Найти тему
Филолог всея Руси

Почему мемы — новый фольклор, а Гигачад — новая Баба Яга?

Фольклор для многих остался где-то на печи рядом с Ильей Муромцем, где-то рядом с костяной ногой Бабы Яги. Но этот фольклор для нас уже не особо живой: это не то, что передается из уст в уста, это то, что читают детям из книжек и изучают в школе. Когда-то это было актуально, но не сейчас.

Киберпанк-Баба-Яга от художника из интернета
Киберпанк-Баба-Яга от художника из интернета

Потом стал актуален Малюта Скуратов и Стенька Разин, про которых слагался следующий пласт народного искусства. Про зверства и про клады. Потом Петербург стал зловещей загадочной столицей — и появился городской фольклор Петербурга. А потом военный фольклор. Городские истории советского периода, всякие страшилки, байки.

Фольклор — часть культуры и отражение времени, это то, что рассказывают друг другу как что-то интересное, что пересказывают и передают другим. Вряд ли кто-то из вас у костра рассказывает друзьям про Ивана-дурака. А вот про гроб на колесиках — почему нет?

Киберпанк-Баба-Яга от ZivRon
Киберпанк-Баба-Яга от ZivRon

То, что вам рассказывал старший брат про заброшку на соседней улице, — это живой фольклор. То, что рассказывали с соседней кровати в лагере после отбоя в комнате с выключенным светом, — это живой фольклор. Те дурацкие анекдоты, которые начинает травить дядя за столом, когда уже нечего обсуждать, — это живой фольклор.

Когда я вела в 5 классе урок по "Хозяйке Медной горы", очень хотела показать им, что такое настоящий фольклор — они-то знают только сказки из книжек. Чтобы они почувствовали себя на месте героя, который с детства слышит байки о чем-то и вдруг встречает это. Подбираю, какой такой фольклор они могут знать. Иваны-дурачки не подходят, для них это уже практически литература. Всякие Слендеры отпадают — это авторский персонаж из авторской страшной истории. Я не знаю, какие страшилки друг другу рассказывает поколение, которые родилось со смартфонами в руках. И вот, озарение, персонаж, которого передают из уст в уста, который знаком всем, часть того, что было фольклором для меня.

— Вовочка. Знаете Вовочку из анекдотов?

Тишина. Не знаем.
Для кого-то Вовочка уже окаменел, как неизвестный мне Черный трамвай, как и Баба Яга окаменела.
Каждому поколению свои герои анекдотов и свои страшные истории, вот только возникает вопрос. Какой тогда фольклор у интернет-поколения? Паблики со страшными историями, разные варианты «подслушано»? Но и там все авторское.

Вот мемы — идеальный пример фольклора. Есть персонажи, известные всем, все знают, что обычно делают эти персонажи и как говорят. Сказка начинается с «Жили-были», а мем с ГигаЧадом обычно начинается с «Да, я слышал про». Как по Проппу есть правила у сказок, так есть правила у каждого отдельного мема. А дальше — народное творчество. Вместо пересказов, конечно, репосты. Фольклор, самый настоящий.

Да, я слышал про Соловья-Разбойника, люблю птиц.
Да, я слышал про Соловья-Разбойника, люблю птиц.