Всем привет, читатели Дзен:) Такова традиция: под Новый Год на федеральных каналах (обычно это Первый или Россия-1) показывают лучшие советские фильмы. Можно бесконечно спорить о том, почему именно 31 декабря и 1 января показывают преимущественно отечественную классику вместо новых фильмов, но сейчас не об этом. Я хоть и смотрел советские фильмы много-много да ещё много-много-много-много-много раз, но всё равно есть в них что-то...
Поговорим об одной из картин. Решил выбрать фильм, который имеет самую высокую оценку на КиноПоиске в категории отечественных картин. Если мне не изменяет память, стабильное первое место занимает картина Леонида Гайдая Иван Васильевич меняет профессию. Вот о ней мы и будем писать сегодня.
Как это обычно бывает, во время монтажа режиссёр, помощник или человек из цензурного комитета решил убрать ту или иную сцену из финальной версии фильма. Правда, вырезанные сцены можно наблюдать в короткометражке "Чёрные перчатки", выпущенной в 70-х годах на 8-мм плёнку для домашнего просмотра. К сожалению, если сам фильм был отреставрирован силами Мосфильм в нулевых годах, то Чёрные перчатки так и осталась с плохим качеством. Реставрировать её никто из киноконцерна не будет, не говоря о том, что лицезреть сие короткометражку можем только от сторонних каналов на том же Ютубе. Ладно, давайте уже посмотрим, что есть в короткометражке, чего нет в самом фильме.
Самое главное отличие - смена главных героев. Если в фильме главным героем был Шурик, то в короткометражке им стал Жорж Милославский.
Как Жорж входит в квартиру Шпака
В финальной версии Жорж женским голосом позвонил Шпаку по телефону и узнав, что на данный момент он на работе, направился в его квартиру. После звонка сразу показывается сцена, как Жорж подходит к дверям заветной квартиры и открывает её отмычкой.
В короткометражке сцена будет немного длиннее. Можно увидеть, как Жорж выходит из лифта на этаж, затем смотрит на лестничный пролёт и убедившись, что никого поблизости нет, надевает чёрные перчатки.
В квартире Шпака
Перед уходом Милославский заметил шкаф, встроенный в стену. Он пытался своей отмычкой взломать дверцу, но ничего не получается. Уже от бессилия Жорж прислоняет локоть к рамке, тем самым открывая заветную дверцу, в которой хранится элитные зарубежные крепкие напитки.
В финальной версии Жорж видит всё это и недоумевает. Однако, в короткометражке он берёт одну из бутылок, наливает в рюмку, нюхает, делает глоток и оценивает по-достоинству. К слову, в финальной версии картины, когда Шурик с помощью своей машины убирает стенку, отделяющую его квартиру и Шпака, зритель может видеть, как Жорж активно налегает на алкоголь, сидя в кресле неподалёку.
Меняется последовательность
1. Ещё очередное изменение кроется в изменении последовательности. То есть, в короткометражке, когда Жорж находился в квартире Шпака, неожиданно из лифта в этот момент выходит владелец квартиры и замечает, что дверь его дома немного приоткрыта, затем вызывает милицию. Казалось бы, Жорж в опасности, но нет, его в эту же минуту спасает эксперимент Шурика со стенкой, и Милославский ненадолго уходит от рук правосудия.
В этот моменте мы можем видеть кадры из фильма, либо прямиком, либо снятые под другим углом. К примеру, сцена с выходом Шпака из лифта использовалась в фильме, когда царь Иван Грозный избивал Якина. Он обратил внимание на шум (стоит учесть, что в короткометражке сцена со Шпаком на этаже будет чуть длиннее) и вошёл в квартиру Шурика. Затем использовались кадры, как отряд милиции собирается и едет на вызов. В фильме они едут на вызов Шпака, доносящий на своего соседа Шурика за вызов "живого царя". В короткометражке едут на вызов от того же Шпака, но уже из-за ограбления квартиры.
2. Второй случай изменение последовательности замечается, когда Милославский и Бунша переместились в эпоху Ивана Грозного. Когда явили опричникам и дьяку Феофану якобы царя (переодетый Бунша), самозванцы сначала приняли у себя шведского посла, а затем устроили трапезу. Но во время этой трапезы в панике вбегает Феофан и пытается найти орден шведского посла. Милославский якобы ему помогает искать, но затем Феофан начал странно на него смотреть.
В финальной версии Милославский заметил это, и после вопроса в стиле "не думаешь ли ты, что я его взял?", дьяк отвечает отрицательно и уходит. И да, поиски ордена были между приёмом посла и трапезой. Но зато в короткометражке, после этого взгляда дьяк распознал самозванцев, и погоня продолжилась с новой силой. Получается, что в короткометражке самозванцев выдал украденный с груди посла орден, а в финальной версии поведение не трезвого лже-царя
3. По сути продолжаем предыдущий момент. В фильме есть чёткое разделение моментов. Как только Бунша и Милославский попали в эпоху Грозного, за ними началась погоня. Как только те переоделись и представились другими именами, погоня прекратилась. Но стоило самозванцам раскрыть себя, и погоня продолжилась с новой силой, только в пределах одного помещения, в которое опричники пытаются проникнуть.
В короткометражке, в принципе разделение моментов такое же, но выполненное по-своему. После своего обнаружения, и Милославский, и Бунша в своей одежде бегут по всей территории. Забавно было видеть, к примеру, как сначала Милославский бежит со стулом на опричников, но вовремя появляется стенка, затем Бунша стучит по стенке и она исчезает, потом в аппарат Шурика летит бердыш и ломает его. Как мы можем знать: в финале сначала бердыш летит в аппарат, тем самым оставляя Милославского и Буншу в другой эпохе; затем Бунша стучит по стене и она исчезает; а заканчивается всё Милославским, стулом и исчезнувшей стенкой.
