Как управлять своими психологическими состояниями

194 прочитали

Все больше жизнь отдельного человека, озабоченного миром своих переживаний, фрагментируется на состояния. Особенно это заметно по тому, как люди проживают войну. Вот они прочитали утром новости и впали в состояние "тревоги", потом пошли поработали и отвлеклись и обнаруживают себя в состоянии "радости", потом на обеде почитали душеспасительные прогнозы какого-нибудь очередного аналитика и впали в "воодушевление", потом пришли домой и их накрыло состоянием "отчаяния". Чем это отличается от эмоций? Тем, что эмоции это как бы реакции на ситуацию (или переживание значения ситуации), а состояния - это переживания сами по себе как ситуации. То есть, говоря философским языком, способы существования. Это как бы изолированные от общего потока монадические переживания без начала и конца. Они наступают сами по себе и проходят без следа.
И ещё они обычно значительно интенсивнее как с точки зрения переживания, так и с точки зрения насыщения смыслом.

Все больше жизнь отдельного человека, озабоченного миром своих переживаний, фрагментируется на состояния. Особенно это заметно по тому, как люди проживают войну.

Так вот сегодняшняя жизнь зачастую выглядит как переходы из одних состояний в другие или просто длящиеся состояния (часто именно так определяется например депрессия - по длящемуся состоянию уныния) или как состояния, к которым стремятся. Например цветущая бурным цветом мода на всяческие психостимуляторы, к которым я бы отнес и специальные техники дыхания (типо холотропа) и движения (например суфийские танцы и прочие формы внешнего зикра) и является по сути стремлениям к искусственному получению неких состояний, которые очень хочется обрести.
Общая психология учит нас, что психологические состояния являются элементом процессов развития, адаптации, осмысления опыта, своего рода инсайты (смысловое схватывание системной целостности той или иной ситуации). Вы, например, долгое время пытаетесь решить какую-нибудь сложную математическую задачу. Делаете это годами, днём и ночью, и вот, когда вы находите решение, вы испытываете невероятное переживание воодушевления. В отличие от этого, погоня за химически вызываемыми состояниями по содержанию своему похожа на пресловутое "во вселенной пахнет нефтью" - вы получаете невероятные ощущения, но никакого отношения ни к вашему опыту, ни к вашим ценностям, ни к вашей деятельности, ни к личностным смыслам это не имеет. Поэтому старые психологи и советовали заниматься духовной (в гегелевской смысле) деятельностью, трансцендировать, и получать за это те самые трнасцендентные состояния как побочный эффект, а не ширяться наркотой.
Однако в период острого кризиса вроде того, который происходит сейчас, психологические состояния обретают принципиально другой, я бы сказал, аффективный статус в нашей жизни. Сигналы, которые идут извне, многократно усиливают любые наши эмоции, которые призваны сообщить нам о том, что происходит и к чему готовиться. Например, когда в фоне в той или иной степени разлито ожидание скорой или не очень бомбардировки, то и ожидание всяких мелких неприятностей может приводить к пиковой тревоге. Которая, из-за резкого перехода в пиковые значения может становиться состоянием. Тревога может сменяться унынием или внезапным нервным возбуждением, которое в подоплеке имеет глобальный страх и т.д. и т.п. В общем, в эти непростые времена многие могут почувствовать то, как живут люди с КПТСР. Когда вечная настороженность и ожидание неприятностей любую внешнюю неприятность интерпретирует как глобальную угрозу с реакцией замри, бей, беги, растянутых в состояния, а не мговенные поведенческие акты.
Попытки бороться с этими состояниями традиционными методами (когнитивной проработкой, расслаблением, отвлечением внимания) в пиковых состояниях могут не работать. При этом многократные попытки побороть то или иное состояние могут приводить к краткосрочным "просветлениям", когда например сильная постоянная тревога будет сменяться тем, что я называю "хтоническим покоем", полученным как правило случайно - либо из-за какой-нибудь внезапной ободряющей мысли в бульоне крутящихся в голове повторяющихся негативных идей, либо в моменты отвлечения внимания и включения в какой-нибудь фильм или в мелодию.
