Найти тему
sputnik.by

Короли и Кролики: репортаж из самой "пушистой" белорусской деревни

Оглавление
  © Sputnik / Виктор Толочко
© Sputnik / Виктор Толочко

В преддверии 2023 года, который по восточному календарю пройдет под знаком Черного Водяного Кролика, Sputnik отправился в самую, на первый взгляд, "пушистую" деревушку, но выяснилось – ушастые никакого отношения к Кроликам не имеют, а вот царские особы замечены были.

На карте Беларуси много деревень с "животными" названиями – Лисы, Волки, Зайцы, Медведки, Ежи, Бобр – и в преддверии года Черного Водяного Кролика Sputnik решил отправиться в, казалось бы, одноименное поселение. Однако некогда шумная и многолюдная, а сегодня тихая деревушка в восемь человек наотрез "отказалась" от родства с ушастыми, гордо напомнив, что в Беларуси кроликов всегда называли трусАми, от слова трястись/трусить.

И единственный из прописанных в деревне мужчин Иван Августинович, и старожилы Регина Вацлавовна и Праскева Степановна охотно взялись рассуждать о том, откуда взялись их Кролики, а заодно и поведали корреспондентам агентства о своем житье-бытье.

В деревушке, расположенной вблизи литовской границы на северо-западе Беларуси, оно нехитрое, наполненное воспоминаниями и привычной работой. Кстати, большинство из селян в Кроликах носят фамилию Лещик.

"Мужиков нет"...

Первым, с кем нам удалось познакомиться в деревне, оказался Иван Костюк с удивительно красивым и музыкальным отечеством Августинович, – именно его аккуратный дом встречает гостей на въезде. Мужчина расчищал снег у гаража и с удовольствием включился в беседу: железнодорожники – народ общительный и телекамер не боятся, даже если уже давно на пенсии.

Недавно он отметил свой семидесятилетний юбилей и с гордостью вспоминает о своей работе.

"После армии устроился на железную дорогу, потом поступил в Ленинградской техникум железнодорожного транспорта и всю жизнь проработал на железной дороге. Случилось, что получил травму глаза – дали инвалидность, вот тогда и переехал в Кролики", – рассказывает старожил.

Жена умерла, а взрослые дети разъехались – в деревне Иван остался со своей родной сестрой. А всего здесь еще несколько человек. Конечно, все друг друга знают, но захаживают редко – "разные интересы".

"Практически не ходим друг к другу. Мужиков нет – женщины все: одной 90 лет, второй 80, и остальным столько же", – пояснил Августинович.

Но жизнью в Кроликах доволен.

"Магазин рядом, автолавка ходит два раза в неделю... Может, городским и плохо было бы, они по-другому привыкшие жить, а нам - хорошо. И летом у меня – рыбалка", – добавил собеседник.

То ли польский генерал, то ли польский король

У Ивана есть своя версия того, откуда пошло название их деревни: обосновался здесь когда-то или польской генерал, или король, вот и пошло название "круль-круль", которое со временем перешло в Кролики.

"Смеются ли с названия нашей деревни? Не замечал особо – кто виду не покажет, а кто переспросит. Кролики и Кролики, кому какое дело", – улыбается Иван Августинович.

Гид по Кроликам

Пока мы разговаривали с Иваном, подоспела председатель Новоселковского сельского совета Светлана Валентиновна Мелец, которая согласилась побыть нашим гидом по местным достопримечательностям.

"На территории нашего сельсовета 47 населенных пунктов. Это достаточно много. В основном маленькие деревушки – такие, как Кролики. Здесь прописано всего лишь шесть человек, но проживает 8 – еще два дачника, живут здесь постоянно", – рассказала она.

Деревня Кролики, отметила Светлана Валентиновна, известна еще с 1783 года. На польских картах 30-х годов прошлого века она обозначена как Kroliki, и это дает основания полагать, что название связано с польским словом "Karol" – кАроль, с ударением на первый слог.

"Откуда пошло название – говорят, что король тут был проездом. А то, что кроликов здесь разводили, информации не имеем. Хотя у Лещик Регины Вацлавовны много кроликов – внучка разводит. Ну, хотя бы в XXI веке оправдываем название", – смеется она.

