Анна Билецкая – единственная в Сибири женщина-кузнец. Она живет на Алтае в маленьком городе Белокуриха.
В 2008 году из Астрахани в Белокуриху переехала вся большая семья: Анна с родителями, братьями, сестрой и двумя бабушками. Жизнь пришлось начинать с нуля: Анна и полы в подъездах мыла, и лук в теплицах чистила, и аниматором работала, и экскурсии проводила. Искала себя долго, и нашла – в кузнечном деле!
Случайно оказавшись в мастерской, загорелась этой работой и начала учиться по вечерам. Ковать начала в 2012, когда ей было 29 лет. Говорит, что послушала свое сердце, и не пожалела, хотя первое время было непросто. Найдя себя в этой профессии, Анна захотела создать пространство для хранения работ и атрибутов кузнечного ремесла. Так появился «Музей истории, быта и кузнечного ремесла», который с огромным интересом посещают туристы.
Дочь Анны, Людмила, пошла по стопам мамы. Юную мастерицу из Сибири показали в передаче «Лучше всех», где девочка рассказала о своем необычном увлечении.
В 2020 году Анна Билецкая стала героиней книги "100 подвигов обычных людей". В интервью команде "Подвигов" Анна рассказала, как стала мастером художественной ковки, почему верит в женскую силу и как воспитывает дочь.
Текст этого интервью мы можете прочитать:
- Анна, расскажите, пожалуйста, немного о своем городе. Вы живете в Белокурихе, это в Сибири. Расскажите, пожалуйста, об этом месте побольше.
- Ну, это чудесный город-курорт Белокуриха, это маленькая Швейцария. У нас здесь есть гора Церковка. Это небольшой городок, где-то численностью населения 14-15 тысяч. Он работает, принимает гостей круглый год. У нас здесь есть и снежные трассы, и терренкуры, и чудесный лес. Много санаториев.
- Анна, я знаю, что это не ваш родной город, вы переехали туда из Астрахани. Расскажите, пожалуйста, почему решили сменить место жительства?
- Мы всей семьей переехали. Получается, у меня на тот момент был тяжелый период, я потеряла любимого человека. У меня была страшная депрессия, и родители подарили путевку на день рождения 30 декабря. И я полетела в Сибирь, в Белокуриху развеяться. И влюбилась с первого раза, с первого взгляда в этот город. Но потом родители поехали. Н у а в дальнейшем так получилось, так сложилось, что мы все продали и переехали в это чудесное место. Славится Алтай именно таинством, каким-то волшебством этническим, легендами. Ну, вот как-то все потом сложилось.
- Расскажите, пожалуйста, о том, как вы шли к профессии кузнеца.
- Мне кажется, у каждого из нас свой трудный, нелегкий путь. Получалось, мне всегда приходилось (всегда говорю, рассказываю), приходилось и мыть подъезды, и чистить лук в теплице, работать аниматором, экскурсоводом. Участвовала даже в конкурсе «Мисс Белокуриха», получила звание «Мисс женственность». В спортивных каких-то мероприятиях участвовала, писала эссе. Вообще, когда я приехала, в первую очередь записалась в библиотеку и участвовала там, первый конкурс был посвященный шукшинским чтениям, Василию Макаровичу Шукшину. Пробовала себя в гончарном ремесле и хотела уже покупать гончарный круг и заниматься этим профессионально. Но на тот момент я пела в ансамбле «Здравица», и меня отправляют за ухватом как самую молодую участницу коллектива. Пришла в кузницу, увидела просто наковальню и решила попробовать. На тот момент я работала секретарем-референтом у Александра Александровича Венгарда , это замечательный у на такой человек, и говорю: «Сан Саныч, я ухожу в кузнецы, и все, в мужскую компанию, в мужской коллектив».
- Не пожалели потом, что так резко сменили путь?
- Нет, абсолютно. Я ни с кем не посоветовалась, а именно послушала и услышала свое сердце. А сердце захотело ковать, рисовать эскизы и пробовать себя в этой профессии.
