Продолжаю разбирать этот тезис на части и собирать новый менеджмент, который будет не только интересной интеллектуальной моделью, но полезной практикой управления другими людьми в бизнесе.
Менеджмент - это координация интересов!
На мой взгляд такая формулировка отражает самую суть науки, искусства и практики управления.
Здесь перед нами появляются два явных момента:
Первый касается главной задачи, где из множества управленческих задач, от целеполагания (1), планирования (2) и предвидения (3), … и заканчивая учетом (7), анализом (8) и регулированием (9) мы волей-неволей обнаружили самую главную, или точнее ключевую задачу – координирование!
Второй момент – раскрывает природу человека, группы лиц, а возможно даже института, которая проявляется в интересах. Конечно можно было бы искать колюч управления человеком в его потребностях, мотивах, установках или ценностных ориентирах. Но именно интересы указывают путь в менеджмент, а не психологию или манипулирование.
Механизм координации – это то, что позволяет работать (выполнять полный цикл работ) с интересами. Это наиболее формализованная часть, делает явными все манипуляции с интересами отдельного человека или группы людей: от выявления, распознавания, захватывания, перемещения, поддержания, направления, усиления, отражения и поглощения. Я попробовал составить матрицу со всеми возможными принципами работы с интересами как некой сущностью.
Но что такое интерес?
Нужно вычислить значение этого слова и его отличительные характеристики, чтобы понимать, что не является интересом, а что делает нечто интересом. Это потребуется для того, чтобы понять особенности природы и работы с этой самой сущностью. Может ли этот интерес быть само по себе или он обязательно в чём-то он заключается? Как его идентифицировать, выявить, определить, измерить, оценить. Как подойти к его пониманию. Что же такое интерес, попробуем найти наиболее близкие по смыслу слова, чтобы достичь большего понимания этого слова. И как оказывается, наиболее по смыслу оказывается слово ЦЕЛЬ.
Также с интересом соотносятся такие понятия как намерения, желания, любопытство, также интерес проявляется в том, какие человек видит возможности или делает предположения, а также желание реализовать какую-либо идею. Одно из определений механизма появления интереса (описана у Хекхаузена) состоит в том, что когда у человека что-то получается в действиях и он приходит к значимому для себя результату, то в этом случае и возникает интерес.
Также природу интереса можно разделить на три части:
Первая часть - физическая, обусловленная необходимостью поддерживать себя в определенном ресурсном состоянии, в способности действовать.
Вторая часть интереса – социальная, это интерес к другим людям: соревнование, объединение или подчинение.
Третья часть интереса состоит в обретении смысла, понимания, познания. Здесь человек проявляет интерес задаваясь вопросами: Зачем это?, Как это?, Что это?
Также интерес может иметь направление: «Смогу ли я?» или «Зачем мне это?» – это внутреннее направление, больше про философию и развитие! А может иметь внешнее направление: «Что дальше?», «Что еще возможно?», это больше про решение задач и про достижение результатов.
Продолжение темы «Координация интересов» в следующем выпуске…
(авторский материал)
ИП/2023/01/01