Найти в Дзене

Съ НОВОЛЕТИЕМ И РОЖДЕСТВОМъ ХРИСТОВЫМ!

В преддверии светлого праздника Рождества Христова и начала Святок давайте вспомним, как встречали эти праздники наши предки. Предупреждаю: критического реализма, передвижников, «поротых крестьян», «нищей и забитой деревни» не будет. Александр Федорович Чернышёв (1824 — 1863) родился в семье оренбургского мещанина и был на средства начальника Оренбургского края отправлен на учебу в Императорскую Академию художеств. Как выпускник академии, получивший большую золотую медаль, поехал для совершенствования мастерства в Италию с содержанием от правительства Империи. По возвращении в Россию получил звание придворного рисовальщика. К сожалению, закончил печально – в лечебнице для душевнобольных. Михаил Александрович Зичи (Михай Зичи, Zichy Mihály; 1827—1906) - венгерский рисовальщик из знатного рода, он был учителем рисования у великих княжон, а затем 15 лет придворным живописцем. Параллельно с этим создал множество эротических работ, пользовавшихся популярностью не меньшей, чем картины на тем

В преддверии светлого праздника Рождества Христова и начала Святок давайте вспомним, как встречали эти праздники наши предки. Предупреждаю: критического реализма, передвижников, «поротых крестьян», «нищей и забитой деревни» не будет.

А.Ф. Чернышёв. «Рождественская елка в Аничковом дворце».
А.Ф. Чернышёв. «Рождественская елка в Аничковом дворце».

Александр Федорович Чернышёв (1824 — 1863) родился в семье оренбургского мещанина и был на средства начальника Оренбургского края отправлен на учебу в Императорскую Академию художеств. Как выпускник академии, получивший большую золотую медаль, поехал для совершенствования мастерства в Италию с содержанием от правительства Империи. По возвращении в Россию получил звание придворного рисовальщика. К сожалению, закончил печально – в лечебнице для душевнобольных.

М.А. Зичи. «Зимний бал у императора Александра II».
М.А. Зичи. «Зимний бал у императора Александра II».

Михаил Александрович Зичи (Михай Зичи, Zichy Mihály; 1827—1906) - венгерский рисовальщик из знатного рода, он был учителем рисования у великих княжон, а затем 15 лет придворным живописцем. Параллельно с этим создал множество эротических работ, пользовавшихся популярностью не меньшей, чем картины на тему жизни правящей династии и ее двора.

Г.М. Манизер.  «Елочный торг».
Г.М. Манизер. «Елочный торг».

Рождественскую ёлку принесла в Российскую империю императрица Александра Фёдоровна, жена Николая І, в 1817 г. На ёлке зажигались свечи, что было довольно опасно и однажды привело к пожару в Зимнем дворце. Многие из императриц, в частности Александра Федоровна, венценосная супруга Николая II, убранством лесных красавиц занимались сами. До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал, дворцовые ёлки были исключением.

Генрих Матвеевич Манизер (1847—1925) происходил из остзейских немцев. Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем учился в Петербургской Академии художеств. Писал полотна на библейские и мифологические сюжеты, портреты, бытовые композиции и батальные сцены.

К.Е. Маковский. «Святочные гадания».
К.Е. Маковский. «Святочные гадания».

Ни А. С. Пушкин, ни М. Ю. Лермонтов никогда в жизни ёлки не видели: в окружавшем их дворянском кругу поддерживались только русские святочные традиции: святочные маскарады и балы. Могли быть и святочные гадания.

Традиция праздновать («святить») дни между праздниками Рождества Христа и Крещения Господня, была установлена в V в. Святость этих дней и вечеров в России нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, несмотря на то, что действовавший в Российской империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

Константин Егорович Маковский (1839—1915) — сын деятеля искусств и художника-любителя, выпускник Московского училища живописи и ваяния, классный художник академик Императорской Академию художеств. В 1863 г., как участник «Бунта четырнадцати», покинул академию, не получив диплома. Впоследствии выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на художественных выставках Товарищества передвижников.

