Найти в Дзене
Нина Лаврова

Митя Козельский-известный ясновидящий.

Митя Козельский-знаменитый юродивый и ясновидящий, принятый при царском дворе. Сведения о его жизни отрывочны и по разным источникам разнятся.

Родился юродивый вблизи Козельска Калужской губернии (по данным французского посла Мориса Палеолога) в 1865году. Митя имел несколько прозвищ-"Коляба", "Гундявый", "Гугнивый" и т.д. Настоящая его фамилия осталась неизвестной. Версий много, но которая из них верная? По одним источникам-это Дмитрий Попов, по другим-Дмитрий Знобишин.

Дмитрий не умел говорить, чаще он мычал или произносил нечленораздельные звуки, потому и называли его "Гугнивый". Но, якобы от удара молнии он относительно выздоровел, стал ходить и как-то разговаривать. По словам самого Дмитрия на правой руке у него появился крест. Юродивый носил длинные распущенные волосы, круглый год ходил босым, опираясь на посох и одевался в черную рясу. Митя имел "переводчика", козельчанина Ельпифидора, с его помощью он общался с окружающими, иначе понять его было невозможно. Он за всех усиленно молился, деньги, которые получал от своих почитателей раздавал нищим.

Молва о Мите Козельском разнеслась по всей округе и сделала его известным, ему приписывали необычные свойства. В его жестах, мимике. мычании люди находили божье откровение. Он мог предугадывать события и обладал даром ясновидения, например, предсказал падение Порт-Артура. В 1901 году он приезжает в Кронштадт и встречается с известным проповедником отцом Иваном Кронштадтским. В 1902 году Митю знакомят с духовником царской семьи, архимандритом Феофаном. И он знакомит великую княгиню Малицу Николаевну ( любительницу всего мистического и загадочного) с Митей Козельским. Вот как пишет о Мите дочь Григория Распутина, Матрена: "Увлечение высшего общества "Митей" было так велико, что в порыве религиозного экстаза одна из воспитанниц Смольного института благородных девиц предложила ему руку и сердце, какие "Митя" к ужасу своих почитателей принял".

И в 1906 году Митя был принят в царском дворце, о чем в своем дневнике Николай II делает запись: "1906г.14 января. Пришел человек Божий Дмитрий из Козельска около Оптиной Пустыни. Он принес образ, написанный согласно видению, которое он имел. Разговаривали с ним около полутора часов." Этот образ или картина была написана иеромонахом Оптиной пустыни Алексием Виноградовым.

-2

На картине был изображен апокалипсический сюжет: император Николай II и наследник престола Алексей, вознесенные на небеса ступали на облака, а сквозь них мчались рои бесов, готовые растерзать цесаревича. Их ярость сдерживал Митя Козельский. Картина имела пророческий смысл и произвела на царскую семью неизгладимое впечатление.

Митю Козельского представил ко двору обер-прокурор Святейшего Синода Александр Дмитриевич Оболенский, который владел поместьем недалеко от Козельска. На приеме юродивый внятно мог сказать только два слова "Папа" и "Мама" и с его легкой руки так стали называть в кругу Романовых императора Николая II и его супругу.

Врач тибетской медицины Петр Александрович Бадмаев, лечивший Митю около двух лет от катара легких считал его "умным религиозным мужиком". Однако многие при дворце хотели от него избавиться и его недолгая "карьера", которая длилась около двух месяцев была закончена. Отстраненный Митя затаил обиду и желая отомстить устроил в Козельске "бюро для записи женских лиц, пострадавших от "старческой деятельности" Распутина". Какое -то время он проживал в Оптиной пустыни, но обвиненный за непотребное поведение и пьянство был выселен в 1911 году настоятелем старцем Варсонофием. Однако покровители юродивого добились устранения старца из скита.

Об устранении влияния Распутина на царский трон много говорилось и делалось в России патриотическим движением, которое возглавлял епископ Саратовский Гермоген. Он пригласил к себе в гости на Васильевский остров несколько человек, в том числе и Митю Козельского. На эту встречу был вызван Распутин. Распутин сидел на диване, Митя же, прихрамывая ходил взад и вперед возле Григория. И вдруг Митя закричал: "Ты-безбожник, ты много мамок обидел! Подлец ты!" и начал хватать его. Григорий попятился к дверям и тогда Гермоген взял в руку крест и позвал Григория. Распутин трясясь всем телом, испуганный, подошел к нему. Гермоген начал бить его крестом по голове, требуя оставить царскую семью в покое. Он заставил его дать клятву, что немедля уйдет из дворца и на этом поцеловать крест. Григорий все исполнил, он понимал, что чудом остался жив.

Епи́скоп Гермоге́н (в миру Гео́ргий Ефре́мович Долганов).
Епи́скоп Гермоге́н (в миру Гео́ргий Ефре́мович Долганов).

А дальнейшая судьба Мити малоизвестна. Известно, что некий юродивый под именем Мити находился в Ахлебинино, под Калугой, в семье Ирины Яковлевны Коншиной. Все старожилы Ахлебинино говорили о ней уважительно, с большим почтением: «Такой барыни на свете не сыщешь. Больно набожная была, добрейшая». Все стремились записать ее в восприемники, рассчитывая на богатые подарки. Не боялась она во время тифа, холеры в любой дом зайти: лечила всех. Ее прозвали Коншицей-кормилицей. Муж Ирины Яковлевны не разделял ее высоких порывов, и многое она делала без его ведома. Крестьяне вспоминали, что «у нее денег не было: она управляющему все распишет, тот и выдаст по записке крупы, материалу и другое что. А то и лошадь, корову отдаст, ежели у кого какая случится тяжелая беда". Ее окружали священники, монахи, юродивые, странствующие богомольцы и якобы жил у нее юродивый Митя, который круглый год ходил босым, потом зимой начал носить шерстяные носки по настоянию Ирины Яковлевны.

Ирина Яковлевна  (стоит у стены) в приходской школе на уроке вышивания. Наклонилась учительница Татьяна Ивановна Чурикова, которая вместе с Коншиной вышивала платье для царицы Александры.
Ирина Яковлевна (стоит у стены) в приходской школе на уроке вышивания. Наклонилась учительница Татьяна Ивановна Чурикова, которая вместе с Коншиной вышивала платье для царицы Александры.

Некоторые источники утверждают, что юродивый Митя Козельский дожил до революции, был сослан на Соловки, где и закончил свои дни, что вполне кажется реальным.