Бывает так, что мягкий звук «Р» поставлен, отработан, изолированно звучит идеально, но в некоторых словах произносится нечетко, неправильно. У каждого ученика это свои слова, свои сочетания звуков. Есть упражнения, которые помогают исправить эту проблему.
Кстати, для новичков на моем канале, немного расскажу о себе. Меня зовут Елена, я логопед-онлайн для взрослых и детей, имею большой опыт по исправлению дефектов речи, подробно рассказываю и показываю, как это сделать.
Подписывайтесь на мой канал, вы узнаете много интересного.
Давайте разберемся, что делать.
Когда звук поставлен, мы больше времени отводим на технику движений языка, и подходим к этому как к отработке каких-либо навыков (ходьба на лыжах, плавание, катание на коньках), чем больше вы делаете что-то, тем с каждым разом получается все лучше и лучше. Здесь даже не важно, как вы произносите звук, гораздо важнее правильное движение языка. Это когда кончик языка ударяется в передние зубы.
Главным упражнением остается «Комарик»
Широкий язычок ставим за верхние зубы и начинаем двигать им сверху вниз, снизу-вверх, произнося звук Зе (получается проторный звук, что-то среднее между ж и з) в слоге. Зе-зе-зе-зе-зе. Следим за языком (он поднимается и опускается).
Что делаем дальше
На начальном этапе я учу своих учеников замедляться, произносить слова с опорой на последующую гласную, растягивая слово, как будто мы зовем слово, которое потерялось в лесу: «Ритааа, рекааа, рюмкааа». Затем, когда движения языка отработаны, мы начинаем ускоряться. Сначала слоги, а затем и слова. Говорим слоги в быстром темпе. Ре-ре-ре-ре-ре и т.д. Ре-ре-ре-ре-ре-река. Говорим, начиная со слогов, как будто разгоняемся, затем говорим целое слово.
В словах с ере, ири говорим с опорой на конец слова (его окончание). переЛЕТ, ИриНА. То есть «пере» мы произносим быстро, а «лет» тянем. Произносим слово так несколько раз, затем переходим к нормальному произношению, как в обычной речи –перелет, Ирина. Звук в этих упражнениях может стираться, быть нечетким, это нормально.
В скороговорках используем следующий прием. Представляем, что мы тренируем не звук «Р», а какой –либо другой звук, например, «К». Когда говорим скороговорку, намеренно выделяем, произносим утрированно звук «К». Ехал греКа через реКу, видит греКа в реКе раК. Сунул греКа руКу в реКу, раК за руКу греКа цап.
Если вы чувствуете, что застряли в произношении каких-то слогов или слов, необходимо проверить движение языка (кончик языка ударяется в передние зубы). Если на физическом уровне все нормально, то это значит, что проблемы в голове (мы много думаем, как произнести этот звук, останавливаемся и делаем паузу и т.п). Тогда необходимо применять различные способы, как обмануть наш мозг. Например, я предлагаю своим ученикам упражнение «Вперед-назад».
Говорим артикулируя, широко открыв рот, двигаем языком от альвеол к передним зубам, продвигаясь по миллиметру. Ра-ра-ра-ря.
Затем двигаем языком в обратном направлении: от передних зубов к альвеолам, продвигаясь языком по миллиметру. Ря-ря-ря-ра. В этом упражнении используем все слоги ро, ру, ры, рэ, ри, ре, ря, рю, рё. Только произносим их, выполняя упражнение «Вперед-назад».
Усложняем задачу. Произносим слова. Сначала по одному, но здесь есть небольшой обман для нашего мозга. Например, написано слово рак, мы читаем, как «Ряк», то есть, заменяем твердый «Р» на мягкий «Рь». Вначале это будет очень сложно, будут ошибки, но это упражнение для того и необходимо, чтобы обмануть наш мозг, заставить его думать в другом направлении. Написаны слова «рак», «рама», «Рома», «рука», «рыба». Мы читаем: «ряк», «ряма», «Рёма», «рюка», «риба».
Это далеко не все упражнения, которые помогают для автоматизации мягкого звука «Рь». Если хотите узнать больше, научиться правильно произносить звук «Рь», приходите ко мне на занятия, и мы вместе решим эту проблему.
Если у вас появились вопросы, приходите на бесплатную консультацию.
Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного.