Фильм «Золушка» 1947 года лично у меня ассоциируется с Новым годом. Может, потому, что в последнее время его непременно показывают по телевидению в первые дни января. А, может, потому что старая добрая советская сказка буквально пронизана светлым предчувствием небывалого чуда. Тем предчувствием, которое хотя бы однажды посещает каждого из нас в волшебный зимний праздник.
И чудо это напрямую связано с одним из самых обаятельных и симпатичных персонажей советского кино – милой и трогательной Золушкой. А ее бессмертный образ создала талантливая актриса Янина Жеймо, судьба которой чем-то напоминает судьбу ее сказочной героини.
Янина Жеймо родилась в 1909 году в небольшом городке Волковыск, в Белоруссии.
Родители были профессиональными циркачами. С 3-х лет Янина выступала на арене, выполняя сложные трюки без страховки. С работой в цирке в детские годы актриса связывала свой маленький рост: «Странно, до 14 лет я росла нормально, а потом… Я уверена, что мой рост остановился из-за того, что мне приходилось носить тяжеленные ксилофоны на голове – я так их носила, чтобы руки не уставали».
Семья Жеймо жила бедно, а после смерти отца и вовсе была на грани нищеты. Семейный цирковой коллектив распался. И мать с дочерьми начала выступать на эстраде с музыкальными номерами.
В 15 лет Янина был уже опытной эстрадной артисткой, потому ее и взяли ученицей на Фабрику эксцентрического киноактера. А Янина об этом только и мечтала. Представляла себя русской Мэри Пикфорд. Кстати, сокурсниками Жеймо были будущие знаменитости советского кино: Сергей Герасимов и Тамара Макарова.
Уже в 16 лет Янина дебютировала в кино.
Правда, это было кино немое. И принесло немало разочарований юной актрисе. Например, когда она увидела на экране себя в киноленте Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Мишки против Юденича», то пришла в ужас. И решила навсегда порвать с кино. И бросила учёбу... Но Козинцев почти силой вернул её обратно
А первую всесоюзную известность Янине принесла роль в фильме 1936 года «Подруги», где её партнёрами были актрисы Зоя Фёдорова и Ирина Зарубина. В этой кинокартине Янина исполнила роль Аси-«пуговицы», главной героини фильма.
После выхода фильма «Подруги» актрису стали так и называть: «Пуговица». Пришла популярность. Янину узнавали на улицах, поклонники требовали автограф, приходили к ней домой с цветами и подарками а режиссёры приглашали сниматься. И все равно актриса очень часто огорчалась. Несмотря на то, что она была достаточно востребована в кино (до своей знаменитой Золушки сыграла около 30 ролей), режиссеры сделали ее заложницей амплуа травести. Из-за ее внешности, конечно: очень милое детское лицо, рост 148 см, размер обуви 31, а одежды – 34. Называли ее многие «Дюймовочкой». И играть ей приходилось подростков.
В 1947 году настал звездный час Янины Жеймо.
Спустя годы Янина Болеславовна признавалась, сколько удовольствия ей доставило участие в съемках знаменитой «Золушки». Ведь на этот фильм были брошены лучшие творческие силы. Сценарий писал выдающийся драматург Евгений Шварц, над костюмами и декорациями работали лучшие художники, был подобран блистательный актерский состав: Фаина Раневская, Эраст Гарин, Василий Меркурьев, Алексей Консовский, Варвара Мясникова, Сергей Филиппов и др.
А ведь первоначально на роль Золушки пробовали других актрис. Но все не подходили. А вот Янину Жеймо утвердили практически без проб. Она гармонично вписалась в образ: несмотря на свои 37 лет, выглядела милой и наивной юной девушкой, превосходно танцующей, хрупкой и воздушной. И еще мне кажется, значение имело одно обстоятельство. Был в Янине Жеймо некий внутренний свет, который и определял образ главной героини – ее абсолютно лучезарную, беспредельно бескорыстную доброту, бесхитростную открытость миру, искреннюю устремленность навстречу чуду. Согласитесь, показать все это способна не каждая даже талантливая актриса.
Но все было не так просто. В процессе съемок вокруг Жеймо не утихали интриги и злопыхательства: то костюмы ее героини оказывались вдруг испачканы и истерзаны, то вдруг в открытую актрисе говорили, что готовится ей внезапная замена…
Однако съемки подошли к концу. Фильм вышел на экраны. И слава, которая обрушилась на Янину Жеймо, была оглушительной. «Золушка» стала лидером проката, её посмотрело 17 миллионов зрителей страны. Имел успех фильм и за рубежом.