Позднее в Поставском краеведческом музее, куда Sputnik заглянул в надежде отыскать какие-либо документы о Кроликах, его сотрудник Дмитрий также озвучил "королевскую" версию названия поселения. Подтверждающих документов, к сожалению, не сохранилось.

Не заброшена и не забыта

Председатель сельсовета обратила внимание на то, что деревня Кролики небольшая, но довольно растянутая – примерно километр. Дома поразбросаны и все старые. "Уже некоторые пустующие, в которых никто не живет более трех лет, разбирают потихоньку", – добавила собеседник.

Однако подчеркнула, что хоть в деревне и осталось жителей раз-два и обчелся, но она не заброшена и не забыта.

"Магазинов здесь нет, но приходит автолавка, обеспечивает необходимыми продуктами. Рядом центральная усадьба сельсовета – там магазинов много и можно купить все. Людям пожилого возраста помогают сотрудники социальной службы - воды принести, с дровами, обед приготовить. Все нормально", – уверяет Светлана Валентиновна.

"Только лес остается"…

Регина Вацлавовна Лещик родилась в 1933 году, всю жизнь прожила в Кроликах. На ее детство пришлись страшные военные годы, потом молоденькой девушкой вышла замуж за парня с соседнего хутора, вырастила дочь. Сейчас живет одна, но внучка Наталья всегда рядом.

Маленькая, худенькая, аккуратная в свои девяносто, Регина Вацлавовна встретила нас в красивом платке и ярком платье - знала, что приедут журналисты из Минска и будут "снимать для телевизора".

Сразу почему-то вспомнила про мужа: "Умер давно, молодым еще, уже лет 30 живу одна".

"А что еще вспоминать - работала всю жизнь, как конь", – говорит она и опять долго молчит.

"В мою молодость деревня была большая, семьи были большими. Всего в деревне было 56 домов, хутора были", – возвращается она к разговору. И опять через паузу добавляет: "Гибнут деревни, только лес остается".

Кот Пончик, трусы и все-все-все

У Регины Вацлавовны есть любимец - роскошный рыжий кот. "Это мой друг – кот Пончик", – смеется женщина.

На вопрос о названии деревни, старожил также отметила, что белорусы всегда называли кроликов трусами, и с ними оно не связано.

"И теперь держим трусов", – добавляет Регина Вацлавовна и просит внучку Наталью показать нам живность.

А там и гуси, и кролики, и козы с козлами, и, кончено, самый шумный на подворье пес Бублик.

Золотулька Димочка и разумничка Василиска

Про дом на краю деревни председатель сельсовета предупредила - там непростая хозяйка, с характером, может и не пустить. Но мы, тем не менее, постучали. Нас встретила невысокая, в рабочей одежде немолодая женщина, и то ли потому, что мы ей сразу приглянулись или зашли в момент каких-то особых воспоминаний, она смутилась и расплакалась.

Как оказалось, ее фамилия тоже Лещик, а зовут Праскева Степановна.

"Я с Украины, родилась в Киевской области, в Чернобыльском районе. Приехали мы сюда в 1967 году, построились, дочка родилась...", – говорит она, поправляя слуховой аппарат.

Праскева Степановна хоть и прожила основную часть жизни в Кроликах, но украинский говор сохранился. Рассказала нам про дорогого внучка, золотульку Димочку, про разумничку-правнучку Василиску.

"А что дети-внуки – у них своя жизнь... Старалась всю дорогу, работала. А оно вышло как все коту под хвост… Все, что на сберкнижке было, все пропало", – с болью рассказывает собеседница.

"Коров доила, ничего людного не видела – выходного ни одного не было. Всю жизнь так. А теперь спрашивают у меня, чего ты так рано встаешь. А я как тот солдат, который привык вставать в одно и то же время. Так и я", – добавляет старожил.

Вспомнила и о соседях – как дружно было, как в первые годы жизни в Кроликах угощала их свежениной, когда кололи кабана.

"Никогда не ругались. Это теперь кто-то ворует у меня из парника помидоры, раньше такого не было", – делится своими проблемами Праскева Степановна и просит только никому не рассказывать – боится.

"Поговорила с вами и на сердце легче стало", – добавляет она.

На прощание заставила взять четыре красных яблока и банку клубничного варенья: "Приезжайте еще, но про то, что крадут у меня помидоры, – никому там у себя в Минске не рассказывайте!".

>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь