Найти тему

5 шагов для построения личных границ

Друзья, вот и наступил 2023 год. Хочу поздравить всех с Новым годом и пожелать удачи, счастья, здоровья, благополучия и чтобы обязательно сбылись самые сокровенные мечты!

В прошлый раз речь шла о границах и о том, что границы- это, по сути, отражение мировоззрения человека, его взглядов и ценностей. И изменив свое мировоззрение, также как и свои ценности, можно изменить и собственные границы. Именно о подобных изменениях идет речь, когда говорят о внутренней работе над собой.

Проблема, однако, в том, что мы не всегда осознаем свое мировоззрение и свои ценности. Человеку может казаться, к примеру, "что ему просто что-то не нравится". Скажем, многим не нравится открытое выражение чувств на людях. Наблюдая подобные сцены в общественных местах, такой человек негодует, осуждает, критикует и считает такое поведение недостойным и аморальным. Это, конечно, далеко не всегда так. Просто так устроен человек, что когда он видит то, что считает неправильным или недопустимым, у него автоматически находятся и аргументы, и причины для критики. Более того, такой человек начинает вдруг рассуждать категориями морали, хотя, казалось бы, еще 5 минут назад вопросы морали его совершенно не интересовала.

Мы разобрали наглядный пример того, как проявляется мировоззрение человека. Нередко основу мировоззрения составляют различные установки, усвоенные от родителей. И пока человек не способен их осознать - ни о каких прочных и здоровых границах говорить не приходится. Но что делать, если у человека не сформировалось мировоззрение или же оно основывается исключительно на психологии потребления? Часто мировоззрение состоит лишь из установки " быть как все или не быть хуже других". В этом случае можно говорить о том, что мировоззрение у человека отсутствует. И строить границы в этом случае придется с нуля, по сути, на пустом месте. Давайте рассмотрим, как можно это сделать самостоятельно. Способ, который приводится ниже, очень эффективный и, вместе с тем, простой.

Этап 1. Взять лист бумаги, разделить его на две графы. В первой графе нужно четко и понятно написать, что с нами НЕЛЬЗЯ. Во второй же графе нужно написать все то, что с нами МОЖНО. Например, есть учителя, которые совершенно не приемлют открытое общение со своими учениками. Дистанция между учителем и учеником длинная, а общение - строго регламентированное. Есть люди, которые вообще не любят давать и просить в долг. А есть учителя другого плана, которые общаются с учениками, как со своими детьми. И, конечно, есть люди, готовые помочь близким по первому зову. Все эти описанные ситуации - наглядные примеры границ. Когда человек записывает все это на бумаге, он получает возможность увидеть себя со стороны, задуматься и ОСОЗНАТЬ свои границы.

Этап 2. Объяснить (аргументировать) все пункты из первой и второй граф - почему одни вещи с нами делать можно, а другие - нет. Этот этап приводит к еще большей осознанности. Очень часто, проделывая такую работу, человек впервые понимает и узнает себя настоящего. Бывает и так, что человеку трудно объяснить, почему "можно" и почему "нельзя" даже через неделю раздумий. Думаю, очевидно, что это говорит не только о незнании своих понятий и ценностей, но и о крайне низком уровне осознания себя.

Этап 3. На третьем этапе человеку нужно ответить на вопрос - как он будет действовать (противодействовать) нежелательному поведению? Проще говоря, как он будет отстаивать свои границы, если кто-то все же сделает нечто из графы "нельзя". Надо сказать, что этот этап очень важный, а может быть даже самый важный. Потому что о реальных границах можно говорить только в том случае, если у человека есть способы (меры) противодействия нежелательному поведению.

4. На четвертом этапе необходимо обнаружить решимость действовать (или отсутствие решимости) для отстаивания своих границ. Например, многим женщинам не нравится отношение мужа, его поведение и его комментарии. Но вот обнаружить решимость действовать они не могут. Причины могут быть самыми разными - страх, нежелание ссориться, обострять отношения и рисковать разрывом. Бывает и так, когда отсутствие решимости у женщины объясняется тем, что она не считает себя вправе действовать /противодействовать. Или же, проще говоря, женщина не считает, что у нее есть право на отстаивание своих границ.

5. Очень важно свои реакции по защите собственных границ довести до "автопилота". То есть не заставлять себя каждый раз давать отпор, а делать это спокойно, уверенно и с осознанием своего права на защиту собственных интересов. На этом этапе очень важен следующий момент. Есть люди, которые ежедневно повторяют по 5-10 раз одно и то же - что именно им не нравится, что им неприятно, чего они не хотят и чего не сделают ни при каких обстоятельствах. Причем говорят это ровным тоном, не меняя интонации и тембра голоса. Разумеется, сдерживая при этом все свои эмоции. Это не действует именно по причине монотонного и одинакового голоса. Нельзя в пятый раз говорить одно и тоже, как в первый раз. Важно демонстрировать свою решимость "по восходящей", не переходя, конечно, при этом на оскорбления, крик и агрессивное поведение. Но градус нужно повышать в любом случае - градус решимости. Помогают в таких случаях наводящие и проясняющие вопросы: "Ты меня слышишь?" , "Ты понял, что я сказал/сказала?", "Я тебя уже просил /просила об этом!". Конечно, этому нужно учиться. И это трудно дается тем, кто совсем не чувствует свои границы.

А как защищаете свои границы вы? Может быть, у вас есть свои способы успешного отстаивания собственных границ? С удовольствием прочитаю о том, какие именно способы работают у вас.

#эмоциональныйинтеллект #саморазвитие #личныеграницы #психологияуспеха", #самопознание".