Религиозные лидеры во все времена занимались общественной деятельностью и не редко шокировали светское и не очень общество своими высказываниями. Исключением не стал Исмаил Бердиев, муфтий Северного Кавказа.
Резонанс и удивление вызвал тот факт, что позитив со стороны религиозного лидера был адресован советскому периоду российской истории, СССР как государству, ведь, как известно, к религии в СССР было более чем враждебное отношение. Но несмотря на это прозвучала высокая оценка Советского Союза.
Многие увидели в этом противоречие и сразу же осудили чуть ли не хвалебную речь в честь СССР. Но что в этом противоречивого? Что верующий человек похвалил государство, в котором убивали за веру, за верность религии? Но тут можно провести параллель с христианскими святыми, которые были хорошего мнения о Древнем Риме, когда он не гнал христиан, а просто функционировал как государство и цивилизация. Да, Рим обличали во множестве пороков, но это не мешало отмечать его положительные стороны, что не делало того же Иоанна Златоуста, Блаженного Августина его сторонниками. Как говорится, одно другому не мешает.
И у Советского Союза было много хорошего. Другое дело, на чем делать акцент. Если только на плохом, то может сложиться впечатление, что ничего доброго в нем не было. А такого просто не может быть, потому что в любом государстве, цивилизации, обществе, народе, коллективной формации есть и плохое, и хорошее. Разве нет?
Почему нельзя гордиться всей историей России? Будь она княжеская, царская, императорская или советская? Что мешает? Разные идеи? Но ведь недостатки, пороки, страсти во все времена одинаковые, как и достоинства, ценности, достижения. Разве нет?
Ругать всегда есть за что, любого человека, семью, государство, религию, но разве это делает человека лучше и счастливее? Понятно, что можно впасть в крайность — мол, мы такие хорошие, а остальные только плохие, но чем лучше другая крайность — всё у нас как не у людей? Всё нужно стараться принять как есть, нисколько не преувеличивая плохое и злое. Человек же есть такое существо, которому нужна определённость в отношении всего. И какая будет это определенность, таким будет и он сам. А определенность — это выбор, добровольный и сознательный. Его избежать и не сделать невозможно, по этому выбору всегда можно узнать, кто есть кто и какой.