Есть такой прием: показать часть картинки, для того, чтобы читатель сделал неправильный вывод. Вот, злые русские украли у Испании корабли! Правда?
А, народ не в курсе, что из 10 единиц, которые остались в СССР, два судна были выкуплены у правительства Испании, три корабля были переоборудованы во вспомогательные крейсера, а остальные были оставлены в залоге за предоставление кредита? (Причем сумма залога была в 10 раз меньше суммы кредита). Но, дело даже не в этом.
А, давайте посмотрим обратную сторону. Сразу оговорюсь, что мы смотрим пока только одну сторону: советские суда, захваченные или потопленные франкистами. Англичан и французов (например) мы (пока) не берем. Испанцев, тем более. Англичане большую часть своих судов потом вызволили (пользуясь очень весомым аргументом, в виде своего флота). Французы вызволили не всех. У франкистов остались и два «американца» (и потом, когда Испания запросилась в ООН, испанцам все припомнили).
Мы уже коснулись темы, и, немного рассказали о «Комсомоле», который 14 декабря 1936г. был перехвачен крейсером франкистов «Canarias». С точки зрения современного «послезнания», мы знаем, что до того, как судно взяло руду в Поти, оно доставило танки, но есть нюанс.
На тот момент уже существовали международные нормы призового права. Не буду грузить, кучей ссылок на разные конвенции и международные соглашения, но суть в том, что судно нейтральной страны может быть арестовано и уведено призовой командой только в том случае, если оно было фактически поймано с военной контрабандой на борту.
Самое интересное, что республиканский флот, имея информацию о том, какими кораблями в Испанию были доставлены немецкие танки и самолеты, руководствовался международной практикой, и, задержания немецких «торговцев» не практиковал.
В современной юридической практике есть такое понятие как «black-list», и суда, работающие на израильские порты, к арабам заходить не рискуют (и, наоборот), но в международных водах никто ни на кого не нападает. Это в чистом виде пиратство.
Есть четкая процедура ареста. Четко оговариваются случаи, в которых захваченное судно может быть потоплено (по отношению к судну третьей, не воюющей стороны, такая мера, как правило, не применяется).
В случае с «Комсомолом», налицо нарушение всех правовых норм. Есть еще один сложный момент. На момент потопления «Комсомола», франкистское правительство признали только Италия, Германия и… Ватикан. И в Лиге Наций они не состояли, и конвенций никаких не ратифицировали. Им было все равно.
Франкисты немного не учли международную реакцию, ибо руда шла в бельгийский Гент, поднялся скандал. Впрочем, поначалу франкисты не особо озаботились.
Вторым стал пароход «Смидович» (капитан В.В.Глотов, 1918г., 2485 брт), который был захвачен менее чем через месяц 9 января 1937г. в качестве приза в Бискайском заливе в районе Бильбао эсминцем мятежников «Веласко» (Velasco»).
Пароход был построен Industrieele Maats “De Noord” (Werf de Noord) Нидерланды Алблассердам, куплен СССР
4 мая 1937 г. Телеграмма Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел СССР Полномочному Представителю СССР в Великобритании И. М. Майскому. 4 мая 1937 г.
На Вашу телеграмму от 2 мая. За время с 30 октября по 10 апреля с. г. зарегистрировано 84 случая задержки советских судов мятежниками; 74 — в районе Гибралтара, 5 — у северо-западных берегов Испании и 5 — в Средиземном море. Теплоход «Комсомол» был потоплен, а команда интернирована. Пароход «Смидович» заведен в порт [Эль-] Ферроль, груз конфискован, и команда интернирована. 21 судно были остановлены в пути, обысканы, но без завода в порты мятежников. 52 судна заведены в Сеуту и другие порты на срок до суток и после обыска отпущены. 9 судов были заведены в порты мятежников, задержаны на несколько суток и отпущены после обыска. Из указанных судов только «Смидович» направлялся в Испанию с грузом продовольствия. Остальные суда следовали не на Испанию. Потемкин.