- Вы очень творческий человек, то есть вы и сочиняете стихи, и пишете эссе, и говорите о том, что в коллективе музыкальном выступали. Себя в творчестве получается проявлять в кузнечном деле? Это творческая работа?
- Конечно, да. Здесь все равно мне пригодилось художественное видение... Действительно, например, идешь, валяется кусок металла, смотришь, раз – какой-то образ проявляется: может быть, птичка или какой-то женский образ. Да, без этого тяжело, конечно, никуда.
- Но сложно ли было начинать это все? Потому что, я так понимаю, учиться этому и вообще создавать что-то с нуля – это очень сложно в физическом плане, то есть очень много энергии нужно затратить, чтобы что-то получилось. Вообще, как создается произведение искусства?
- Вообще, начну с того, что это тяжелая профессия. Я когда пришла в кузнецы, у меня просто горели глаза, я бралась за металл и оттачивала каждый удар, оттачивала. Началось все со скоб, я становилась и работала кувалдой. Где-то, по-моему, 50 скоб сделала, потом 100 и потихоньку-потихоньку, потому что в первый раз с непривычки тяжело брать кувалду, там она где-то 2-3 килограмма. Потом привыкаешь одновременно держать клещами и работать кувалдой. И потихоньку раскрывалось видение металла, то есть первый был подсвечник, потом какие-то еще изделия пошли. Ну, на каждое изделие, вот именно сейчас, уходит свое время: может быть, один день, может, месяца, все по-разному.
- А отчего это зависит?
- От сложности композиции. Например, опять же, если мы возьмем розу, на ее изготовление уходит день: надо сначала подготовить парковать, потом идет сборка с помощью сварки и потом уже оформление и покраска. Вот, на один цветок день уходит времени.
- А какие еще вы делаете предметы из металла?
- Когда я пришла в кузницу, я бралась за все, то есть, приходилось даже какие-то, я помню для грузовика элементы проковывать, потому что надо было зарабатывать, надо было кормить и семью, ну и в наше время без денег никак, то есть, все решают деньги, как бы это ни звучало. А сейчас перешла на то, что по душе, то есть, это у меня, в основном, женские образы, это скульптуры. Ну, и что люди любят – это различные вешалки, ключницы, интерьерные, экстерьерные работы, скульптурки… Больше сейчас вот это, конечно.
- Расскажите о заказах: откуда вы вообще их получаете, и как клиенты вас находят? Тяжело ли было сначала зарабатывать?
- Да, я ходила, грубо говоря, по домам. И подготовила о себе информацию: я такая-то-такая, занимаюсь кузнечным делом, художественная ковка, и разносила, раздавала эти объявления. Знакомилась с людьми, поездила по другим городам. Благодаря кузнечному делу, встретила любимого человека, потом вместе это все стали делать, то есть везде по-разному. Сейчас это, наверное, как сарафанное радио: люди приезжают, знакомятся и передают эту информацию другим. Все-таки, наверное, так получается. И много гостей, людей приезжают на мастер-классы, просто в гости, познакомиться, как-то вот так.
- Мы знаем, что вы не просто создаете произведения искусства в кузнице, но сами основали музей кузнечного дела. Расскажите, пожалуйста, об этом музее.
- Музей называется «Музей истории быта кузнечного ремесла». В предыдущие года, когда я путешествовала по городам, участвовала в ярмарках, зародилась такая идея, чтобы организовать в своем городе такую площадку, куда могли бы приезжать гости, знакомиться с атрибутами кузнечного ремесла, чтобы это было на постоянной основе, где бы я могла рассказывать о себе, о своей деятельности, о своей семье и где люди могли бы окунуться в это ремесло. И вот пришла такая идея организовать музей истории быта кузнечного ремесла, потому что интересна история, история возникновения кузнечного дела, наша история. В этом музее собраны локации, посвященные ковке, предметы быта, мои работы, есть подарки от кузнецов со всей России и уже есть из зарубежных стран подарки от кузнецов. Но потихонечку коллекция собирается и рассказываю людям об этом. Они здесь могут также попить чаек обязательно, травяной чай с медом, с плюшками. Такая вот создается уютная атмосфера, это, вот, по отзывам гостей, это я говорю.