Попытка украсть икону
Когда Шурик впервые переместился в эпоху Грозного, и Милославский, воспользовавшийся суматохой, решил осмотреть помещение. Однако, перед тем как подойти к иконе, Милославский одевает перчатки и смотрит по сторонам. Также, в короткометражке мы можем видеть, как Милославский кладёт икону с другой стороны.
Стрела в Буншу
В короткометражке есть немного странная сцена. Опричник кидает бердыш в кого-то, и в спину Бунши попадает стрела. Тот без особых усилий достаёт её и куда-то метко кидает. Судя по истыканным на заднем плане стрелам, этот момент был уже после знакомой сцены с "покойниками" и "Отворяй, собака!".
Опричник и шлем
Помните момент, когда Бунша спрятался в ящик, а Милославский залез в доспехи рыцаря, которые стоят неподалёку? Сначала один подошёл, потом второй, затем третий. Тут мы можем видеть другой дубль, когда третий опричник попытался поднять голову, но случайно получил шлемом по голове. В короткометражке с первого взгляда опричник упал от удара Милославского, но нет, на него по-прежнему падает шлем, но т.к. это дубль, то шлем падает в другую сторону.
Бунша пробует чёрную икру
Когда Милославский выпивает с Феофаном за Брудершафт, в короткометражке в этом моменте можно увидеть, как Бунша в образе царя ложкой пробует чёрную икру.
Ещё брошенные в опричниках предметы
В короткометражке можно видеть, как Милославский бросил в трёх опричников (у которых синяки под глазом) посуду. Более того, в короткометражке есть момент, как Бунша поднёс Милославскому ещё предмет, а тот им взял и метнул. Этот предмет можно видеть и в финальной версии картины, когда Бунша подошёл к Милославскому и присел под стол, а тот взял шапку с головы Бунши и кинул туда.
Бросок зажигалкой и удалённая сцена
Когда Бунша и опричники залезли под стол, чуть позже из него вылезает один Бунша и тот в полной растерянности. Затем Милославский бросает зажигалку в сборище опричников. Все эти сцены можно увидеть как в короткометражке, так и в финальной версии. С разницей в том, что в короткометражке показаны другие дубли. К примеру: Бунша не сразу вылезает из под стола; Милославский по-другому кидает зажигалку; после взрыва опричники замерли.
Но в короткометражке есть продолжение. После броска зажигалки Милославский сначала бежит в дверь, а затем вместе со своим коллегой по несчастью бежит от коридора от опричников.
Напугать опричника
В процессе побега, сначала на одиночного опричника выскакивает Милославский, но тот начинает смеяться. Однако, неожиданное появление Бунши заставляет опричника испугаться и упасть на пол. Из-за смены последовательности трудно понять, этот момент должен был быть в основном фильме до того, как самозванцы переоденутся, или после.
Побегушки рядом с креслом
В короткометражке есть сцена, как самозванцы в своей одежде убегают от опричников в покоях царя, вокруг царского трона. ИМХО, стрелы на стене отсутствуют.
Судьба Милославского
В финальной версии картины, когда "двух" Буншей садили в машину врачей, из балкона закричал милицейский с требованием немедленно поймать Милославского. В этот момент все начинают побегушки за Милославским. Если в фильме среди суматохи настоящий Иван Грозный забежал обратно в квартиру Шурика и отправился в своё время, обрывая сюжетную линию с Милославским, то в короткометражке нам её продолжают показывать.
Милославский бежит по улицам Москвы от милицейских в белом халате, затем камера перемещается в сторону милицейских, которые обнаруживают группу детсадовцев, где взрослые одеты в точно такие же халаты с шапочкой. Они теряют след. Милославский сбрасывает белый халат в телефонной будке, и под удивлённый взгляд некой девушки уходит в сторону.
На речном трамвае Милославский сидит между двух привлекательных девушек. Однако, выйдя из под моста вместо девушек сидят уже два милиционера, которые допрашивали Грозного. В итоге, Милославского всё же ловят.
Другие сцены
Насколько известно, в фильме должны быть и другие сцены. К примеру, как Иван Грозный в квартире Шурика, на кухне жарил мясо (или котлеты). Цензура требовала сократить пребывание царя в квартире.
Был ещё момент, когда жена Бунши Ульяна Андреевна, пытаясь дойти до своего якобы мужа на балконе, должна была перелезть через балкон. Но актриса (Светлана Белогорцева-Крачковская) боялась высоты. Даже уловка Гайдая не помогла актрисе побороть свою акрофобию. Сцены перелезания хоть и отсутствует, но Ульяна Андреевна всё равно как-то добирается до своего "мужа".
Как утверждают здесь, пришлось обрезать 177 метров плёнки, по времени где-то 10 минут. Оригинальный негатив хранится в Мосфильме. Увидим ли мы его, вопрос времени, или риторический.
Когда-то я разбирал то, что ранее должно было быть в фильме "Брат". Материал интересный, но я пришёл к выводу, что вряд ли изначальная версия Брата стала также популярна, как его финальная. Однако, в случае с Иваном Васильевичем, от сокращённых сцен, как мне кажется, не было ни горячо, ни холодно. То есть, можно было бы в финальную версию вставить побегушки за Милославским с закономерным концом.
Но вышло как вышло. В любом случае, картина не теряет актуальности, и её обязательно покажут по каким-либо праздникам. Однако, если вам интересно, что там показали в Чёрных перчатках, то ссылочка вот.
Подписывайтесь на: