Необычный казус произошел в зарубежной судебной практике в середине 80-х в США. В 1985 году на Джона Фогерти подали в суд за то, что он выпустил песню, которая, якобы, полностью копировала другую, написанную им же 15 годами ранее, – и это была настоящая юридическая битва, которая дошла до Верховного суда
Когда Джон Фогерти – певец, гитарист и основной автор песен Creedence Clearwater Revival – распустил группу в 1972 году, он единолично уничтожил одну из самых успешных и любимых групп на планете Земля. Полвека спустя трудно представить, насколько популярными они были тогда; у Creedence было десять миллионов проданных синглов, они выпустили шесть альбомов на Fantasy Records, которые попали в первую десятку Billboard (три только в 1969 году), и они возглавляли чарты по всему миру - хотя, как ни странно, они никогда не занимали первое место в своей родной стране.
Тем не менее, мгновенно узнаваемый звук гитары Фогерти и его голос оказались чрезвычайно популярными среди их аудитории. В то время как некоторые из их современников с нетерпением ждали перехода к психоделии, Creedence прославляли "зеленую линию" американского R & B, смешивая ее с roots rock и нечетким оттенком electric blues.
Creedence выпустили Cosmo's Factory в 1970 году. Это был их пятый альбом и, возможно, лучший, хотя два его предшественника – Green River и Willy And The Poor Boys (оба 1969) – сами по себе были впечатляющими альбомами. Когда люди используют слово “swampy (болотистый)” для описания фирменного звучания Creedence, на ум приходит Run Through The Jungle. Шестой трек на Cosmo - это нечеткий, раскачивающийся джем с глухим низом и стежками тугой блюзовой резьбы, пропитанной реверберацией. Они выпустили его как сингл, что оказалось удачным выбором; он получил золотую сертификацию и быстро стал любимым у фанатов. Про эту песню я написал целую статью, поэтому нет смысла повторяться - о чем она кратко можно сказать, что ее считают антивоенной песней, о чем, собственно, показано в клипе. Правда, клип был снят годами позже.
После распада группы в 1972 году Фогерти сосредоточился на сольной карьере, выпустив три сильных альбома, очень похожих на саунд Creedence. Первый, The Blue Ridge Rangers – альбом каверов, на обложке которого имя Фогерти не упоминалось, – вышел на Fantasy, но после заявления о том, что лейбл не смог должным образом продвинуть пластинку, Фогерти потребовал расторгнуть его контракт.
Владелец Fantasy Records Сол Заенц отказался. В конце концов, Фогерти подписал контракт с лейблом Asylum Records Дэвида Геффена на североамериканские права на свой следующий альбом, но это дорого ему обошлось – Фогерти пришлось отказаться от прав на все песни, которые он написал по своему предыдущему соглашению. Это совсем не устраивало Фогерти, и идея расплаты с Заенцем заняла важное место в его повестке дня.
После выпуска в 1975 году обожаемого критиками, но коммерчески не совсем удачного одноименного сольного альбома - с оригинальной версией Rockin' All Over The World - Фогерти написал альбом Hoodoo, который Asylum оценил как некачественный, что побудило Фогерти отменить его выпуск всего за неделю до запланированного выхода. Он залег на дно на следующее десятилетие, пока в 1985 году не вышел "Centerfield", который затмил все предыдущие с точки зрения коммерческих продаж и музыкальным разнообразием.
Centerfield содержит не один, а даже два трека, которые, похоже, очень сильно адресованы его официальному боссу лейбла Fantasy – Mr.Greed (Мистер Жадность) и менее двусмысленному Zanz Kant Danz (Заенц не может танцевать) с сильно измененным написанием слов, которых в реальности нет в англйиском языке. Трек включает в себя текст: "Zanz Kant Danz, он крадет твои деньги / Берегись, парень, он ограбит тебя и глазом не моргнет".
В последнем случае Фогерти подлетел слишком близко к солнцу, привлекая к себе внимание Заенца и его иск о диффамации (распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство потерпевшего) на сумму 144 миллиона долларов, который в конечном итоге был урегулирован во внесудебном порядке. В последующих выпусках альбома песня получила новое название Vanz Can't Dance.
Но именно вступительный трек Centerfield – The Old Man Down The Road – спровоцировал один из самых странных судебных процессов о плагиате в истории музыки. Помните, что Fantasy владела правами на Cosmo's Factory и его вышеупомянутый шестой трек Run Through The Jungle. Они утверждали, что "The Old Man Down The Road", который им не принадлежал, был жалким плагиатом "Run Through The Jungle", на который у них были права. По сути, они утверждали, что Фогерти сам себя обманул, и подали на него в суд за плагиат. Фогерти яростно отбивался, настаивая на том, что "Старик..." была отдельной и уникальной композицией, и что любые сходства были случайными.
Это дело не было урегулировано в досудебном порядке. Оно безжалостно и не отвратимо продвигалось по судебным инстанциям, вплоть до суда присяжных в 1988 году. Еще одним из самых странных моментов судебного заседания было то, что Джон Фогерти сидел в ложе для свидетелей (а не обвиняемых!) с гитарой на коленях и объяснял присяжным то, что, должно быть, очевидным всему залу суда - конечно, две песни могут звучать одинаково, учитывая, что они были написаны и исполнены тем же самым автором в фирменном для него "болотном стиле" художника. Но они все равно будут совершенно разными песнями. Жюри согласилось с Фогерти, определив, что два трека не соответствуют юридическому стандарту нарушения авторских прав.
Если Фогерти чувствовал себя оправданным, и праздновал победу, но его "радость" стоила ему серьезных затрат, и его карман сильно уменьшился из-за судебных издержек в размере 1 миллиона долларов, которые он потратил, чтобы защитить себя от иска о нарушении авторских прав. Если бы Fantasy records выиграли этот судебный процесс, Фогерти был бы обязан оплатить кроме своих и их судебные издержки, и поэтому он рассудил, что в случае его победы, должно применяться обратное. Он обратился в суд с ходатайством о возмещении своих судебных издержек, но ему было отказано, и суд постановил, что иск Fantasy не был ни легкомысленным, ни недобросовестным – бремя, необходимое для возмещения судебных издержек. Неустрашимый, Фогерти обжаловал это решение, и в 1993 году его апелляция была снова отклонена Апелляционным судом Девятого округа Соединенных Штатов.
Суть апелляции Фогерти заключалась в том, что было несправедливо, чтобы успешные ответчики сталкивались с более высоким бременем, чем успешные истцы, для возмещения гонораров адвокатов. Отказавшись уступить, Фогерти подал апелляцию в Верховный суд Соединенных Штатов, который согласился рассмотреть дело и который единогласным решением 1994 года вынес решение в пользу Фогерти.
Главный судья Уильям Х. Ренквист – убежденный консерватор – возможно, и не оценил музыку Фогерти, однако отметил в своем решении, что Creedence “была признана одной из величайших американских рок-н-ролльных групп всех времен”. Он также отметил, что Конгресс предполагает, что единый стандарт должен применяться к обеим сторонам при присуждении компенсаций гонораров адвокатам.
Фогерти продолжал выпускать музыку на протяжении многих лет, и, хотя темы и соавторы изменились, новые песни продолжают звучать как старые песни Джона Фогерти.
==================
Спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.
Еще о Криденс :
Что в имени тебе моем - Криденс
Том, старший из братьев Фогерти