- Расскажите, пожалуйста, о супруге. Он, насколько я знаю, тоже имеет отношение к кузнечному делу, он оружейник.
- Он у меня и оружейник, и кузнец художественной ковки. В 2013 году я была организатором кузнечного фестиваля в нашем городе, и на тот момент он искал организатора через интернет, хотел поучаствовать в этом фестивале. Как он говорит: зашел в интернет, увидел меня, влюбился, потом приехал на фестиваль в качестве участника и спустя какое-то время сделал предложение. Он сам из Заринска, это Алтайский край. А так, он обучался кузнечному делу в Липецке. Он умеет у меня и клинки ковать, и мастер по художественной ковке.
- Скажите, пожалуйста, а вы тогда какой мастер? Тоже по художественной ковке или как-то по-другому это называется?
- Я кузнец художественной ковки, до мастера мне еще расти и расти, то есть, наверное, как и в каждой профессии, этому обучаться нужно всю жизнь, чтобы достичь профессионализма. Кузнец художественной ковки.
- Тогда, получается, что в любой момент вы можете обратиться к супругу...
- Обязательно.
- Или здесь нет такого, чтобы подсказки какие-то работали, нужно самому достичь определенного умения, навыка?
- Я считаю, что мой супруг Евгений - это моя опора, это мой столп, основа всего, потому что я его очень люблю и в тяжелые какие-то, трудные моменты я могу положиться на него, обратиться за помощью, за поддержкой, за советом. То есть, это мое все, могу так сказать.
- Вы немного уже рассказали о фестивале, инициатором которого вы были. Как вообще пришла идея собрать мастеров на фестивале?
- Получилось спонтанно. Я получила грант на развитие вообще своего дела, хотела открывать кузницу тогда. Но потом как-то у нас был какой-то общий чат, где собираются кузнецы. И как-то я предложила: а почему бы не собраться кузнецам просто посидеть, поковать, пообщаться, поделиться общими идеями, мыслями? А потом кто-то сказал: «Анна, организовывай фестиваль». И вот потом пошло-поехало, знаете, как ком, начало набирать силу, обороты, и все это вылилось в организацию, в первый всероссийский кузнечный фестиваль в городе Белокуриха. Такое вот.
- Здорово. А будет второй фестиваль? Есть планы?
- В планах у меня организовать первый международный женский кузнечный фестиваль. Такого еще не было нигде, и если все-таки найдутся силы, возможности, средства (самое основное, наверное, средства), тогда бы я с радостью пригласила, чтобы девчонки показали, проявили себя на то, что мы можем, а можем мы о-го-го.
- Расскажите подробнее: что могут девчонки не только в России, но и в других странах?
- Я наблюдала, как работают девушки, женщины. На мой взгляд, мы более такие, может быть даже, упертые, более трудолюбивые, наверное. И у нас порой такие работы получаются интересные, хотя у мужчин тоже. Все равно, мне кажется, за женщиной-кузнецом наблюдать интереснее, это как воссоединение женственности, воздушности и металла, этой твердой стихии, этой силы. Это красиво, в первую очередь, красиво и интересно.
- Вам не мешает, когда за работой наблюдают люди? Я так поняла, что как раз туристы могу приехать и наблюдать за вашей работой. Не смущает?
- Нет, я привыкла. Поначалу смущало, особенно когда на фестивалях работаешь, когда вокруг тебя толпы и хочется быть на высоте. Сейчас нет уже, все хорошо, сейчас уже нет ничего. Мне нравится делиться этими моментами и наблюдать, когда люди с яркими глазами выходят из кузницы, со слезами даже. Это очень важно.
- А что вообще, какое впечатление производит ваша работа, ваша профессия, что говорят вам?
- Ну, в основном, восторг! Восторгаются, обнимают, говорят: «красиво», «изящно», отзывы разные получаются. Но в основном восхищаются, действительно, люди.
- Вы сказали, что кроме вас в Алтайском крае еще есть мужчины-кузнецы. И такой вопрос меня сразу начал волновать: чувствуют ли они конкуренцию?
- Я не знаю, чувствуют ли мужчины конкуренцию. Я считаю, что нет такого (для меня, по крайней мере) слова «конкуренция». У каждого из нас своя жизненная история, и каждый проявляет себя в жизни по-своему.
- Мы знаем, что вы участвовали в международном форуме женщин-мастеров в Барселоне в 2018 году. Расскажите об этом международном событии.
- Там проходил международный форум женщин-предпринимательниц, и я презентовала там свое кузнечное дело, рассказала о себе, о своей деятельности, то есть поделилась своей историей и послушала истории других участниц этого проекта. Очень понравилось, было много заинтересованных людей, было предложений много, но пока это осталось «на разговоре».
- Но это ведь были не только женщины-кузнецы, как вы, это были и другие?
- Я одна была.
- А другие участницы что показывали?
- А другие участницы были разных профессий: это были как бизнесвумен, были у кого какие-то салоны, ветеринары, у кого были салоны цветов… То есть каждая женщина представляла свою профессию индивидуально. Я была одна с кузнечным делом.
- Вы там удивили всех, мне кажется, невероятно.
- Да (смеется). Я это умею делать.
- Скажите, пожалуйста, с какого года вы начали заниматься этим делом?
- С 2012 года.
- Мы нашли выпуск, по-моему, 2017 года, Максима Галкина, программа «Лучше всех», где участницей стала Люда.
- Да. Вот она уже здесь, она уже подросла. Давайте поговорим еще с Людой, которая растет в такой замечательной творческой семье и сама уже тоже немалых успехов добилась. Люда, расскажи, что ты умеешь.
- Я учусь ковать, я делаю изделия из полимерной глины, рисую в свободное время, занимаюсь витражом.
- То есть, такая тоже, очень творческая девочка. А ковать нравится, сложно?
- Ну да, сложно, но очень нравится.
- А что нравится делать? Какие изделия у тебя больше всего получаются? Лучше всего?
- У меня получается делать гвоздики и кулоны такие, мама делает, и иногда я делаю. И подкова, если мама поможет, то получится сделать.
- Люда, даже к Максиму Галкину ты вышла уже с подковой. А когда тебе было восемь лет, ты уже, получается, этим занималась. Ведь в 2017 году тебе было восемь, правильно?
- Да. Я тогда только начинала ковать, вот. Меня мама чему-то обучала. Основные атрибуты – это горн, наковальня и кувалда. Да, наковальня…
- То есть ты уже работаешь с молотом и держишь уже заготовку, то есть полностью уже ты процесс сама делаешь, да?
- Да.
- А как твои друзья к этому относятся? Что подружки говорят?
- У меня подруга есть только одна. Она хорошо к этому относится, она тоже очень творческая: она шьет и валяет.
- Здорово! Расскажи, как в школе дела?
- Сейчас меня перевели на домашнее обучение, чтобы я больше занималась творчеством, чтобы больше времени уходило именно на это.
- Анна, вы видите в Люде зачатки такого вот серьезного отношения, рост в профессии, подходит ей это дело?
- Сейчас она больше все-таки рисует, лепит. Она почему-то переключилась именно на витраж, на лепку. То есть она садится и мельчайше прорабатывает, вылепливает мельчайшие фигуры, рисует. У нее раскрылся талант – аниме, она рисует вот эти вот комиксы. Поэтому я даже не знаю. Мне кажется, сейчас главное ей показать максимально эти профессии, и пускай она сделает выбор. Поэтому мы перевели ее на семейное образование, пусть она лучше будет профессионалом в этом деле, в творчестве, раз оно уже раскрыто, раскрывается, то есть. У нас это в приоритете. Она не будет математиком…
- Это здорово, когда можно определиться, когда можно найти себя и вот этот поиск, его поддерживают и мама, и папа. Это, мне кажется, дорогого стоит. Анна, расскажите, общаетесь ли вы с другими женщинами-кузнецами, знаете ли вы их? Есть ли какое-то сообщество в вашей профессии?
- Общаемся редко, в основном, на фестивалях. А так, получается, все-таки, все люди заняты, у всех свои семьи, свои проблемы и какие-то дела. В основном, конечно, получается больше на фестивалях. Ну, есть еще группа в вотсапе, пересекаемся там, поздравляем с праздниками в группе в вотсап.
