране миллионы людей отмечали победу алкоголем, в связи с чем число наших граждан, злоупотребляющих спиртным, до сих пор продолжает расти» Отсюда следует, что послевоенные годы являются точкой отсчёта «русского алкоголизма».

Впрочем, не всем приходилось праздновать победу. Многие «заливали горе» водкой. Погибшие были практически в каждой семье, многие остались калеками. Огромное количество женщин из-за недостатка мужчин либо никогда не вышли замуж, либо вышли за нелюбимых (обстановка в таких семьях оставляла желать лучшего). В добавок ко всему алкоголь стал считаться лекарством от всех тяжёлых обстоятельств, происходящих в жизни каждого. Люди продолжали принимать алкоголь в своих личных «боях».

Пытались ли мы исправить ситуацию? Ещё как!. В 1958 году в СССР началась антиалкогольная компания. В 1974 году по стране начали массово открываться ЛТП (лечебно-трудовые профилактории), в которых проводилось принудительное лечение алкоголиков. Повысились цены на алкоголь (куда же без этого).

Но эти попытки не увенчались успехом, увы. Число алкоголиков, которым требовалась помощь медиков, было очень велико. А ЛТП воспринималось не как кузница здоровья, а как место временного «отдыха» для алкоголиков.

Вот так и получается, что выиграв одну войну, с фашистским злом, мы проиграли битву зелёному змию (алконаркотику). Но лично я верю в грядущую Победу России в войне против наркотиков.

По-настоящему массово пьянствовать народ начал в 1960–1980-х. И после короткого сухого закона 1985-87 гг. в СССР народ продолжил пить ещё пуще.

С 1965 года начался дикий рост употребления наркотика под названием алкоголь. Партия иногда выпускала постановления о борьбе с алкоголизацией, но плодотворно оно не было и было больше показухой.

Больше всего пьют малообеспеченные люди и те, у кого очень высокий достаток. А вот средний класс пьёт сравнительно мало. Рост потребления крепкого алкоголя продолжался до 1979 года. Немногим ранее, в 1976 году, правительство всё же осознало, что проблема существует, тогда же была создана наркологическая служба…

В СССР наркология существовала до 30-х годов, после её «прикрыли» и практически полностью уничтожили в 1960-е. Государству было невыгодно показывать стремительный рост потребления алкоголя. Логика чиновников была следующая: зачем нам наркология, если в стране победившего социализма нет алкоголиков?

Доходило до бессмыслицы. В 1961 году, например, спрятали статистические данные о том, сколько население тратит денег на алкоголь. Эти данные перебросили в рубрику «Продукты питания». В итоге, очень хорошо видно, что с этого года население начало тратить значительно больше денег на продукты питания.

Начали прятать и другие показатели: производство алкогольной продукции, самогоноварение и т. д. Вся эта информация или «не замечалась», или засекречивалась.

А ещё в советское время выпускали лубки противоалкогольные, лубки за трезвость. Вот, можете глянуть, да почитать.

Чтиво про советские противоалкогольные лубки.
Чтиво про советские противоалкогольные лубки.

В 1980 году потребление алкоголя снизилось и правительство устроило в 1985—1987 гг. противоалкогольную кампанию с сухим законом. Но сделано это было, видимо, не очень (как в анекдоте про кошку и горчицу…), ибо после сухого закона люди стали массово пить столько, сколько никогда до этого не пили... Искусственно созданная предателями страны неустойчивость в государстве и развал СССР со всеми вытекающими только поддали масла в огонь.

Слово на букву ЖО цензурное. И вообще, я не матерюсь.
Слово на букву ЖО цензурное. И вообще, я не матерюсь.

В 1994 году среднестатистический гражданин России выпивал около 18 литров чистого алкоголя (на тот момент обстановка в Беларуси несильно отличалась от российской, сейчас они разнятся значительно). Россия возглавила в то время мировой рейтинг и по потреблению алкоголя, и по смертности из-за него. И это сейчас речь только о самой большой части России, а в других частях России, которые объявили себя «независимыми республиками» обстановка была похожая.

Снижение потребления наблюдается с 1995 года, обусловлено оно в том числе тотальной бедностью населения. Повлиял на происходящее и ещё один неочевидный фактор: 1,2 млн человек, которым спасли жизнь во время антиалкогольной кампании середины 80-х, начали массово умирать в связи с полной доступностью крепкого алкоголя.