И тут важен один момент. Принципиальный. Борьба с негативными состояниями может быть эффективной не тогда, когда вы включаете сверхконтроль и отслеживаете малейшие нюансы своего негативного состояния, но тогда, когда вы фиксируетесь на противоположных, позитивных состояниях, ищете их, запоминание, вспоминаете. Иногда даже фантазия о том, как может быть иначе, сильно трансформирует ваши негативные состояния. Удачно отловленные позитивное состояние характеризуется тем, что оно меняет весь ваш ход мыслей, действий, мировоззрения и т.д. в моменте. Вот вы весь трясетесь в тревоге, мысли о том, что у вас ничего не получается и никакого будущего нет ходят по кругу, а вот вы уже понимаете, что в мире есть один беспредельный хтоническим покой и на его фоне вам под силу справиться с любой задачей и проблемой, потому что они ничтожные соринки на огромном зеркале беспредельного покоя. И тут в одно мгновение и в целом вы получаете все то, что по частям и многие годы вы пытались настойчиво исправить (негативные мысли и убеждения, телесные реакции, способы коммуникации, организацию собственного поведения) и значит из этого можно сделать вывод, что ключ к изменению вашего самочувствия лежит в обретении позитивных состояний. Это не значит, что не стоит над всеми его - состояния - составляющими работать, это говорит о том, что стоит искать эти самые состояния как цели исцеления.
И как же это делать? Я бы посоветовал, во-первых, начать поисковую деятельность, обращать внимание на состояния, противоположные тем, от которых вы хотите избавиться. Во-вторых, следует пробовать экспериментировать со своим состоянием, пробовать делать все, что может вам дать новое, которого вы хотите. Даже если это химия (те же антидепрессанты), стоит обращать внимание на все аспекты проживания вами новых состояний: в мыслях, телесных проявлениях, эмоциях, элементах ситуации и т.д. В-третьих, стоит инструментализировать способы обретения этого состояния вновь: что именно происходит с вами в этом состоянии, как бы вы назвали это состояние, что вам надо запомнить, чтобы вспомнить его, когда вы его хотите (образ, мантру, лозунг, любой якорь). В-четвёртых, следует осваиваться, привыкать к нормальным срстояниям (это отдельная тема, почему вы можете иметь привычку избегать позитивных состояний), а в моменты регресса, повторять весь путь сначала. В общем, работа с состояниями сильно напоминает алгоритм AWARE Бека по борьбе с тревогой.
Но вернёмся таки к деятельностному подходу. Существуют ли состояния сами по себе вне психологической теории? Все ли впадают в состояния? Являются ли они естественной чертой человеческого существования? В том-то и дело. Когда вы не можете справиться с накатывающими на вас событиями внутренней жизни, а готовых слов для описания, а значит и выделения для рефлексии соответствующего куска опыта для проработки у вас нет, стоит вводить новые понятия, как-то определять их, тем самым вербально прорабатывая, практически осваивая, феномен, который вы своим вниманием зафиксировали. И, если говорить про деятельностный подход в психотерапии, то примерно так и выглядит перманентная психотерапия. Давно наступили те времена, когда, чтобы справляться с безумием внешнего мира нам придется отстроить у себя в сознании план внутреннего опыта, постоянная работа в котором позволит нам не столько управлять собой, сколько развивать себя для того, чтобы таки обрести субъектность или инициативу, если не обществе, в котором мы живём, то по крайней мере в своей индивидуальной жизни.
И тогда состояния будут не кусками мозаики, расщепляющую нашу жизнь на бессвязную последовательность состояний, но проработанным набором механизмов реакции и проживания более менее типичных уже для нас ситуаций.