Увидев гигантские головы богов на горе Немрут даг я понял – мне туда Надо. Но оказалось, что это не так просто сделать. Я нашел туристическую компанию, которая возит туда туры и через московское представительство пытался купить путевку – безрезультатно. Тогда я связался с турецким офисом, мне обещали помочь, но время шло, а результата – не было. Пришлось звонить руководителю туристической компании и чудо случилось. Мне нашли гида. Он арендовал автомобиль и мы вдвоем отправились по Восточной Турции.
Раньше мой гид возил немецких туристов, но с началом войны в Сирии европейцы перестали ездить на территорию курдов, поток туристов высох. В расчете на русских турецкие выучили русский язык. Мой гид Selcuk Sahin обучался в Белоруссии и я был у него первый русский турист.
Из Малатьи в Кяхту ехали ночью, какими-то кренделями, думал убъемся. По пути договорились питаться как турки. Еда дешевая, но очень острая, из мяса одна баранина. Чтобы погасить остроту пьют кисломолочуню продукты, которые готовят тут же за стенкой. Как я и думал, мой не подготовленный желудок меня подвел. Натуральный кефир в Турции я больше не пил.
Отель Zeus 2* - наше первое пристанище - чистенький, аккуратный и ... пустой. Здесь других, наверное и нет. С утра отправились на курган у подножья Немруд Даг. С трех его сторон воздвигнуты столбы, на которых сидят орлы - по одному на каждом столбе. В домусульманский период на Аравийском полуострове почитался бог в образе орла. Его называли Наср. Есть версия что из этого культа эволюционировал иудаизм с его двуглавым орлом в окружении знаков зодиака. Но удивительно, что орлов – три. Обычно три опоры присущи сосуду дин. Через него угощали небесных богов, тех же орлов, в древнем Китае (культура Шан-Инь). Но где Китай и где Турция, хотя по времени период владычества Хеттов совпадает периодом Шан-Инь.
Немрод даг – высокая гора и на ней много захоронений. Считается, что на самой вершине стоит усыпальница Антиоха – одного их великих правителей династии Селевкидов. Но есть сомнения. Геродот писал что азиаты устраивают место поклонения высшему женскому божеству (Великой матери) на насыпном кургане. Там же они устанавливаели ее золотой идол. Эрих Нойман в своих исследованиях пришел к выводу, что местом обитания женского божества являеся вершина горы. Если обратится к мифам, можно вспомнить, что мужи притендующие на власть в Шумере, приходили к богие Иштар на вершину горы.
Это совпадает с тем, что я увидел на вершине Немруд даг. Насыпной курган сделан из колотого камня. Это не речная галька. Большие валуны дробили прямо на месте и насыпали в курган. Из черного вулканического базальта построена ограда с барельефами бородатых мужчин. В их руках какие-то культовые предметы. Возможно это шествие богов шумерских, ассирийских, хеттских... не знаю.
Это сооружение отличается от светлого камня гигантских голов греческих богов. Видимо на вершине два пласта построек. Антиох переиспользовал древнее святилище, сделав храм для своих богов.
Дальше едем в Урфу. По пути переехали Ефрат и побывали на одной из крупных турецких ГЭС. Видно, как турки ей гордятся, но меня живущего по соседству Саяно-Шушенской ГЭС она не ввела трепет.
От Урфы до Сирии всего 50 километров. Но войной здесь не пахнет. Едва не зашел в пещеру Авраама, теперь жалею. Рядом с ней парк, и бассейны со священными карпами. По близости есть рынок, цены конечно дешевле, чем туристическом Стамбуле, но ассортимент почти тот же. Главная достопримечательность – чайхана в центре рынка. Здесь живая музыка и стулья с рекламой кока-кола, сидишь и чувствуешь как попираешь пятой точкой известный бренд. Ужинали где-то под открытым небом. На улицах много народа, но пьяных нет – совсем.
Еще в Урфе есть музей Гебекле Тепе, точнее в нем собраны разные прикольные артефакты с разных памятников на Востоке Турции. Но попасть в музей не удалось – он переезжал. Зато Гебекле тепе принимал всех желающих и даже удалось поговорить с тем, кто собственно и нашел этот памятник. На сегодняшний день он считается самым древним – около 12 тыс. лет. Это несколько окружностей из камней похожих на молотки с барельефами животных. Но самое классное место – на горе – где дерево растет. Вот там действительно радостно посидеть.
Теперь нас ждал Газиантеп, здесь расположен крупнейший музей мозаик. Восточная Турция – колыбель антиохийской школы богословия, которая нам известная как «нестореане». В мозаиках запечатлено их искусство – говорящий символизм. Широко распространены элементы «цветка жизни», другие напоминают сюжет где великий царь «пасет» великие звериные тотемы Азии: тигр, олень, кабан и т.п.
Дальше, переезд в Малатью и перелет в Аланью через Стамбул. Там в одном из отелей меня дожидается семья.
p.s. Если кто-то захочет повторить мой маршрут, лететь надо не в Малатью а в Дьярбакыр. Маршрут получится короче на 400 км. А так, все красиво получилсь.