Из-за алкоголя в 90-х годах в России вымерла целая армия… Около 1,5 млн людей, ставших алконаркоманами.

Сейчас (01.01.2023) потребление алкоголя снижается, но пока ещё Россия продолжает терять ежегодно целую армию людей… А ведь это чьи-то отцы, сыновья, матери, дочери… От алкоголя мужики обабиваются и у них «пол шестого», а женщины омужичиваются и с зачатием и здоровым плодом тоже не всё так радужно.

А когда говорят что-то вроде «та она/я пила/курила во время беременности и родила здорового ребёнка и вообще врачи говорят, что во время беременности бросать нельзя», то это просто Слава Богу, что ваше (или вашей знакомой) дитя пронесло и Дай Бог вам и вашим детям крепкого здоровья! Я лично очень хочу, чтоб у нас в России рождались здоровые дети, чтоб люди были счастливы. Но у нас давно уже идёт самая настоящая война против алкоголя (и других наркотиков) и это не шутки.

-43

В 1998-м случился дефолт и алкогольная кривая опять пошла вверх, до 2002 года. К этому времени в России произошла сильная криминализация промышленности и экономики, в частности — алкогольного рынка. По разным оценкам, до 70 его процентов находилось в руках криминалитета. Понятно, что доход государства в этой области упал, было решено навести порядок. Поначалу существовала идея передать рынок полностью в руки государства, это сделать не удалось, в итоге производство было перераспределено между небольшим количеством крупных компаний. По разным подсчетам, около 400 предприятий обанкротились и влились в состав более крупных корпораций.

Всё это дало плоды. Началось существенное снижение потребления. Если в 2003 году было 16 литров абсолютного алкоголя на душу населения, то сейчас, по официальным данным, среднестатистический россиянин выпивает 10,3 литра.

·҃г· Выводы

1. Трезвость — это определённо русский обычай. Веками наши предки стояли горой за трезвость.

2. Алкоголь на Руси знали издавна. Пили на Руси, насколько известно, всегда, но чаще пили слабоалкогольные напитки. Были случаи дичайшего пьянства во все века, но таких случаев было ничто мало на фоне того, что в целом народ был трезвым, питие алкоголя порицалось и в народных обычаях, и церковью (хотя церковь и использовала вино сама). Питие алкоголя было более свойственно богачам и знатным людям, в том числе из-за того, что простолюдинам часто запрещалось пить (и народные обычаи трезвости у простолюдинов были вельми крепки).

3. Лишь в 1960–1980 годах появилось явление пьянства среди значительного количества люду в СССР/России.

4. В качестве причин можно назвать:

  • огромное количество бедствий, которые пришлось пережить народу России, включая многочисленные жестокие подавления противоалкогольных бунтов, после которых распространение алкоголя продолжалось;
  • продвижение алкоголя заинтересованными в этом наркобарыгами, в том числе государственными чиновниками (хотели больше денег в казну; сребролюбие, иными словами);
  • внутренние причины души: невежество, слабость воли, уныние, безысходность, гнев и т. п.

3. Чтобы выжить как народ и сохраниться как государство России необходимо победить в необъявленной войне с алкоголем и другими наркотиками, чтобы с нами не произошло то, что произошло с индейцами. И мы победим!

То, что на этом изображении будет полезно не только христианам, это для всех людей полезно.
То, что на этом изображении будет полезно не только христианам, это для всех людей полезно.

Советую поглядеть увлекательное зриво «История одного обмана» (длительность 29:27 минут), здесь всё красиво и кратко, но подробно рассказывается. А также, очень полезное видево на Ютубе есть про вред наркотиков, в котором есть крайне полезная для всех сведь (информация) с точки зрения душеведения (психологии) и понимания себя и мира. Это прям каждый должен знать. Вот это видево (нажмите на текст, чтоб перейти по ссылке на Ютуб). Видео серьёзное, но с шутками.

Распространение этой статьи приветствуется!

(а если и указываете источник, то есть этот канал, то даже лучше)

Если статья вам понравилась, то ставьте нравлики. Пишите в комментариях, что думаете, делитесь сведениями по сему вопросу, если у вас есть, уведомляйте о неточностях, если вдруг они суть. Подписывайтесь на канал, если ещё не подписаны. Будьте здоровы.