Но триумф был недолгим. Дело в том, что Янина Жеймо не входила в число любимых актрис Сталина. Скорее всего, именно поэтому она не получила звания даже Заслуженной артистки. Говорили, что Сталин лично неоднократно вычеркивал ее из списков. Видимо, вождю народов не нравился типаж Жеймо. То ли дело эффектные, статные, яркие артистки вроде Любови Орловой...
Кстати, сама Янина довольно легкомысленно относилась к тому, что у нее нет никаких наград и званий. Говорила, что это сущая мелочь по сравнению с всенародной любовью за сыгранный на экране несравненный образ Золушки.
Громом среди ясного неба для Янины стала статья в газете «Правде» 1948 года. В ней говорилось следующее: «Сказка «Золушка» – слабый и вредный фильм. Выпуск её на экраны явился большой идеологической ошибкой».
Мнение, заявленное в главной газете страны, не прошло даром для карьеры Жеймо. Актрису почти перестали снимать в кино. Последняя ее работа – роль в кинокомедии 1949 г. «Два друга».
Янина переезжает с семьей в Москву, однако и там работы совсем немного. В Театре киноактёра, куда ее принимают, ролей для нее практически нет. Но упорная Янина не сдаётся и начинает искать новое занятие и средства к существованию. И находит. В начале 50-х она активно занимается дубляжом зарубежных фильмов, которые появляются на советских экранах. Трогательная деталь. В студии коллеги ставят ей скамеечку, чтобы миниатюрная Янина дотянулась до микрофона. И скамеечку эту любовно называют «жеймовочка»…
А теперь несколько слов о личной жизни актрисы. Ее тоже простой не назовешь.
Янина Жеймо была замужем три раза.
Первый муж актрисы – ее коллега, Андрей Костричкин. В этом браке у Янины родилась дочь, тоже Янина. Вместе супруги прожили недолго – муж оказался заядлым картежником, и их брак распался.
Во второй раз Янина вышла замуж за кинорежиссера Иосифа Хейфица.
У них родился сын Юлий. Второго мужа актриса считала долгое время своей настоящей любовью.
Почти принцем из волшебной сказки. Но жизнь внесла коррективы в эти романтические представления. Супругов разлучила война. Так случилось, что Иосиф Хейфиц оказался в эвакуации, в Алма-Ате. Янина вынуждена была остаться в Ленинграде, где в условиях блокады выступала с концертной бригадой «Ленфильма» в госпиталях, а по ночам гасила зажигательные бомбы на крышах. А когда удалось вырваться к мужу и детям, то попала под бомбежку и только чудом уцелела. Хейфицу сообщили, что его жена погибла. Вскоре у него появилась другая женщина…
Янина так и не смогла простить предательства мужу. Долгое время она была в тяжелой депрессии, даже теряла память и не узнавала знакомых. Были у нее попытки самоубийства… Спасли дети. И еще…Золушка. Ведь именно в тот тяжелый жизненный период и поступило предложение сниматься в знаменитом фильме.
Третий брак Янины был самый долгий и счастливый.
Ее старый знакомый, режиссер Леон Жанно, долго выводил актрису из тягостного состояния, связанного с разочарованием в Иосифе Хейфице. Утешал, был всегда рядом.
В начале 1957 года Леону Жанно представилась возможность вернуться на родину, в Польшу. Вскоре семья переехала в другую страну. Вначале все было благополучно. Янина выучила язык (язык ее предков, ведь ее отец – поляк). Ее даже стали приглашать на съемки. Однако что-то перегорело в душе актрисы: желания заново строить карьеру на новом месте так и не возникло. В течение практически 30 лет Янина сидела без работы. Была домохозяйкой. Очень тосковала по родине. Жаловалась дочери, что в Польше своей так и не стала.
До последнего вздоха в 1987 году Янина оставалась гражданкой СССР, не меняя паспорта. Поэтому, когда Янина Жеймо скончалась от инфаркта, ее дочь сделала всё, чтобы похоронить мать в России. Так и нашла свой последний приют Золушка в Москве, на Востряковском кладбище.
Четыре поколения женщин в роду Жеймо – Янины: дочь актрисы, ее внучка, и правнучка названы в честь знаменитой артистки.
Вообще, дети и внуки Янины Жеймо – люди творческих профессий.
Дочь и внучка занимались переводами русскоязычных версий дублированных фильмов.
Правнучка – музыкант, правнуки – актеры. А сын – кинооператор.
Пишите свои мнения в комментариях.
Спасибо, что дочитали!
Ваша любопытная Варвара