Найти тему
Подвал Истории

LXXIX. Версаль под знаком Аделаиды

Аделаида была подготовлена ​​к жизни в Версале своим ранним опытом. Например, ее отец Виктор Амадей, известный ей, во всяком случае, как Великий, был сильным мужчиной и центром ее мира; он также был откровенно неверен ее матери. Аделаида росла, понимая, что у мужчин есть любовницы, и что любовницы рожают им детей (у титулованной любовницы Виктора Амадея, графини де Верруа, было двое, которых он признал).

Портрет дамы, предположительно на нем избражена Жанна-Батиста д'Альбер де Люинь, графиня де Верруа. Мастерская Якоба Фердинанда Воэта.
Портрет дамы, предположительно на нем избражена Жанна-Батиста д'Альбер де Люинь, графиня де Верруа. Мастерская Якоба Фердинанда Воэта.

Затем большую часть своего детства она провела в деревне, в Винья-ди-Мадама, любимом прибежище герцогини Анны-Марии, в нем было что-то от французского стиля. Здесь Аделаида делала сыр и доила коров; здесь она научилась любить цветы, садоводство и животных — словом, все то, что любил Людовик XIV.

Однако ее детство не было полностью лишено травм. Более ранний разрыв Виктора Амадея с Францией, которую он бросил ради Аугсбургской лиги, привел к грабежам французских захватчиков и разрушению зданий Савойи: хотя этот опыт нес в себе оттенок огромной силы Франции как державы. Затем зима 1693 года, вскоре после восьмого дня рождения Аделаиды 6 декабря, была в Савойе не лучше, чем во Франции: виноградники и сады были уничтожены, а беднякам угрожал голод.

Анна Мария Орлеанская, 1-я жена Виктора Амадея Савойского. Около 1680 г.
Анна Мария Орлеанская, 1-я жена Виктора Амадея Савойского. Около 1680 г.

По натуре Аделаида была доброй, исключительно доброй, ненавидящей причинять боль кому-либо на свете, и нежной. Ее манеры были превосходны. Например, ее приветствие изгнанной королеве Марии Беатрис было продумано до мелочей: молодая девушка, стоявшая на пороге великой судьбы, выказала величайшее уважение и нежность к той, чье состояние было в таком явном упадке.

В остальном Аделаида была проницательна, как проницательны дети от неблагополучных браков — таков был брак ее собственных родителей, плюс-минус — Виктор Амадей время от времени спал со своей женой в надежде родить наследника мужского пола. (Однако здоровый принц так и не родился до отъезда Аделаиды во Францию, только еще одна дочь, известная как Луизон, родившаяся в 1688 году.)

Портрет Королевы Испании Марии Луизы, (Луизон) принцессы Савойской, жены Филиппа V, короля Испании и внука Людовика XIV. Художник Мигель Хасинто Мелендес.
Портрет Королевы Испании Марии Луизы, (Луизон) принцессы Савойской, жены Филиппа V, короля Испании и внука Людовика XIV. Художник Мигель Хасинто Мелендес.

Плохо образованная по меркам Сен-Сира, Аделаида была от природы умна, сообразительна, забавна и очень-очень жизнерадостна. На самом деле она могла быть специально отправлена для того, чтобы развлекать стареющего Людовика XIV — Аделаида прибыла в Версаль, когда Людовику был пятьдесят девятый год, — человек с набожной старшей гувернанткой женой, беспокойными дочерями, избалованными и рассеянными, и заботами о Европе (какой он ее видел) на своих плечах.

Это был человек, который мрачно предупредил своего сына, что «все великолепие мира» обратится в прах, король и дофин – не исключение. Шесть лет спустя эта милая маленькая обезьянка штурмом взяла Версаль и покорила сердце Людовика XIV.

Портрет Марии Аделаиды Савойской, герцогини Бургундской. Пьер Гобер. Версальский Дворец.
Портрет Марии Аделаиды Савойской, герцогини Бургундской. Пьер Гобер. Версальский Дворец.

Король, кажется, предчувствовал эмоциональную важность Аделаиды в его жизни. Он с самого начала настаивал, то есть до ее замужества, что она должна иметь надлежащее преимущество в качестве первой леди Версаля. Это дало ей равенство с королевой Марией Беатрис, чье звание Людовик до сих пор ревниво охранял.

Поскольку женитьба Аделаиды и герцога Бургундского планировалась, но дата была не установлена, король постановил, что к ней должны обращаться просто «принцесса» — это был единственный титул, как и все величайшие титулы в Версале. Гордые сестры Франсуаза-Мария и мадам герцогиня возмутились: обычная «принцесса Савойская» впереди них!

Мадам, герцогиня Орлеанская, (Лизелотта).1671 г. Художник Йозеф Вернер (1637-1710). Гуашь, картон. Версальский Дворец.
Мадам, герцогиня Орлеанская, (Лизелотта).1671 г. Художник Йозеф Вернер (1637-1710). Гуашь, картон. Версальский Дворец.

Однако Лизелотта, пониженная в статусе с должности, которую она занимала последние шесть лет, не особенно возражала. Она больше беспокоилась о том, чтобы нанести удар мадам де Ментенон: по крайней мере, ей не пришлось бы держать рубашку «старой развратницы», если бы она была официально признана королевой (знакомая навязчивая идея): это должна была бы делать Аделаида как старшая королевская Дама.

Самое интересное, разумеется, впереди. Так что не пропускайте продолжение... Буду благодарен за подписку и комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: