Экспедиция Наполеона в Египет в 1798 году обнаружила этот древнеегипетский саркофаг в часовне во дворе мечети Аттарин, в Александрии. Местные жители утверждали, что это гробница Александра Македонского, а саркофаг- когда-то хранил тело великого полководца...
В 1801 году армия Наполеона потерпела поражение от англичан, которые отправили саркофаг в Британский музей в Лондоне. Но, когда иероглифы были расшифрованы Шампольоном в 1822 году, оказалось, что этот саркофаг предназначался для фараона Нектанеба Второго.
Ошибка? Подлог? Миф?
Начнём с того, что мумия Нектанеба Второго вообще никогда не лежала ни в этом саркофаге, ни даже в его гробнице, в Мемфисе: этот фараон бежал на юг, в Эфиопию, когда в 343 году до н.э. в Египет вторглись персы.
Гробницей Нектанебу служила часовня в храмовом комплексе Серапеум, в районе древнего Мемфиса, в Саккаре. Серапеум был открыт Огюстом Мариеттом в 1850-1851 годах. Изучая вход в часовню Нектанеба, Мариетт обнаружил неуместный здесь полукруг греческих статуй поэтов и философов в натуральную величину, которые относятся к периоду Птолемеев.
Некоторые из них могут быть идентифицированы, в том числе Пиндар, чей дом и потомков Александр спас в Фивах, Гомер, который был любимым поэтом Александра, и Платон, который был учителем наставника Александра, Аристотеля. Могли ли эти статуи быть установлены у могилы Александра?
Весной 323 года до н.э. Александр Македонский правил империей, простиравшейся от бурной реки Дунай в Европе до скованных льдом вершин Гималаев на севере Индии. Он приехал в свою столицу, Вавилон, расположенную на берегу реки Евфрат.
Примерно в середине мая он повел небольшую флотилию через болота к западу от города, чтобы спланировать улучшения в системе каналов вокруг урбанизированных районов. Погода была удушающе жаркой, и тучи комаров были постоянным источником раздражения.
Вернувшись в Вавилон в последнюю неделю мая, Александр наблюдал за последними приготовлениями к экспедиции в Аравию. 30-го числа он пышно отмечал возвращение своего флота из Индии. Но на ночном пиршестве 31 числа Александр потерял сознание от резких болей в позвоночнике и суставах конечностей.
В течение следующей недели царь испытывал приступы лихорадки по ночам, но сопровождавшиеся ремиссиями в дневное время, что позволяло продолжать реализацию планов предстоящей экспедиции. Однако приступы лихорадки становились все более интенсивными, а передышки- все короче. К 5 июня лихорадка, хотя и усиливалась по ночам, сохранялась в течение всего светового дня. На 7 июня состояние Александра резко ухудшилось. Впервые стало ясно, что его жизнь в опасности. Старшим офицерам было приказано собраться во дворце, в то время как младшим офицерам было приказано ждать за воротами.
К 9 июня среди войск распространились слухи, что он уже скончался. Они столпились во дворце, где спутники Александра были вынуждены позволить им пройти мимо его постели. Он приветствовал их глазами, потому что уже почти потерял голос. Он все еще мог говорить хриплым шепотом и просил, чтобы его тело было доставлено богу Амону, в Египет. Он вручил перстень с печатью Пердикке, своему командиру кавалерии и телохранителю. Его спутники спросили: "Кому ты оставляешь свое царство?" и Александр ответил: "Сильнейшему". Вскоре он умер.
Лишь на следующий день Александр был официально объявлен мертвым. Люди пребывали скорби, но между частями армии уже назревали конфликты: появились слухи, что повелителя отравили. Во дворце случилось несколько стычек. Между тем, тело Александра оставалось удивительно свежим и живым в жару, по крайней мере, еще несколько дней, что может указывать на глубокую неизлечимую кому.
Симптомы и обстоятельства в значительной степени соответствовали малярии falciparum, которой можно было заразиться через укусы комаров на болотах. Периодическая лихорадка, усиливающаяся в течение почти двух недель и заканчивающаяся комой, крайне несовместима с любым сценарием отравления...
Между начальником пехоты Мелеагром и начальником кавалерии Пердиккой возникли споры, и под давлением пехоты наследником Александра объявили слабоумного Филиппа Арридея, но с условием, что еще не родившийся ребенок Роксаны, жены Александра, станет его соправителем, правда, если это будет мальчик.