Судно следовало из Ленинграда в Бильбао с грузом продовольствия, проданного Всесоюзным экспортным объединением «Экспортхлеб» испанским республиканским торговым организациям. На пароходе находилось 1850 тонн ржи, 919 тонн чечевицы, 572 тонны пшеницы.
Пароход был захвачен в 8 милях от входа в порт Бильбао эсминцем «Velasco» и уведен в порт Пасахес. Команда во главе с капитаном В.В.Глотовым и представителем Внешторга Федором Федоровичем Малаховым находилась более девяти месяцев в тюрьме порта Сантандер.
Условия содержания «интернированных» моряков были весьма далеки от общепринятых. Павел Алексеевич Миронов, старпом корабля потом рассказывал:
«Тюрьма находилась на самом берегу Бискайского залива. Из окон доносился шум прибоя, но мы моря не видели, только постоянно ощущали его. Здание было многоэтажное, режим строгий, случаев побега из этой тюрьмы не было. Камеры были рассчитаны на двоих, но нас набили как сельдей в бочку - до девяти человек в одну камеру.
Спали на полу, не было даже нар. В ночное время там довольно холодно. Мы делали так: всю одежду, которая у нас была, разделили - часть шла на подстилку, другая служила вместо одеяла. Кормили плохо - суп из заваренной кипятком мамалыги и кофейные ополоски. Хлеб давали, но мало. В тюрьме Сан-Себастьяна мы просидели четыре месяца, а затем нас отвезли в другую тюрьму. Здание ее было старое. Она находилась возле города Толоса, в горах. Там мы пробыли еще месяц. Охрана состояла из молодых ребят, но все они принадлежали к фалангистской партии, носили специальную форму - серый костюм и пилотку со стрелами.
Особенно злобой и ненавистью к нам отличался один из них. Он будил нас по ночам, пинал ногами, постоянно оскорблял. Из Толосы нас вернули в Сан-Себастьян, но на сей раз разместили в подземных камерах».
Из воспоминаний кочегара захваченного судна Петра Павловича Кокшарова: «Допросы начались в тот же день, когда нас привезли в тюрьму. На допрос вызывали в любое время суток, в два и три часа, когда им вздумается. Допрашивали на русском языке. Первым делом подсовывали анкету испанского подданства, обещали свободу, предлагали квартиру в любом испанском городе и безвозвратную ссуду в размере 10 тысяч песет. Очень им хотелось скомпрометировать хотя бы кого-нибудь из нашего экипажа. Но ни один из нас не клюнул на фашистскую наживку. Тогда они пошли на другую подлость. Франкисты объявили, что так как все мы коммунисты и комсомольцы (а из СССР беспартийных не выпускают), то нас будут судить ревтрибуналом. Но и эта провокация сорвалась. Команда не поддалась на угрозы и предложения. Через неделю состоялся военный трибунал. Его заседание проходило на испанском языке, и мы, конечно, ничего не поняли. Официально с решением трибунала нас не ознакомили, но говорили, что мы присуждены к каторге (как выяснилось позже, капитану судна В. В. Глотову дали 30 лет, комсоставу - 17, членам команды - каждому по14 лет)».
В апреле 1937г. после настойчивых просьб СССР, Германия наконец согласилась ходатайствовать перед Франко об освобождении захваченных франкистами в плен в ходе войны советских граждан. Экипаж вернулся обратно очень не скоро.
Первая партия была освобождена 1 октября 1937г.когда французской стороне были переданы члены команд советских теплоходов «Комсомол» и «Смидович» (11 с первого и 9 со второго). Вторая партия была освобождена 1 октября, третья в ноябре.
Пароход же стал называться «Pasajes», и стал «вспомогательным крейсером». Испанская же сторона заявила о его потоплении. Его перекрасили, перестроили надстройку. После окончания Гражданской войны он был передан «Cerencia de Buques Mercantes Para Servicios Oficiales» (Кадис), затем, в 1942 году, когда выяснилось, что судно по-прежнему находится у испанской стороны, пытаясь спрятать его, судно передали компании «Transmediterranea Compania», и судно было снова переименовано, став «Castillo Penafiel» (порт приписки – Барселона).
