Найти в Дзене
Rock Story

Мультфильм всей жизни, который так до сих пор и не вышел. Что известно о самой главной работе создателя «Ежика в тумане»

Замечательный советский и российский режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн, который для многих известен по культовой картине «Ежик в тумане», прославился на весь мир не только этой работой. Вообще, если заглянуть в его биографию, то можно открыть для себя немало мотивирующих фактов. Родился будущий мультипликатор 15 сентября 1941 года в Пензенской области в деревне Андреевка. Именно туда была эвакуирована его мать Бася Гиршевна и старшый брат Гарик, пока отец Берко Лейбович защищал страну на фронте. Вскоре мать перебралась в Москву, где работала воспитателем в детском саду, а юный Юрий окончил художественную школу. В семнадцатилетнем возрасте Юрий Норштейн устроился столяром по сборке мебели на столичный комбинат. Но уже вскоре понял, что рисовать ему нравится больше и, следуя за своей мечтой, поступил на курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». С этого момента началась его карьера в качестве художника-мультипликатора. Дебютировал Юрий Борисович в 1968 году

Замечательный советский и российский режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн, который для многих известен по культовой картине «Ежик в тумане», прославился на весь мир не только этой работой. Вообще, если заглянуть в его биографию, то можно открыть для себя немало мотивирующих фактов.

Родился будущий мультипликатор 15 сентября 1941 года в Пензенской области в деревне Андреевка. Именно туда была эвакуирована его мать Бася Гиршевна и старшый брат Гарик, пока отец Берко Лейбович защищал страну на фронте.

На фотографии: Юрий Норштейн
На фотографии: Юрий Норштейн

Вскоре мать перебралась в Москву, где работала воспитателем в детском саду, а юный Юрий окончил художественную школу. В семнадцатилетнем возрасте Юрий Норштейн устроился столяром по сборке мебели на столичный комбинат.

Но уже вскоре понял, что рисовать ему нравится больше и, следуя за своей мечтой, поступил на курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм».

С этого момента началась его карьера в качестве художника-мультипликатора. Дебютировал Юрий Борисович в 1968 году с мультфильмом «25-е, первый день», который он создавал совместно с Аркадием Тюриным.

На фотографии: Юрий Норштейн
На фотографии: Юрий Норштейн

За время работы на «Союзмультфильме» Норштейн поучаствовал в создании огромного количества мультфильмов, а также снимал и свои картины, среди которых такие шедевры, как «Времена года», «Ёжик в тумане» и конечно же «Сказка сказок», которая была признана международными критиками лучшим анимационным фильмом всех времён.

После выхода «Сказки сказок»
Юрий Борисович в 1981 году объявил о начале работы над главной картиной всей своей жизни, которая будет основана на повести Гоголя «Шинель». По словам режиссёра — это произведение является для него настолько же важной частью литературы, как Библия и «Дон Кихот».

Известно, что Юрия Борисовича коллеги называют «Золотой улиткой», в основном за скрупулёзное и внимательное отношение к маленьким деталям, что требует уйму времени. Но создание главной мультипликационной картины всей его жизни «Шинель» затянулось до сегодняшнего дня.

За это время произошло много событий — Норштейн уволился со студии «Союзмультфильм», организовал у себя дома маленькую киностудию в которой начал работу над «
Шинелью» со своей женой, художницей Франческой Ярбусовой.

Советский Союз давно прекратил свое существование, современная Россия обрела новые субъекты федерации, а Юрий Борисович продолжает работать над своей картиной до сих пор. Интересно, что у художника была масса возможностей уехать за границу, но он твердо уверен, что картина «Шинель» должна быть завершена в России, а он должен быть там, где его родина и дом.

На фотографии: Юрий Норштейн
На фотографии: Юрий Норштейн

Тем не менее, принимать личные подачки от олигархов и Министерства культуры для продолжения работы над картиной «Шинель» Юрий Норштейн не намерен. Из многочисленных интервью с режиссёром можно сделать вывод, что он полностью уверен, что богатые люди пустые внутри.

Они потеряли истинную ценность в жизни «видеть счастье в мелочах» и вместо этого пытаются заменить это счастье счетами в банках и особняками, которые не смогут обойти за день. Единственная цель их в помощи — это попытка нажиться в будущем, вместо того, чтобы помогать процветанию настоящего творчества в нашей стране.

К тому же, в Министерстве культуры находятся такие же бизнесмены, которые совершенно далеки от самой культуры. Вот что однажды сказал Юрий Норштейн в одном из интервью:

«Нельзя брать у тех, кому на тебя наплевать. В советский период я снял 70 минут моих мультипликаций, а когда пошли другие дела, я за 30 лет снял, может быть, минут 15. Вот этот показатель. Потому что теперь свобода стала упираться в деньги. Ну, и что мы получили в результате?

Я уже не говорю, что это время создало своих негодяев. Тех самых, которые очень хорошо воспользовались своим положением, связями, хорошо окружили себя адвокатами, прокурорами и палачами, кстати. Если в жизни не участвует искусство, мы получаем очередную тиранию. В данном случае — тиранию денег с оскалом, с улыбочкой на губах, с вежливым взглядом на тебя исключительно как на инструмент для извлечения прибыли, либо как на тварь, которая мешает. Вот и всё.

Общество может развиваться только просвещением. Но если просвещение не соседствует с сочувствием, с состраданием, то оно тоже становится тиранией.».

Надеемся, что «Шинель» Юрия Норштейна будет однажды завершена и ценители настоящего искусства смогут разделить радость и счастье от работы великого художника всей его жизни.