В чём философский смысл тяжёлого 2022 года. Три важные идеи для будущего

1,6K прочитали
Проводила в последний путь суровый 2022-ой, полный страхов, тревог, неопределённости и разных угроз. Говорят, об ушедших - либо хорошо, либо ничего.

Проводила в последний путь суровый 2022-ой, полный страхов, тревог, неопределённости и разных угроз. Говорят, об ушедших - либо хорошо, либо ничего. Я склонна думать, что любой жизненный опыт важен и ценен, поэтому в первые дни нового года пытаюсь осмыслить итоги и найти в них что-то важное для продолжения жизни.

Я вижу три основные идеи, которые сохраню в архиве своей памяти и возьму в своё будущее в качестве опоры. Уточню, что как автор канала о психологии я размышляю исключительно об эмоциональном состоянии и прошу не проводить никаких аналогий между психологией и политикой.

Идея первая: не раскачиваться на качелях во время шторма

Как автор курса о полевом словотворчестве, я часто прибегаю к природным аналогиям, потому что в природе много мудрости. Прошедший год я могу сравнить с штормом. Если кто-то из вас переживал качку в открытом море на каком-нибудь судне, наверняка вы согласитесь, что во время шторма возникает естественная, интуитивная потребность занять позицию, в которой качка действует на вас минимально.

Проще говоря, во время шторма вы не добавляете личного раскачивания, не мечтаете о том, чтобы сесть в кресло-качалку и посмотреть, что будет, если всё вокруг качается, и вы качаетесь тоже.

Чтобы аналогия была более понятной, напомню, чем деструктивное созависимое поведение отличается от здорового, которое ведёт к наибольшему удовлетворению и максимальной внутренней стабильности. У созависимых мир расколот на две части, на "плохое" и "хорошее", и в этом расколе обязательно нужно выбрать одну сторону.

В сознании созависимых существуют понятия "либо всё, либо ничего", "либо так, либо никак". И если возникает ситуация неопределённости, где не очень понятно, как правильно и неправильно, какая позиция наиболее устойчивая, созависимых начинает качать вместе со штормом. Получается, что вокруг созависимых - исторический шторм, а они садятся в кресло-качалку. Между тем самая безопасная позиция во время шторма - позаботиться о своей личной устойчивости, а если есть возможность - причалить к берегу и найти прочную опору, которая не качается, то есть, выйти из зоны шторма.

Выйти из зоны шторма - значит, признать, что мир не полярен, и между двумя условными "хорошо" и "плохо" существует множество вариантов суждений. Одна из самых конструктивных позиций - перестать раскачиваться и не добавлять качки к глобальному шторму.

Идея вторая: не потерять человеческое лицо и остаться человеком

Быть человеком - вообще самое сложное, с моей точки зрения. При этом наблюдение за поведением животных и изучение этологии, молодой науки, исследующей поведение животных в их естественной среде обитания, наводит на мысль, что у животных бывает больше мудрости, чем у людей.

Высшая нервная деятельность, этика (мораль и нравственность) и культурные ценности далеко не всегда позволяют людям вставать на более высокую ступень развития по сравнению с животными. Кто-то опирается на этику и культуру - и поднимается к Богу, а кто-то оступается и летит в пропасть мимо уровня природной животной мудрости.

Как популяризатор научной психологии я стою на гуманистических позициях и опираюсь на идеи гуманистической психологии, созданной Абрахамом Маслоу. Напомню пять уровней знаменитой пирамиды потребностей, знакомой многим образованным людям.

Первый уровень - потребности, обеспечивающие физиологическое выживание. Потребность в еде, сне, отдыхе и сензитивности, то есть, в прикосновениях и объятиях.

Второй уровень - потребность в здоровье и безопасности.

Третий уровень - потребность в любви и принадлежности. Это не про то, что женщина принадлежит мужчине, как собственность, и не про то, что мужчина, как раб, принадлежит женщине. Даже не про то, что дети кому-то принадлежат. Принадлежность - осознание своей причастности к семье, роду, этносу, культуре, профессиональному сообществу, группе единомышленников и прочим социальным группам. Если я чувствую свою принадлежность к эрзянскому этносу и к сообществу блогеров и писателей, я удовлетворяю потребность третьего уровня.

Четвёртый уровень - потребность в уважении и самоуважении.

Пятый уровень - потребность в самоактуализации, то есть, в личностном росте и развитии.

Если моё поведение препятствует возможности удовлетворения этих потребностей, я выхожу из гуманистической парадигмы. Значит, я встаю в позицию "против гуманизма", а это приводит к потере человечности и человеческого лица.

Прошедший год научил меня тому, что беречь жизнь - значит, обеспечивать безопасность и здоровье, оставаться преданной своим принадлежностям и продолжать делать своё дело, несмотря на тяжёлую социальную конфронтацию и тревожное информационное поле. Оставаться человеком - значит, не делить людей на "красных", "зелёных" и "серо-буро-малиновых". Признавать право других удовлетворять их потребности так, как они могут. Если другие не попирают моё самоуважение, я готова их уважать.

Третья идея: не терять оптимизма и полагаться на Высшие силы

Это было самым сложным в прошедшем году. Мне довелось прочитать не одну сотню токсичных комментариев, основанных на страхе смерти, посеянном в обществе. "Мы все умрём", "скоро все будем в Раю", "всё равно завтра весь мир - в труху", - сообщали мои читатели и подписчики, сея в обсуждении моих публикаций ненависть, вражду и апокалиптическое ожидание крушения мира. Не скрою, мне было очень неприятно читать такие комментарии, и очень много сострадания было к их авторам.

Я убеждена, что кликушество и бессознательное призывание скорейшего уничтожения цивилизации в форме повторения чьих-то деструктивных, смертельно опасных и разрушающих сознание идей, говорит о полной потере настоящей веры. Речь даже не о религиозной вере в Бога. Я имею в виду веру в то, что кроме земных сил существуют силы другого порядка.

Мир уже не раз был на краю пропасти. Но как бы близко ни был мир к самоуничтожению, вступали в силу процессы, которые выравнивали опасную ситуацию. Мир ни разу не падал в пропасть. Он окажется в пропасти только в одном случае - если всё человечество, до последнего здравомыслящего человека, вдруг потеряет связь с Высшей силой. Если все люди разом отвернутся от Высших сил, эти силы симметрично отвернутся от человечества. Но пока хотя бы один человек удерживает эту связь в своём сознании, мир ещё держится на волоске.

Мои итоги

Я рада, что в страшном 2022 году мне удалось выстоять, несмотря на потери и большие испытания, о которых я не сообщала публично по причине их очень личного характера.

Я рада, что смогла избежать вражды и ненависти с близкими, которые расходятся со мной в понимании и оценке некоторых исторических событий. Мы не стали врагами и смогли найти общие темы, не связанные с политикой и экономикой.

Я рада, что в самый напряжённый период года собрала курс "Власть слова", который объединил людей по принципу принадлежности к блогерской сфере, по общим идеологическим убеждениям и вневременным духовным ценностям. Не случайно в этой группе оказались православный священник и историк, проработавший в епархии 10 лет.

Я продолжаю вести курс, в котором рассказываю не только о том, как писать сильные тексты, но и о том, как устроен мир в полевом, то есть, энергоинформационном смысле. О том, как действует поле, и какие законы поля помогают нам, пишущим авторам, оставаться сохранными и делать всё, что от нас зависит, в своей профессии. Каждый из нас держит сейчас мир у пропасти - на своём волоске. И если мы поняли философский смысл прошлого года, мы выдержим. А вы?