А.М. Корин  «Рождественская елка».
А.М. Корин «Рождественская елка».

До революции выходными – не рабочими – днями были 25 и 26 декабря, 1 и 6 января. Промежуточные дни были рабочими. В первый день Рождества и на 1 января у всех сословий в обычае были походы друг к другу «с поздравлением».

Алексей Михайлович Корин (1865—1923), родом из семьи палехских крестьян-иконописцев, вскоре после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества Сенатом утвержден в звании личного почетного гражданина (дворянина). После революции 1917 г. поселился в деревне Марьино, где у него была мастерская. Там художник и скончался после тяжёлой болезни.

Б.М. Кустодиев. «Елочный торг».
Б.М. Кустодиев. «Елочный торг».

В самом конце XIX века в крупных российских городах появляются многочисленные елочные базары. Один из основных в Москве располагался на Театральной площади (прямо перед Большим театром).

Борис Михайлович Кустодиев (1878 —1927) происходил из семьи астраханского профессора логики. Отец умер, когда будущему художнику не было двух лет. Семья бедствовала, мать четверых детей зарабатывала на жизнь и игрой на рояле в домах у купцов. Тем не менее Борис поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. По его окончанию работал карикатуристом в сатирических журналах, участвовал в российских и зарубежных выставках. С 32 лет страдал от опухоли спинного мозга. Из-за болезни был вынужден писать работы лёжа. В 1927 г. получил разрешение Наркомпроса на выезд в Германию на лечение, но скончался, не доехав до границы.

Н.И. Фешин (1881—1955). «Елка. 1917 г.».
Н.И. Фешин (1881—1955). «Елка. 1917 г.».

На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах, где давались незамысловатые представления.

Николай Иванович Фешин (1881—1955) родился в семье резчика иконостасов, владельца собственной мастерской. Окончил художественное училище при Императорской Академии художеств. Жил в Казани, где преподавал в художественной школе. Эмигрировал в США благодаря Американской администрации помощи. В Америке прожил 32 года, и американцы считают его «своим»: 2000 картин хранятся в 30 американских музеях и частных коллекциях.

О.А. Романова (1882 —1960). «Новогоднее угощение».
О.А. Романова (1882 —1960). «Новогоднее угощение».

Ольга Александровна Романова (1882 —1960), последняя Великая княгиня, младшая дочь императора Александра III Александровича и императрицы Марии Фёдоровны, сестра Николая II, была неплохой художницей – впрочем, как многие из Романовых. Излюбленной техникой великой княгини была акварель.

О.А. Романова. «Сыновья».
О.А. Романова. «Сыновья».

Оказавшись в изгнании, Ольга Александровна устраивала выставки своих картин в Копенгагене, Париже, Лондоне и Берлине. Большая часть денег, вырученных от продажи её полотен, шла на благотворительность. В 1936 г. картины великой княгини экспонировались в Лондоне и были раскуплены в течение двух дней, их владельцами стали королевские семьи Великобритании и Норвегии, барон Ротшильд, У. Черчилль и др.

З.Е. Серебрякова.  «Катя в голубом у елки».
З.Е. Серебрякова. «Катя в голубом у елки».

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884–1967) написала эту картину в 1922 г., но отражает она, скорее всего, дореволюционные реалии. Младшую дочь, Екатерину 11 лет художнице удалось вывести в 1924 г. в Париж.

З.Е. Серебрякова. «Портрет дочери Таты».
З.Е. Серебрякова. «Портрет дочери Таты».

Старшую дочь Серебряковой, Татьяну, а также сына Александра вывести за рубеж не удалось. С Татой художница увиделась только в 1960 г., через 36 лет разлуки.

С Новым годом, дорогие подписчики и посетители канала ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА!

В наступившем году будет еще больше картин и рассказов о великих шедеврах и их порой неожиданных сюжетах!

До новых встреч на канале

ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

#живопись # святки # рождество