Пердикка смог стать регентом, и он немедленно организовал казнь лидеров восстания пехоты, растоптав их боевыми слонами. Македонская армия провела собрание, на котором были отвергнуты планы Александра по дальнейшим завоеваниям и различные дорогостоящие проекты строительства. Они также согласились, что тело Александра должно быть перевезено в Египет в соответствии с его желанием.
В последующие месяцы Пердикка укрепил свою власть, но Птолемей, его главный оставшийся в живых соперник в Вавилоне, ушел, чтобы занять пост сатрапа Египта.
Пердикка организовал "предсказание" провидца Аристандра о том, что народ, который хранит тело Александра, никогда не будет завоеван. Это заставило македонскую элиту согласиться с тем, что тело должно быть отправлено в Македонию.
В то время как Пердикка и его армия покинули Вавилон, чтобы отправиться в поход в Малую Азию, офицер по имени Арридей был оставлен ответственным за строительство катафалка. Прошло больше года, прежде чем великолепная погребальная повозка была готова.
Катафалк отправился в Сирию во второй половине 322 года до н.э. Однако, по предварительной договоренности с Птолемеем, Арридей повёл процессию на юг, в сторону Египта, когда она достигла окрестностей Дамаска, вместо того, чтобы двигаться на север, к Македонии. Пердикка получил известие примерно через неделю и немедленно отправил отряд кавалерии в погоню. Они настигли неповоротливый катафалк, но Птолемей явился на север с целой армией, так что люди регента были отброшены.
Разъяренный Пердикка напал на Египет с огромной армией весной 321 года до н.э. Однако ему дважды не удалось форсировать переправу через Нил, с огромными потерями среди своих собственных войск. Многих унесло рекой и съели крокодилы. Собственные офицеры регента убили его и предложили регентство Птолемею, который вежливо отказался. Тем не менее, он пополнил Великую армию и отправил ее обратно на север с парой своих назначенцев в объединенном командовании (одним из которых стал Арридей). Сам Птолемей обратил свое внимание на организацию погребения Александра в Мемфисе, тогда еще столице Египта.
Итак, Птолемей приспособил пустующую гробницу, которая была подготовлена для последнего туземного фараона Египта, Нектанеба Второго.
Что интересно: в средневековых легендах отцом Александра назван не Филипп Второй, а Нектанеб: он, как великий чародей, перенесся в Македонию и вступил в связь с Олимпиадой, чтобы породить того, кто освободит Египет от персов.
Однако, вскоре тело Александра упокоилось в новой гробнице, в Александрии. Её построил сын Птолемея, Филадельф, что объясняет, почему саркофаг оказался в большом египетском портовом городе, основанном Александром.
Точная дата, когда Филадельф перенес тело Александра в новую столицу, неизвестна, но, скорее всего, это случилось вскоре после смерти Птолемея в 282 году до н.э. Но эта лишь первая александрийская усыпальница.
Для великого полководца построили великолепный мавзолей в центре Александрии, примерно в 215 году до н.э., при внуке Филадельфа, Птолемее Филопаторе.
Этому мавзолею суждено было стать самым знаменитым и самым священным местом древнего мира, поскольку Александру поклонялись как богу.
В 89 году до н.э. один из поздних Птолемеев переплавил гроб из цельного золота, который, по описанию Диодора, был набит ароматными специями и подогнан к телу, как футляр для мумии. Этот Птолемей использовал золото, чтобы заплатить своим войскам, и заменил золотой гроб стеклянным. Святотатство не принесло ему пользы: поскольку он утонул в морском сражении в течении года.
Но паломники все равно приезжали издалека. Греческие историки Диодор Сицилийский и Страбон рассказывают, что Юлий Цезарь и Октавиан Август посетили останки Александра.
В 391-392 году император Феодосий издал ряд указов, запрещающих поклонение языческим богам, среди которых был и Александр.
К 5 веку местонахождение могилы Александра было утеряно: этому немало способствовало мощное землетрясение, из-за которого часть города была разрушена.
Забвение продолжалось до 19 века, когда египетский астроном Махмуд эль-Фалаки попытался найти гробницу. Но он принял во внимание арабские письмена трехсотлетней давности и решил, что гробница может быть расположена под мечетью пророка Даниила, где ему не разрешили копать.
Ну, а саркофаг, обнаруженный экспедицией Наполеона, действительно принадлежал Александру- во всяком случае, пока его не перевезли из Мемфиса в Александрию, где тело завоевателя упокоилось в новом гробу, а старый остался важной реликвией.