Сразу под бой курантов в новогоднюю ночь «Хаймарсы» ВСУ ударили по зданию ПТУ в Макеевке (расположена рядом с Донецком), где были размещены мобилизованные российские военнослужащие. Украинские источники смакуют цифры, сообщая о сотнях погибших.
Эти цифры не подтверждают российские военкоры, но подтверждают, что трагедия – свидетельство целой печальной тенденции на Донбассе.
«Удар был нанесён ровно в 00:01 по нашему времени. По моим данным, противник в очередной раз применил американское РСЗО «Хаймерс». Судя по всему, высокое командование до сих пор не в курсе о возможностях этого оружия. Надеюсь, что виновные, которые принимали решение по использованию этого объекта, будут наказаны. На Донбассе достаточно заброшенных объектов с крепкими строениями и подвалами где можно рассредоточенно размещать личный состав. А если всё занято, то давно можно было нарыть бункеры шахтостроительной техникой», – комментирует экс-замминистра информации ДНР, военкор Даниил Безсонов.
Журналист Светлана Пикта призывает не верить сообщениям с украинской стороны о сотнях погибших.
«Если бы там были «сотни погибших», это бы уже давно в сети было. Когда хохлы ударили хаймарсами по автостанции Центр в Донецке и было три человека 200-х, военкоров и блогеров на площади 200 квадратных метров было человек десять уже в первые минуты. Они приехали раньше скорых, МЧС и СЦКК. Не стоит влипать заранее в дешёвые фейки, цель которых – привлечь ещё больше подписчиков», – рассуждает Пикта.
Так или иначе, общественность требует назвать и наказать виновников трагедии.
«Приказ разместить личный состав в непосредственной близости от линии фронта в здании ПТУ мог отдать только преступник. Не дебил, не дегенерат, а именно преступник», – пишет военкор Герман Куликовский, автор телеграм-канала «Старше Эдды».
Обозреватель Борис Рожин указывает, что опыт рассредоточения в зоне СВО есть, вопрос в том, почему он не был применен в Макеевке.
«После ударов по крупным складам боеприпасов и ГСМ, склады начали рассредотачивать, чтобы избежать большой потери матчасти в случае ударов. Это принесло свои результаты, и результативных ударов по крупным складам у противника стало в разы меньше. Казалось бы, аналогичный подход должен применяться и к вопросу скученного размещения личного состава в пределах эффективного огневого поражения противника. Но, как видим, несмотря на несколько месяцев войны, некоторые выводы не делают».
Историк Евгений Норин называет случившееся катастрофой.
«Трагедия в Макеевке – это преступление. И нет, не украинское. Это катастрофа, которая имеет некую, неизвестную широкой публике, фамилию, имя и отчество. И это тело должно понести наказание по итогам расследования. ВСУ действуют так, как они должны – пытаются убить наших солдат. Но их настоящий убийца – тот негодяй, который расположил бойцов так, что врагу оказалось легко их расстрелять», – написал Норин.
Бывшая помощница спикера Госдумы Анастасия Кашеварова утверждает, что Макеевка – не единственный случай халатности.
«Если бы это была одна Макеевка. Это везде так. Сватово. Кременная. Павловка. Сотни пропавших без вести – метод не меняется – «закидать шапками». Ну а что – собрали ребят, что попроще. Семьи небогатые. Пусть не вякают. А мы если что слезу с экранов пустим и назовем их героями…И простые солдаты и среднее командное звено говорят одно и то же, что без глобальных перестановок в нашем генштабном лягушатнике война «до победного» может растянуться на годы и многие волны мобилизаций.Мы пошли на эту войну со своим снаряжением, да более того – со своей идеологией. Нам не было предоставлено ни материального, ни духовного. Ну а что ждать от тех, у кого вместо Конституции и морали только прайс в голове, смыслов, идеи и духовности. Там все прогнило.Я очень надеюсь, что хоть кто-то решится и донесет до Президента всю правду. И он решится и посрывает эти липовые погоны, сдерет эти липовые ордена», – пишет Кашеварова.