Найти в Дзене
TechInsider

Почему цивилизация никогда не откажется от железных дорог

Оглавление

Инженеры скорее найдут замену автомобилю, чем рельсовому транспорту. Не верите?

    Почему цивилизация никогда не откажется от железных дорог
Почему цивилизация никогда не откажется от железных дорог

Однако сейчас рельсовый транспорт переживает настоящий ренессанс. Даже в США, стране развитого автомобилизма (переразвитого, как мы думаем), ежегодно открывается несколько новых трамвайных линий, а власти Калифорнии готовятся запустить первый в стране поезд-пулю.

И попробуйте вспомнить: сеть каких транспортных путей в Москве растёт быстрее всего?

   Высокоскоростные поезда эффективнее и комфортабельнее самолётов.PxHere
Высокоскоростные поезда эффективнее и комфортабельнее самолётов.PxHere

Чемпионы эффективности

Если задействован эффект масштаба - большой объём грузов или пассажирских перевозок, большие дистанции - поездам нет равных по эффективности. Чтобы перевезти тот же объём грузов железной дорогой, нужна меньшая площадь земной поверхности и меньше энергии, чем при автомобильных перевозках. Вот несколько примеров.

  • По узкоколейной линии в ЮАР длиной 894 км ежедневно проходят несколько товарных составов, каждый из которых везёт 40000 тн руды. Попробуйте посчитать, сколько грузовиков нужно, чтобы выполнить тот же объём перевозок, что и узенькая полоска железной дороги.
  • Одна трамвайная линия способна за день пропустить в 3 раза больше пассажиров, чем выделенная полоса для автобусов.
  • Поезд Eurostar проезжает от Лондона до Парижа, тратя в 10 раз меньше энергии, чем авиалайнер на том же маршруте.
   Это - максимум, на что способен грузовик. Даже не десятая часть от грузоподъёмности поезда.PxHere
Это - максимум, на что способен грузовик. Даже не десятая часть от грузоподъёмности поезда.PxHere

Встанут ли беспилотные автомобили на рельсы?

Может ли получиться так, что асфальтовые дороги исчезнут, а вместо них везде будут проложены рельсы? Это вряд ли произойдёт скоро, но такой сценарий тоже возможен. За него говорят два фактора.

Ответ - шины. Самый чистый электромобиль не станет экологичным, пока ездит по асфальтовым дорогам на резиновых шинах. Стираясь об асфальт, они образуют большой объём токсичной пыли. Кроме этого, сопротивление качения резиновых колёс в разы выше, чем стальных колёс поезда по рельсам.

   Трамвайная линия перевозит в 3 раза больший пассажиропоток, чем автобусная.PxHere
Трамвайная линия перевозит в 3 раза больший пассажиропоток, чем автобусная.PxHere

Развитие систем помощи водителю и умных транспортных систем привело к тому, что от водителя зависит всё меньше: мы строго следуем полосе и рекомендуемой скорости, повинуемся дорожным знакам, электроника поддерживает дистанцию до едущего впереди автомобиля. Фактически, едем по виртуальным рельсам.

Технологические прогнозы - дело неблагодарное. Но в Новый год, как никогда, хочется заглянуть в будущее, и меня потянуло на размышления.

А какое развитие транспорта вам кажется наиболее вероятным? Жду в ответ ваше мнение.