Судно было разделано на металл только в декабре 1964 года (после того, как СССР сумел доказать что это его пароход). В общем, ситуация любопытная. Самое интересное, что даже сейчас, на сайте компании, среди прочих «Кастилий» и «Рио» (традиционные названия компании), это судно не фигурирует. Но в списках BIMCO оно есть.
Поднявшаяся шумиха заставила франкистов умерить пыл. Плюс к этому разгорелся скандал вокруг двух британских пароходов и двух «французов». Нападения прекратились, и даже если испанцы досматривали суда, они стали себя вести корректнее. И, тут новый случай, правда, тут отметились уже (скорее всего) не франкисты.
30 августа 1937г. в 22 часа советский теплоход «Тимирязев» (капитан А.А.Рындюк), следовавший из английского порта Кардиф в Порт-Саид, был потоплен двумя торпедами в 120 км к востоку от Алжира. Имел на борту 2834 тонны угля. Перед потоплением около 16 часов команда теплохода заметили в непосредственной близости от себя эсминец шедший под итальянским флагом. На правом борту миноносца были буквы «ТВ» (бортовые знаки эсминца «Турбине»командир — кап.3р. Вирджинио Руска).
Около 20 часов судно получило торпеду в борт. Капитан Рындюк потом сообщил:
«Наш теплоход шел из английского порта Кардиф в Порт-Саид, имея в трюмах коммерческой груз. Миновав Гибралтар и войдя в Средиземное море мы спокойно продолжала путь. Когда мы находились в 120 километрах восточнее Алжира, теплоход был сотрясен ударом торпеды. Она была пущена в наш борт. Вышла из строя одна из машин. На теплоходе погас свет, по «Тимирязев» продолжал держаться на воде.
В течение пяти минут было восстановлено аварийное освещение, и теплоход перешел на ручное управление. Все это было проделано молниеносно, быстро и четко. Команда сохраняла полное спокойствие и выдержку. Но через несколько минут «Тимирязев» получил второй удар торпедой. Вода хлынула в трюмы, теплоход стал быстро погружаться в море. Немедленно спустили шлюпки и, несмотря на тяжелые условия, вся команда покинула теплоход. Когда «Тимирязев» исчез в морской, пучине, команда - 29 человек - плыла уже по направлению в берегу.
В 1 час ночи 31 августа мы прибыли в порт Делис, откуда по распоряжению торгпредства СССР в Париже выехали в Алжир. Здесь мы садимся на французский пароход, который доставят нас в Марсель».
В море становилось «весело». Достаточно вспомнить подрыв 13-го мая на франкистских минах эсминца «Хантер» у Альмерии. Самое интересное, что у франкистов подводных лодок не было. Вместо них начали работать итальянцы.
В ночь с 31 августа на 1 сентября 1937г. около мыса Кабо де Сан Антонио (к северу от Аликанте) английский эсминец «Хэвок» (Havock) подвергся нападению неизвестной подводной лодки. (возможно, и скорее всего, была итальянская подводная лодка «Iride») «Havock» засёк лодку гидроакустической станцией и достаточно точно забросал район глубинными бомбами.
По получению сообщения об атаке от «Хэвок» их Гибралтара на помощь вышли однотипные эсминцы «Гиперион» и «Гарди». Несколькими часами позже вышло еще несколько эсминцев «Хирвард» и «Трэсти» с задачей патрулирования района, но итальянской субмарине удалось уйти.
1 сентября 1937г. в районе Барселоны греческий пароход «Тсепо» шедший с генеральным грузом из Марселя в Барселону, подвергся нападению самолета мятежников. Одна бомба взорвалась на палубе, убит 1 моряк и 1 ранен. Судно сильно повреждено и во избежание гибели выбросилось на мель.
1 сентября был потоплен английский танкер Woodford, 1913г., 6987 брт., проданный грекам. Хотя, причина торпедирования понятна: танкер под греческим флагом вез топливо из Констанцы в Валенсию. Ладно, иностранцев пока не трогаем… Смотрим наших. Пик захватов пришелся на 1938 год.