Найти тему

Психический ребёнок и его друзья.

Добрый день , дорогие читатели.

Один из комментариев натолкнул на мысль рассказать о том, как старший сын, перфекционист, общается со своими ровесниками и не только.

Оглядываясь назад, лет на 10-12 назад, я понимаю, какой долгий и сложный путь прошёл мой старший сын. Сравнивая с собой, что непроизвольно происходит, у меня была просто идеальная жизнь в плане дружбы и друзей вообще.

Вы читаете дневник мамы подростков с инвалидностью. Старший сын имеет психиатрический диагноз.

Когда я была маленькая, мои друзья делились на городских и на дачных. В городе у меня была одна главная подруга, прям лучшая, как это часто бывает, мы жили по соседству. До 18 лет не разлей вода, потом взрослая жизнь развела. А за городом вообще была компания большая - много ровесников-детей, с некоторыми до сих пор дружим. И это несмотря на то, что я была довольно замкнутым ребёнком. Но , притеревшись к другому ребёнку, общаться было легко. В детском саду тоже были приятели, в основном мальчишки. С девчонками в последний год стала дружить, с одной до сих пор общаемся, трое из её детей - мои крестники.

В школе почему-то наоборот, с ребятами меньше общалась, подруги были разные, тогда жизнь стала учить, кто есть кто.

Лет в 15 у меня уже сформировалась большая компания вне школы, это были музыкальные единомышленники. Мы целой оравой тусили. В институтские года компания поменялась, но интересы остались в общем те же, а людей, с кем мы перезванивались и встречались в тусовочных местах становилось всё больше. Да, компания была очень большая. Это в городе. А на даче тоже, человек 10-15, держали весь посёлок в напряжении.

С годами, конечно, народ разметало. Но остались те, с кем до сих пор общаемся.

А вот сын мой старший попал в совсем другой разрез. Начну с того, что у него почти всегда был свой личный друг - это его брат, младший сыныч мой. И ему в принципе никто больше не был нужен. Несмотря на лидерские задатки, кроме брата в дошкольные годы, он так и не смог никого сделать своим другом.

В детском саду старший всегда тянулся к другим детям и дружить пробовал, но в силу своих особенностей не мог. Не всегда его идеи нравились абсолютно всем, а он не понимал, как его идеи могут не нравиться и почему невозможно заставить кого-то делать то, что он хочет. И реакции на отказ играть с ним были не всегда адекватные. Он всегда очень бурно выражал своё недовольство, кричал, возмущался и остановить было почти невозможно. Воспитатели творили чудеса, успокаивая моего ребёнка. Хотя знали, что условно завтра всё будет то же самое. Но никто, кстати, не намекал даже убрать моего из группы или из сада. Ни родители, ни воспитатели. Всё таки дружил он, вспомнила. В последние два года в садике он дружил с девочкой, с которой они часто пели дуэтом или танцевали в паре. Тоже очень высокий интеллект, творческая личность. И ещё с мальчиком одним вместе изучали насекомых всяких. Спустя годы он этого парня встретил в своём отделении психиатрической больницы.

В школьные годы друзья всё таки появились, пару-тройка ребят и девчонок. Главным условием был ум. Дружил исключительно с отличниками, потому что сам был такой. Двойки были из-за поведения. По гостям ходили друг другу, а однажды лучшая подруга сына перестала с ним общаться, потому что у другого одноклассника был лучше телефон. С того момента можно сказать и дебютировало расстройство психики. Предательство не смогло уложиться в мозгу сына и он слетел с катушек. Учиться перестал, орал везде, вёл какую-то дикую агитацию всех против самого себя. Но тем не менее, другие ребята, с кем он дружил, от сына не отвернулись, ровно относились к нему. Семьи, видимо, адекватные. Хотя он мог и на них сорваться.

Сорваться - не избить и не зарубить топором, не разломать что-то. Сын срывался криком и высказыванием своих подозрений в грубой форме.

Когда сын перешёл на надомное обучение, с одноклассниками стало сложнее общаться. Гулять один он не ходил ещё, а на индивидуальном занятии дружить особо не с кем было.

Но в какой-то момент он стал убегать из дома. Ну как убегать. Гулять убегать. Удержать его было уже сложно, не малыш, я и не держала. Убегал на час-другой и возвращался в более спокойном виде. За время этих "прогулок" он нашёл себе компанию, с которой, как ни удивительно, дружит до сих пор. Но контингент уже совсем другой, у всех проблемные семьи, кто-то без отца, кто-то болен, кто-то двоечник. Уже не было поиска по интеллектуальным способностям, сыну было важно, чтобы приняли. Ребята эти простые, беззлобные. Но, пока мы выясняли, что со старшим не так, пока подбирали терапию, пока он вообще не понимал, как жить, было всякое. Сколько же он ссорился со своим другом лучшим! Не пересчитать. А тот его терпел и терпел. И с девчонками ругался постоянно. Даже полицию на них вызвал однажды, я писала об этом. Сейчас ходят не разлей вода, не ругаются.

С семи, наверное, до четырнадцати лет, у старшего не было постоянных друзей. Многие от него отвернулись, а он от обид не собирался налаживать мир. Всему виной неумение правильно выражать свои эмоции. Обычный человек скажет: "Я не понял", а мой будет орать и обвинять всех в тяжких грехах, если чего-то не понимает. И по-детски, думаю, считал, что для него одного всё случается само собой, и друзья, и хорошее отношение. А ведь он всех подозревал в плохом отношении к себе и высказывал друзьям свои подозрения... Кому такое понравится?

За последний год старший вернул себе репутацию, друзей, даже с врагами общается без агрессии. Если кто-то поругался, я об этом узнаю - ребёныч, не умеющий врать по природе своей, всё докладывает, даже неприятные вещи, сказанные им самим. Совета просит, разбираем всё, и ещё с психологом обсуждает. Сейчас это крайне редко, ну не каждый день, как раньше. Я не знаю, насколько искренне он дорожит друзьями, но общаться научился нормально, как все. А может, и друзья привыкли к нему, что не реагируют на всяческие всплески,зная, что дальше ничего не будет. Мало, конечно, общения. И контингент не сильно разнообразный, но слава Богу, что он вообще есть! Что сын не сидит один дома как сыч и не клянёт судьбу за своё одиночество.

Ах, ещё есть одна подруга. Познакомились они в санатории. Девочка тоже инвалид, полный букет, и по психиатрии, и по физиологии. Но отношения у них высокие. Она живёт в другом городе, общаются по видео. И вот она терпит срывы моего ребёнка уже четвертый год, а мой всё пытается выискать в ней как можно больше недостатков, чтобы мне пожаловаться. На мои слова: "Не хочешь общаться с ней - не общайся." На что он мне отвечает: " Не могу, она обидится." И как только звонок от неё, бежит разговаривать минимум на час. Такая дружба интересная.

Не знаю, насколько раскрыла тему статьи, но вот так. Могу сделать вывод, что несмотря на довольно неприятное психическое расстройство, сын не одинок и не зациклен на доме. И этим ничем не отличается от среднестатистических подростков.

Спасибо за внимание.