- А можете примерно сказать, со сколькими женщинами-кузнецами вы знакомы и про скольких вы знаете?
- Я знаю трех девочек точно. Ну, и за границей тоже участницы есть.
- За границей насколько эта профессия развита? Так же, как и у нас, в диковинку это или все-таки более адаптированы женщины за рубежом?
- Очень развита в Америке эта профессия. У них там действительно есть целые какие-то учебные заведения и ангары, где оборудование на профессиональном уровне. Это почитаемая профессия у них, это я говорю именно про США. В этом году мы должны были лететь на съемки «Между молотом и наковальней» в Америку, там планировался русский сезон. Но из-за ситуации в стране и в мире, из-за ковида пришлось пока это все откладывать поездку. Но мне бы очень хотелось посетить и познакомиться с мастерами этого дела, конечно. И у меня, знаете, еще такая история. Я когда начинала ковать, через фейсбук познакомилась, со мной познакомился (я его так называю) поклонник, именно поклонник моего творчества, поклонник кузнечного дела, Алекс. И он на протяжении всех этих лет наблюдал, мы общались. И он заинтересовался открыть у себя тоже музей и приглашал, чтобы я мастер классы проводила, супруг мастер классы проводил. И вот первую посылочку мы уже отправили с изделиями, и газеты, и вырезки, и дипломы, чтобы он потихонечку уже что-то делал. Потому что там все-таки сложнее открывать, там более все это строго. Ну, по крайней мере, пробуем, узнаем, а дальше как судьба получится, куда выведет.
- Расскажите, пожалуйста, вы продолжаете учиться? Это ведь наверняка профессия, в которой можно многому научиться. Есть ли учителя, которые вам помогают?
- Учителей нет, только книги и знакомства именно с новыми кузнецами, это опять же все на фестивалях. Сейчас я четвертый год занимаюсь площадкой кузнецов на празднике топора и в том году приглашала гостя из Америки, Джона Винера – это один из известнейших кузнецов, Майкл Бад из Ирландии уже второй или третий год приезжает. У них мы учимся, потому что у них своя какая-то техника. Приезжает Александр Сушников, это известный художник, скульптор, кузнец из Питера, у него своя методика ковки. У каждого потихонечку подсматриваешь и вот таким образом и обучаешься, у меня это так происходит.
- Ну хорошо, что есть возможность учиться, потому что если бы, например, не было знакомств вот таких ценных, можно было, наверное, уйти в тупик, потому что без подсказок, без каких-то новых впечатлений и эмоций, когда сидишь и не знаешь, что делать. Так что хорошо, что есть такие знакомства.
- Согласна, спасибо.
- Я хотела еще спросить. Вы сказали, что в Белокурихе 14-15 тысяч населения. И вот во время коронавируса, когда все сидели по домам и боялись этой злой пандемии, многие, наверное, задумались о том, чтобы обустроить собственное жилье, кто-то делал ремонт. Вот на заказах это как-то сказалось или нет? Или наоборот стало их меньше?
- Наверное, в этот период, как и все, мы сидели дома и ковали для себя, то есть сувенирку на сезон, но заказов не прибавилось. И потом, когда открыли границы, сняли режим самоизоляции, люди поехали и уже пошли заказы, и покупки, и заказы, и мастер-классы. Но на тот момент это конечно было тяжело, то есть у нас город «вымер». Мы когда ходили – просто пустота. Такого ни разу не было в нашем городе. Заказов, к сожалению, не прибавилось.
- У вас же туристический город. Туристы, которые тоже приезжали и все вот это поддерживали. Оказалось сложно в период коронавируса. Дай бог, чтобы не было второй волны, чтобы не было больше такого подвешенного состояния, конечно... Анна, наверняка даже в профессии, где вы себя нашли и где ваше призвание, бывают сложные моменты. Какие, может быть, люди или какие ситуации вас вдохновляют, что вас поддерживает?
- Поддерживают, наверное, все-таки, действительно люди, как я уже повторюсь. Люди, которые приходят и говорят: «Ой, а мы слышали о вас», «Мы так хотели к вам попасть». Сегодня целый день гости ехали с Новосибирска, и Анна, например, женщина, с супругом ковала подкову, она разрыдалась. Вчера тоже гость был, мужчина. Я всегда в конце говорю пожелания, то есть я жму руку и говорю пожелания, напутствия. Я говорю это искренне, с любовью, я хочу, чтобы это было у людей сбылись мои пожелания.
И когда они выходят действительно счастливые, одухотворенные, воодушевленные, ради этого мне порой хочется что-то делать дальше, стремиться к чему-то. Бывает, конечно, и такое слово, депрессии, бывают состояния уныния, стараешься, конечно, это все убирать. У меня еще приезжают ребятишки с инвалидностью, вот на это действительно стоит посмотреть. Когда родители помогают им встать в колясках, чтобы они сами сделали удар. Это, конечно, до слез, но зато дети счастливые, довольные. У меня общество слепых было, я каждого подводила к наковальне, и они ковали. Приезжало около сорока человек, и я каждому уделяла время, чтобы он почувствовал, потрогал. Ради таких моментов и хочется двигаться дальше, чтобы люди узнавали, даже люди с такими жизненными ситуациями, чтобы они тоже могли почувствовать и поковать наравне с нами.
- Это очень важно, конечно, для людей с ограниченными возможностями почувствовать что-то новое, чему-то научиться, что-то попробовать, да и просто даже приехать к вам, увидеть, как работает женщина-кузнец, это, мне кажется, огромная возможность для людей с ограничением возможностей. Спасибо вам, что вы помогаете. И мне кажется, что особенно у детей… к вам приезжают дети с ДЦП или именно инвалиды с ограниченными возможностями на колясках? Кто именно к вам приезжает?
- Это ребятишки с Барнаула. Это ребятишки, дети, подростки, там разные возрастные категории.
- Мне кажется, что они гораздо острее чувствуют прикосновения, возможно, если позволяет состояние здоровья. Потому что у таких людей мало впечатлений, мне кажется, и такое знакомство с вами, с открытым человеком и с таким делом дает, мне кажется, очень много положительных эмоций. Так что, это здорово, что такие встречи происходят у вас.
- Спасибо.
- Насколько я знаю, у вас были планы не просто открыть музей, рассказывать о кузнечном деле, но и открыть целую деревню мастеров, чтобы разные творческие люди рассказывали о своих профессиях. Об этом направлении немного расскажите.
- Получается, у нас открылся туристический субкластер, он называется «Белокуриха 2». И там мы взяли 27 соток для строительства проекта, он будет называться «Цитадель мастеров Алтая», где будут трудиться мастера со всей России, и хочется, конечно, приглашать мастеров из-за рубежа. Это будет такие домики деревянные, галерея, мастерские, будет такая площадка (в лесу она будет располагаться), чтобы люди могли и уединиться, и познакомиться с мастерами, что-то освоить и провести замечательно, интересно время. Главное, для себя какой-то новый навык получить.
- Как вы видите развитие проекта? Есть ли желающие, есть ли отклик от мастеров от самих? Насколько он востребован?
- Сейчас идет такая тенденция, что интересно именно то, что сделано руками, ручной труд, он потихонечку набирает обороты. У меня больше количество мастеров, которым интересно, которые заинтересованы и готовы принять участие. У нас была гостья из Японии, на Новый год приезжала, она делает авторские сумочки, она заинтересовалась дальнейшим сотрудничеством. Ей очень понравилось в Белокурихе, в Сибири, она впервые в России была. Гостья из Дубая у нас была, Валентина, она художница, и предложила сотрудничество, чтобы привозить арабов и европейцев в Сибирь, потому что это изюминка для них, что-то неизвестное, неизведанное. Но это опять же было все до ковида, как дальше будет, никто не знает, но хотелось бы, чтобы получилось.
- Мы тоже желаем, чтобы все эти планы реализовывались, чтобы появлялись какие-то новые идеи, тем более, растет у вас мастер уже рядом с вами. Мы желаем и вам, и Люде успехов!